Ознакомился с заметкой уважаемого Александра Рубинова о его сомнении в подлинности бон Бутюра.
Без согласования со своим соавтором не всё могу выкладывать до выхода каталога, поэтому готов обсудить то, что уже известно многим:
Наличие в старых коллекциях
- Коллекции Савинова и Айвазяна, на которые ссылался Абезгауз при упоминании происхождения своих бон, сформированы в довоенное время. Один знак был в коллекции Якубенко.
Элементы оформления
Наличие их или отсутствие никак не может свидетельствовать о подлинности предмета. Как не говорит о подлинности отсутствие на них водяного знака, металлографии и орловской печати. Это просто элементы защиты. И в отличие от огромного пласта бон, некоторые элементы защиты на Бутюре есть - определенная система нумерации и элементов оформления в каждом выпуске.
Воспоминание современников
С предположением того, что упоминание в книге Голицына о "
перфорированных разного цвета листах с отрывными как почтовые марки талончиками, на которых кроме номинала крупным шрифтом значилось "Бутюр" является поздней вставкой можно согласиться лишь в том случае, если компиляторщик (в даннном случае сын Кирилла Голицына, который вроде ещё жив) не просто видел хотя бы одну такую бону, а как минимум пяток, раз написал, что они разного цвета. И это вряд ли, так как тут коллекционеры с огромным стажем их раньше не видели. Сегодня, в эпоху интернета можно собрать в сети картинки, а в 90-х, раз автор видел и не одну, то значит имел отношение к фальсификатору, который предоставил эту информацию? Сомнительно, если не сказать больше.
Ну и от себя добавлю - даже если не принимать во внимание всё вышесказанное, а рассматривать только сами знаки, то можно сделать такие выводы:
Сегодня мы знаем о 9 выпусках бон Бутюра - согласно упоминанию на самих бонах. По коллекциям известно 6 из 9 - первый, четвертый, пятый, шестой и девятый. Самый многочисленный последний, девятый. В каждом выпуске есть своя система оформления и нумерации, отличающаяся друг от друга.
Если это подделки 60-х или 90-х, то автор этого замысла - гений, который сделал многосложное, крайне малотиражное произведение в то время, когда вообще сильно не заморачивались над доказательной базой фуфла - лепили вещи с несуществующими эмитентами в черно-белом цвете. Самое сложное, что мне встречалось - это когда подделки Главзолота лепили настоящих карточках.
Ну а принимая во внимание вышесказанное - сегодня нет оснований считать боны показанные Бутюра подделкой.