Экономический кризис в СФРЮ 1982-1985 гг.
В 1952–1965 гг. югославская экономика пережила свой «золотой век», конкурируя с Японией как с наиболее быстро растущей экономикой в мире. За период между 1950 и 1985 гг., только Тайвань (6,64 %), Япония (6,26 %) и Китай (5,1 %) по темпам ежегодного роста ВНП обгоняли Югославию (4,46 %).
За 1957-1961 гг. экономика Югославии получила помощь в размере 1,7 млрд. долларов по 350 млн. долларов в год. Несмотря на определенный крен в сторону потребления, в конце 1950-х гг. промышленное производство показывало хорошие результаты роста: в 1957 г. – 16. 7 %, 1958 г. – 11 %, 1959 г. – 13 %, 1960 г. – 15 %, 1961 г. – 7 %.
Предоставленные западные кредиты правительство СФРЮ помимо модернизации и строительства новых предприятий, также тратило на закупку продовольствия и товаров широкого потребления в западных странах. В этом ошибочном решении заключалась одна из причин, приведших югославскую экономику к глубокому кризису в 1980-е гг.
Говорить о том, что руководство страны не осознавало негативные последствия для страны от роста своей зависимости от Запада беспочвенно. Так как экономические реалии этого процесса лежали на поверхности. Для сокращения дефицита платежного баланса в конце 1950-х гг. был выработан ряд мер:1) Усиление роста сельского хозяйств, что должно было повлечь за собой сокращение импорта и увеличение экспорта сельхозсырья; 2) Проникновение товаров югославской промышленности на рынки «третьего мира»; 3) Использование западных кредитов для финансирования предприятий, ориентированных на экспорт.
Тревожная ситуация сложилась в сфере внешней торговли. Только за один 1970 г. импорт вырос на 27 %, а экспорт только на 3,3 %. Среднегодовой рост цен за 1960-е гг. составлял 10%. В 1962 г. национальный доход на душу населения составлял в Словении 378 тыс. динаров, в Хорватии – 232 тыс., в Воеводине – 903 тыс., в Сербии – 175 тыс., в Черногории – 142 тыс., в Боснии и Герцеговине – 137 тыс., в Македонии – 134 тыс., в Косово – 71 тыс. Также важно добавить, что во второй половине 1960-х гг. темпы роста личных доходов, равнявшиеся 7,2 %, превышали темпы роста общественного продукта на 24 % и на 44 % – темпы роста производительности труда.
Относительно высокие темпы роста югославская экономика демонстрировала до середины 1970-х гг. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. в ходе, которого цена на баррель сырой нефти подскочила с трех долларов до двенадцати, сильно ударил по Югославии, в этих условиях Югославия должна была ежегодно платить за ввоз нефти около 7 млрд. долларов. В связи с высокими ценами на нефть экономика страны была вынуждена менять свой энергетический баланс, увеличив долю угля (с 27 % до 34 %), и снизив долю нефти (с 44 % до 35 %). Повышение цены нефти в 1979 г. (с 14 до 32 долларов) способствовало резкому снижению темпов роста промышленности (1979г. – 9 %, 1980 г. – 3,5 %) и капиталовложений (1979г. – 6,4 %, 1980 г. – -5,9 %). Также увеличилось число безработных (в 1978 г.- 7,8 % по сравнению с 4,1 % в 1968 г.). Если на протяжении 1960-х г. среднегодовой прирост розничных цен составлял 8%, то в 1970-х гг. – 20%, а впоследствии цены резко выросли (1985 г. – 60 %).
Также одной из основных проблем югославской экономики конца 1970-х гг. являлась валютная долговая кабала, в которую страну загнало руководство СКЮ, беря бесчисленные кредиты у Запада. Конституция 1974 г. позволяла республиками в обход центрального правительства брать займы у иностранных государств, что крайне сильно осложнило общее финансовое положение федерации. Внешний долг рос как снежный ком: 1971 г. – 1,2 млрд., 1977 г. – 9,54 млрд., 1985 г. – 21 млрд.
Традиционной проблемой югославской экономики был и отрицательный платежный баланс. За период с 1965 по 1980 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составили 5,2 %, а импорта – 7,3 %. Дефицит внешнеторгового баланса в 1979 г. достиг суммы в 7,2 млрд. долларов. Если проанализировать структуру импорта в Югославию за указанный период то получается, что в среднем на долю сырья приходится 62 %, на машины и оборудование – 23 %, на товары широкого потребления – 15%. Руководство Югославии вместо вкладывания инвестиций в развитие производства отечественного сырья и энергии с долгим циклом окупаемости, сделало ставку на закупку дешевого сырья за рубежом для развития обрабатывающей промышленности с коротким циклом окупаемости. После удорожания многих ресурсов в 1974 г. экономика была вынуждена импортировать необходимо сырье для продолжения производства собственных товаров на экспорт(3). Зависимость от поставок сырья не позволило Югославии снизить количество импорта в 1980-е гг., что значительно ухудшило состояние торгового баланса.
Экономический кризис в СФРЮ, повлиял на всё экономическое пространство страны, затронув все союзные республики. Кризис сопровождался резким спадом промышленного производства (снижение с 7,8% в 1960–1980-х годах до 1,4% в 1980–1989 годах), стремительным ростом безработицы, неконтролируемой инфляцией (которая достигла 167% к 1987 году) и падением уровня жизни.
На фоне всех этих неблагоприятных процессов, в начале восьмидесятых годов прошлого века социалистическую Югославию охватила экономическая рецессия, для населения было установлено нормированное потребления электрической энергии, дефицитом стали многие продукты потребления, такие как кофе, сахар и стирального порошок, для покупки бензина владельцам автомобилей были введены топливные талоны. Чтобы обеспечить снабжение необходимым товаром местных жителей, и предотвратить спекуляцию, а также вывоз дефицитных товаров в другие регионы отдельные муниципалитеты ввели в обращение собственные товарные талоны (боны, ваучеры) (4).
По решению штаба снабжения муниципалитета Карловац и в районе Карловацкой коммуны в 1983 году, были введены купоны на снабжение дефицитными продуктами. Этот способ продажи носил временный характер, и был направлен на обеспечение постоянного и равномерного снабжения всех потребителей на территории муниципалитета, чтобы предотвратить накопление избыточных запасов в домашних хозяйствах, возможные спекуляции и другие негативные явления, а также ожидание в очередях перед магазинами.
Купоны напечатаны в трех разных цветах и предназначены для покупки пищевого масла, моющих средств и кофе. Количество выделяемых дефицитных продуктов определялось количеством членов семьи. Таким образом, каждый член семьи мог получать на месяц: 1,2 килограмма моющего средства в месяц, 1 литр пищевого масла и 100 граммов кофе. Право на покупку кофе имеют только члены семьи старше 16 лет.
По данным штаба снабжения, для ежемесячных нужд Карловаца необходимо было обеспечить 70 000 литров пищевого масла, 6,5 тонн кофе и 80 тонн моющего средства.
В общине Валево (Ваљево), в 1983 году, тоже были введены купоны на покупку дефицитных продуктов, напечатанных в трех разных цветах и предназначены для покупки пищевого масла, моющих средств и кофе.
В Республике Македония в 1983 году были введены боны на масло, текст - "Февруари 1983 БОН МАСЛО ЗА ЈАДЕЊЕ 1 литар Месна Заедница - Скопје ", "Март 1983 БОН МАСЛО ЗА ЈАДЕЊЕ 1 литар Месна Заедница - Скопје ", боны имели шестизначный номер, и были отпечатаны в издательстве "М.З. Драчево".
В начале 80-х годов годовой рост инфляции в СФРЮ составил 50%.В 1985 г. рост цен в Югославии составил уже 70%, а в 1988 г. - приблизился к 300%, а по некоторым данным - превысил эту величину. Текущий уровень инфляции, который был зафиксирован в начале 1989 г., давал основания предполагать, что по итогам года он может превысить 450%. В феврале розничные цены выросли настолько, что инфляция при сохранении такой тенденции по итогам года могла достичь величины почти в 1000%. В результате жизненный уровень стал падать, рост зарплаты не поспевал за ценами, по предварительным данным, только за 1988 г. реальные заработки трудящихся в СФРЮ уменьшились на 12,2%.
Чтобы компенсировать рост инфляции, многие предприятия стали выпускать ваучеры на горячее питание, которые сотрудники получали за часть заработной платы. Эти ваучеры можно было обменять на еду в ресторанах компаний или магазинах, которые сотрудничали с данными предприятиями или сельскохозяйственными предприятиями, товар которых поступал по прямому бартеру за нужный или производимый товар. Это время выпускается огромное количество ваучеров на горячее питание, ваучеров на еду, абонентские боны на питание, предприятиями, магазинами, университетами. За эти ваучеры нельзя было получить или купить в магазинах, или кафе, пиво, сигареты, пачку кофе.
Примеры:
- JNA - Словения
Bon Samo za interny upotrebu - Ваучеры для внутреннего использования
Uprava Drustvene Ishrane Ljubljani- Podoficira Menza- Preplata za hranu – Управление общественного питания Любляны-унтер-офицерская столовая-предоплата за еду. Номинал: 1;2;5;10;20 динар
Uprava Drustvene Ishrane Ljubljani- Podoficira Menza- Preplata za hranu- Restoran br.115 – Управление общественного питания Любляны- предоплата за еду - Ресторан №115. Номинал: 2;5;10;20;50динар;
- Kartonazna tovarna LJUBLJANA bon za prehrano-200;500;1000 динар;
- JAT - Jugoslovenski Aerotransport - YUGOSLAV AIRLINES
В 80-х годах 20 века, Югославские авиалинии выпускали ваучеры, которые использовались в качестве платежных средств, для покупки продуктов питания в ресторанах, столовых и самолетах югославских авиалиний. Номинал: 100 динар " OOUR UGOSTITELJSTVO - VREDNOST BONA", и 200 динар -" OUR KDU- VREDNOST BONA".
К этому времени относится выпуск абонентских бон, аэродрома Белграда, номиналом в 30 и 100 динар.
- Сава Тент Обреновац Бон за исхрану радника -5;10;20;50 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- ДП за трговину, гостопримство и туризам "ПРОЛЕТЕР" РЕСАВИЦА. Новчани бон 50;100;500 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- ПКБ Беотурс - Јединствение бон за органщована је друштвена исхрана радника подручију граду Београда ПКБ Беотурс. РО за туризам и угостителство Београд- 5000;20000динар.Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- ПКБ Имес ДОО Индустрија за прераду меса - бон за топли оброк;
- ПКБ Турист ООУР «Ресторани» Београд - бон за топли оброк -10 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
-- Narodna banka Jugoslavije - BON ZA ISHRANU ZA KORISCENJE USLUGA U BANCINOM RESTORANU – 10динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- Jugoslovenska Investiciona Banka Beograd novcani - bon za ishranu -10 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
-R.O. ,,UGOSTITELJSTVO I TURIZAM'' OOUR ,,DRU?TVENA ISHRANA'' SARAJEVO BON ZA TOPLI OBROK- 50 динар;
- IHTM - Institut za hemiju, teghnologiju i metalurgiju Beograd(ИХТМ-Институт химии, техники и металлургии Белград) - BON ZA TOPLI OBROK 10 DINARA;
- BIRAC - HOLDING PREDUZECE. BIRAC-STANDARD ZVORNIK - Nov?ani bon- 10; 100 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- Студентски центар Универзитета у Београду студентски новчани бон -0,10;0,50,1;5;10;50;100;500;5000 динара. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- Студентски дом "Добрило Стамболиh" Ниш Студентски новчани бон- 100;2000;5000 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- NARODNO SVEUCILISTE GLINA BON ZA TOPLI OBROK 15 DINARA- Народный университет Глина ваучер на горячую еду;
- Sluzba drustvene Ishrane u saveznim organima i organizacijama Bon za ishranu(Служба общественного питания в федеральных органах и организациях) - 20000; 50000; 100000 динаров. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- RSUP SRBiH(Социалистическая Республика Босния и Герцеговина Республиканская служба внутренних дел)- Bon za topli obrok -5000 динар ;
- SLOGA DURDEVAC-PREHRAMBENI BON 100 000 Dinara - пишевой ваучер;
- RO ISTARSKI BOKSITI - ROVINJ Nov?ani bon 100 Dinara.;
- UNIKONZUM - ZAGREB Novcani bon- номинал 10; 100; 500 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
-Soko Standard: Bon za topli obrok 100 dinara 1983; Novcani bon Soko Standard 5000 - Авиационная фабрика СОКО (SOKO - Vazduhoplovne Industrija Mostar, Vazduhoplovne Industrija SOKO DD) Mostar – не были выпущены.
(3)рабочая группа исполнительного комитета Президиума CK SKJ и Федерального исполнительного совета 12 декабря 1977 года, был предоставлен документ о состоянии экономики СФРЮ, на текущий момент, в нем сообщалось: „вызывает беспокойство тот факт, что общий экспорт нашей экономики не может даже покрыть импорт материалов для ее текущего воспроизводства. В то же время снижается чистый валютный неэробный приток, который до этого года увеличивался. Это связано с более медленным ростом денежных переводов наших работников из-за рубежа, чем снятие иностранной валюты со счетов граждан и замедление роста валютных поступлений от туризма и транспортных услуг. При этом еще больше усугубляется и без того неблагоприятный региональный график нашего обмена с зарубежными странами, за исключением развивающихся стран, с которыми мы заметно увеличили обмены и общие экономические отношения в последние годы. Доля экспорта в развитые страны Запада снижается, с дальнейшим ростом импорта из этой области, который за последнюю часть года составил 57,5 процента от общего объема импорта “.
(4) VECERNJE NOVINE " BONOVI - RUZNA EPIZODA"19.01.1983 Autori:P.SPARAVALO, J. PETROV -Вечерняя газета "Ваучеры-уродливый эпизод"
Бономания становится опасной эпидемией, которая отвлекает от производства и труда, и здесь наше единственное »спасение« вместо дебатов о очередях перед действиями нужно обсудить, как мы работаем и как мы устраиваем беспорядки и явышлюк являются большим источником дефицита, чем нехватка товаров
Ваучеры, которые в основном вводятся по собственной инициативе отдельными муниципалитетами и местными общинами, почти достигли масштабов эпидемии. Все больше и больше тех, кто видит в них малое спасение от нехватки, даже не вдаваясь в суть самого дела — что »ваучерами« получается слишком мало, а слишком много теряется. Плохое снабжение становится все более политической проблемой, и поэтому неудивительно, что последний шаг Президиума федеральной конференции SSRNJ(Социалистический союз рабочих Югославии), который потребовал от Ассамблеи СФРЮ( Skup?tina SFRJ(Ассамблея Социалистической Федеральные Республики Югославии) и SIV(Saveznog izvrsnog veca- федеральный исполнительный совет) принять срочные меры для окончательного устранения дефицита. Предложение основных продуктов питания может быть улучшено только за счет увеличения производства, лучшей и более эффективной организации и более последовательной ответственности, а не за счет распределения товаров по ваучерам, отмечают на федеральной конференции. Перед Конституционным судом за или против ваучеров это вопрос, который в последнее время ломается во многих местах. Недавно Конституционный суд Югославии вмешался в эту «бономанию» и объявил ее неконституционной и незаконной, подчеркнув, что«свободный оборот товаров и услуг на всей территории СФРЮ является одной из основ югославского рынка». Сторонники ваучеров сразу же отреагировали аргументом о том, что есть республика, Конституции которой содержат положения, позволяющие принимать на их основе соответствующие положения об ограничении товарооборота. Инициатива по регулированию введения талонов на поставку специальным законодательным актом не прошла и в Ассамблее СФРЮ. Резко выступив против ваучеров, делегаты комитета Ассамблеи по рынкам и ценам недвусмысленно заявили, что дебаты о ваучерах уже должны быть прекращены. Даже Исполнительный совет парламента Хорватии не принял легализацию ваучеров. Не помогли и аргументы, выдвинутые сторонниками ваучеров - что нынешние очереди перед магазинами ведут к анархии и идут на пользу тем, кто сомневается в самоуправлении. Дискуссии о ваучерах продолжаются. Все больше и больше тех, кто выступает против них, и все же «бономания» распространяется. Они были введены даже в больших городах. У жителей Сараево уже давно есть ваучеры, как и у жителей Скопье (на масло и моющее средство), и белградцы ввели свои ваучеры(списки). Из 38 местных общин Мостара ваучеры были введены в 32. По спискам «делится» сахар, кофе, стиральный порошок и масло в Аранджеловаце(Arandelovac). В Сплите они, скажем так, категорически против ваучеров, но их вводят в близлежащих местах. Однако даже последняя попытка с помощью административно-распределительных мер улучшить поставки нефтепродуктов и, таким образом, добиться «благосостояния» не дала ожидаемых результатов. Со многих официальных сайтов все чаще слышно, что с момента введения талонов на бензин ваучеров не было. Вместо экономии потребление дизельного топлива было увеличено во время« правления " ваучеров на целых 20%, говорится на последнем заседании президиума SK SSRNJ. И этот бросок копья в шипы, кажется, не может убить тех, кто видит решение проблемы нехватки в давно преодоленных методах. Ностальгическое обращение к прошлому с напоминанием о том, что мы поступали так после войны, когда у нас не было ничего, кроме энтузиазма, сегодня не дает никаких результатов — список продуктов, которых нет, расширяется, а очереди на улицах становятся длиннее. Основной тезис "бойцов" за ваучеры-порядок любой ценой-пригодился только сатирику, чтобы заметить, что мы, наконец, «все в порядке». И аргумент о том, что с помощью ваучеров добиться равенства всех граждан в поставках, стоит на стеклянных ножках. О том, что о каком-то равенстве, которое должно быть обеспечено административным путем, говорить нельзя, свидетельствует опыт работы с бензиновыми ваучерами. За «Рено - 4», « zastavu 101» или каким-то "Опелем" следует такое же количество бензина -40 литров. Ваучеры есть, товаров нет во многих муниципалитетах, городах, деревнях и местных общинах потребители теперь имеют ваучеры, но продукты в магазинах нет. Однако это не единственная проблема, даже там, где есть, что взять за ваучеры. Сначала это почувствовали наши работники, живущие за границей. Они приехали на родину, чтобы провести с семьей зимние каникулы и остались без основных продуктов, потому что их имена не были включены в списки. Что будет, когда они прибудут на летний, гораздо более длительный отпуск. Если это для комфорта, нет никаких разумных экономических причин терпеть периодический дефицит и нерегулярное снабжение, утверждают знатоки этой проблемы. Дефицит, причем все более и более ожесточенный, все же есть. Почему? Лучшее снабжение даже "бережливое" производство обеспечивает лучшее снабжение, чем нынешнее, утверждает секретарь Федеральной конференции SSRNJ Ненад Бучин. Мы слишком медленно договариваемся, граждане это знают и реагируют обоснованно. Они особенно недовольны тем, что это медленно делается в Федерации. При практической работе в массах трудно объяснить и особенно обосновать эти явления. Даже в случаях отклонения от согласованных взглядов и политики нет реальной реакции, потому что каждый такой случай «прикрыт» каким-то неприкасаемым интересом, отмечает Бучин. На примере нефти федеральный секретарь по рынкам и общим экономическим вопросам лука Рейич показал, насколько медленно мы договариваемся. Мы знаем, сколько нефти нам нужно и сколько в стране мы можем производить, говорит Релич. Таким образом, мы также знаем, сколько нам нужно иностранной валюты для импорта этого жизненно важного продукта, но даже в этом случае мы месяцами договариваемся о том, что и как мы будем делать. Или, добавил Релич, как мы можем терпеть нехватку муки в некоторых регионах, когда прошлогодний урожай пшеницы был рекордным, более шести миллионов тонн. В среду снова идет медленная договоренность, обусловливая поставки не только муки, но и других продуктов, которых в стране достаточно. В диалогах между деловыми партнерами все чаще можно услышать «если вы дадите мне то, что мне нужно, вы получите то, о чем просите». Потребители могут понять дефицит, вызванный объективными причинами, и готовы отказаться, но не готовы терпеть субъективные слабости, дезорганизацию, недостаточную кординацию и нарушение социалистической морали, сказал недавно член Президиума СК SSRNJ Марьян Рожич. Они также готовы сэкономить, но им не сказали, сколько и когда. Все это подпитывает психоз безмерного накопления запасов, когда они получают в свои руки товары, которых нет на рынке. Потому что многие обещания стабилизировать рынок не сбылись. То, что они для ваучеров и тех, кто отвечает за поставку, также «понятно». Таким образом, они перекладывают ответственность и свои обязательства на другого, и не обращают внимания на тот факт, что административно переработанное потребление позволяет более слабым производителям получать средства к существованию. Следует ожидать, что более ценные также будут лень, приспосабливаясь к требованиям, чтобы производить только столько, сколько «покрыто» ваучерами. Смогут ли они с таким отношением к производству обеспечить экспорт миллиардом долларов, тем самым решив проблему поставок и оставив ваучеры эпизодом, который нужно как можно скорее забыть. Цена. То, что ваучеры вовсе не дешевое »развлечение«, показывает и цена их печати. Руководитель хозяйственно-бухгалтерского сектора бюро по изготовлению банкнот Йован Королия говорит, что печать талонов на бензин обошлась в 35 миллионов динаров. К этому следует добавить счет «Югопетрола», по которому один ваучер стоит им 76 пар. Так много расходов на сбор, регистрацию и отправку ваучеров. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ В Китае многие из наиболее важных продуктов можно купить только за ваучеры. Каждый гражданин может, например, покупать только шесть метров хлопчатобумажной ткани в год. Также рациональны поставки риса, масла, яиц... Самая сложная ситуация - с молоком. Он продается только для младенцев, а дети до трех лет могут получать только два децилитра в день. Различным ограничениям в Польше, по некоторым расчетам, подлежат около трехсот пунктов. В качестве средства рационального снабжения ваучеры формально не используются в Советском Союзе. Во многих городах во внутренних районах СССР ваучеры, тем не менее, в зависимости от конкретной ситуации, используются для различных продуктов питания, и решение об этом принимается местными органами власти и партийным руководством. По официальным данным, в Румынии еще не введены ваучеры. Неофициально подтверждается, что для всех граждан были введены списки закупать в ближайшем магазине до литра масла и полутора килограммов сахара на душу населения в месяц.