Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Фальшивомонетничество в литературе  (Прочитано 22090 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Люк

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +410/-0
  • Сообщений: 6 967
    • Просмотр профиля

Теме Фальшивомонетничества посвящено много статей и книг.

Данная тема предназначена для информации о таких литературных источниках.

На сайте есть довольно большая подборка статей по этой теме: Фальшивомонетничество  
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2010, 08:44:20 от Люк »
Записан

сh_alex

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +70/-0
  • Сообщений: 351
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #1 : Ноябрь 27, 2013, 04:59:06 »

Это интересно. Кажется этого на сайте нет.

Большевик Мухин сбывал фальшивые рубли
 
Фальшивые купюры появляются время от времени. При современной технике это не такое уж сложное дело, но и в прошлом профессия фальшивомонетчика не была в диковинку. Причем занимались этим известные на Амуре люди.

В июле 1908 года в Благовещенске с парохода «Владивосток», прибывшего из Харбина, сошли два пассажира. Сначала они поселились в гостинице, а затем сняли комнату у местного жителя Чижикова. Но это была вымышленная фамилия - под ней скрывался будущий председатель совнаркома Амурской социалистической республики Ф. Н. Мухин, который в 1906 году прибыл из Забайкалья. За участие в забастовках ему там грозил арест, и он с поддельными документами скрылся в Благовещенске.


 
 Как позднее выяснилось, квартирантами Мухина были Евгения Руденко и ее гражданский муж Роберт Левентей, выдававший себя за бывшего офицера. Немецкий художник, фотограф, мастер на все руки, он уже имел опыт изготовления фальшивых денег в Харбине, но под угрозой провала выехал оттуда, уговорив и Руденко, ставшую его сожительницей.

За подлог - тюрьма на год

В Благовещенске фальшивомонетчик нашел сообщников в лице Мараковского, Милюкова и на квартире последнего по его клише начали печатать фальшивые трехрублевки. В их сбыте участвовал и Мухин.

Позднее, уже в 1917 году, когда это стало известно в социал-демократической организации и его исключали из партии, Федор Мухин объяснял это нуждой. Он и его безработные товарищи, прибывшие из Забайкалья, жили коммуной и сбывали липовые деньги, оставляя себе половину дохода.

По фальшивым документам он получил в конторе Мордина, куда ему удалось устроиться на работу, 500 рублей. Но подлог раскрылся, Мухин был арестован. Суд определил ему тюремное заключение на год. Провел Мухин в Благовещенской тюрьме 13 месяцев. Арест в декабре 1908 года избавил его от другого суда, когда в феврале 1909 года полиции удалось выйти на группу фальшивомонетчиков.

На квартире Милюкова был произведен обыск, найдено 197 фальшивых купюр и орудия производства. Мараковского, Милюкова и Фрейбота арестовали. Левентей в это время был на приисках, и это спасло его от ареста. 20 - 21 января 1910 года состоялся суд, определивший всем по четыре года каторжных работ. Мухин по этому процессу не проходил.

Сколько веревочке ни виться

Вернувшись с приисков, Левентей сколотил другую группу, в которую вошли Рохлин, Дунаевский, Серганов и Семеров. Весной 1909 года Серганов и Левентей выехали в Ивановку, где снова начали изготавливать фальшивые деньги. Теперь уже 25-рублевого достоинства. Напечатали 12500 рублей и тем же летом вернулись в Благовещенск. Там для них Дунаевский приобрел билеты на пароход, и они выехали в Хабаровск, затем перебрались во Владивосток. Там закупили краски, бумагу и перебрались в Сретенск, где продолжили печатание фальшивых денег. «Липа» переправлялась в Благовещенск.

Однако полиции удалось выйти на их след, и те решили убраться подальше. Выехали сначала в Иркутск, но, решив поставить это дело на массовое производство, перебрались в Варшаву, а затем в Ниццу. Здесь штамповали сторублевые купюры, причем с водяными знаками. Связь с Благовещенском поддерживалась постоянно.

В 1910 году, напечатав несколько сот тысяч поддельных банкнот, фальшивомонетчики завозили их в Москву, Благовещенск, сибирские города. Полиция начала систематическую слежку за перемещавшимися через границу. И вскоре на таможне в Александрове в багаже Дунаевского и его сожительницы Саяпиной, в чемодане с двойным дном, были обнаружены сторублевки на 140 тысяч 800 рублей.

Сообщники спешно разъехались кто куда: Рохлин в США, Семеров в Москву, Левентей в Сибирь. Он сбывал фальшивые сторублевки в Томске, Барнауле, Hoвo-Николаевске (Новосибирск), Нижнеудинске... Но 30 июля 1912 года был арестован в Красноярске.

Деятельность этой группы фальшивомонетчиков из Благовещенска приобрела исключительно широкий размах. Полиция начала систематическую разработку, и в течение двух лет были арестованы более 70 человек. В 1913 году в Варшаве состоялся суд. Всего к суду был привлечен 71 человек, в том числе благовещенские жители Семенов, Семеров, Исаев, Дунаевский, Саяпина, Рохлин. Все участники группы были осуждены на различные сроки каторжных работ и тюремного заключения. Так закончилась эта длившаяся несколько лет эпопея с липовыми банкнотами.

Не ради корысти

Дело о фальшивомонетчиках приобрело широкую известность: материалы публиковались во многих всероссийских газетах. Уделила ему внимание и амурская пресса. Изложение сути дела широко освещала газета А. И. Матюшенского «Благовещенское утро». Материалы этого процесса Матюшенский использовал затем для подготовки очередного детектива «Фальшивые сторублевки». В 1917 году, когда Мухин вернулся в Благовещенск и стал членом местного Совета рабочих и солдатских депутатов, его сподвижники начали кампанию за лишение Мухина этого права под предлогом, что он с таким небезукоризненным прошлым не должен компрометировать Совет. Попытка эта не получила поддержки, но руководство Амурской областной организации РСДРП исключило Мухина из своих рядов. В дальнейшем Федор Мухин входил в группу беспартийных депутатов.

Когда в октябре 1917 года в Благовещенске сформировалась самостоятельная группа большевиков, Ф. Н. Мухин обратился с заявлением принять его в члены партии. Учитывая прошлые прегрешения Мухина, было принято решение создать специальную комиссию по данному вопросу. В течение двух месяцев тщательно изучались все известные в Благовещенске материалы о прошлом Мухина.

28 ноября 1917 года на общем собрании большевиков Благовещенска были озвучены все факты прошлой его деятельности. Мухин не отрицал своего участия в сбыте фальшивых купюр и получения денег по подложному документу в конторе Мордина. Но все это, мол, было сделано не в корыстных целях, а от нужды и во имя спасения от голодной смерти своих товарищей по коммуне.

Комиссия сделала вывод, что «Мухин занимался этим не ради своекорыстных целей, а только для того, чтобы помочь товарищам, очутившимся вследствие гонения полиции и жандармерии в крайне тяжелом положении...» Бывшие на собрании члены мухинской коммуны Нестеров и другие подтвердили это. Собрание приняло решение: «признать т. Мухина вполне искупившим свое прошлое и принять его членом партии без ограничения его активной деятельности».




Николай Шиндялов, доктор исторических наук, профессор. Благовещенск. http://www.amurpravda.ru/articles/2008/02/29/2.html
Записан

AlterRub

  • Ветеран
  • *****
  • Отзывы +423/-0
  • Сообщений: 2 001
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #2 : Ноябрь 27, 2013, 14:10:24 »

Очень интересные факты! Есть и продолжение того же автора. Хотя и не имеет прямого отношения к
фальшивомонетчикам, но достаточно ярко характеризует личность Мухина.

Запоздавшая эвакуация


В апреле 1918 года Мухин стал инициатором провозглашения в области Амурской трудовой социалистической республики. Предполагалась полная национализация всех форм буржуазной собственности. Для управления областью и национализированным хозяйством были созданы совнарком и совнархоз. Но обеспечить стабильную хозяйственную жизнь не удалось, и уже в июле на очередном съезде трудящихся стали выдвигаться резкие требования о смещении комиссаров.

В августе на II съезде амурских хлеборобов в селе Песчаноозерка было выражено недоверие советскому руководству области во главе с Мухиным. Появилось требование об отстранении мухинского облисполкома от дел и передаче всей власти исполкому, избранному на песчаноозерском съезде. Крестьянские делегаты резко осудили бездеятельность комиссаров мухинского сов-наркома и требовали привлечь их к ответственности. Песчаноозерский исполком начал формировать отряды самообороны (Зеленая армия) и стягивать их к Благовещенску. Целью стояло свержение мухинского совета в Амурской области. Так была спровоцирована гражданская война, что облегчило введение войск интервентов на территорию региона.

Уже в начале сентября 1918 года область была блокирована интервентами и с запада, и с востока. Необходимо было своевременно вывезти ценности, оружие, людей в таежные районы. Это и предлагали прибывшие в Благовещенск члены Центросибири.

Но Мухин задержал эвакуацию, мотивируя тем, что на 20 сентября он созывает съезд трудящихся и все вопросы дальнейшей судьбы области будут решены на съезде. Однако по призыву Песчаноозерского облисполкома крестьянские селения отказались направить своих делегатов в Благовещенск.

Только 17 сентября 1918 года Мухин принял решение об эвакуации. Спешно удалось погрузить имущество, ценности, людей на пароходы, баржи, и вечером караван двинулся вверх по Зее. Но было уже поздно. Мост через Зею у города Свободного был занят японским отрядом, артиллерия расстреляла караван судов. Прорвалось лишь 5 пароходов, остальные отошли назад и разгрузились. Так была сорвана эвакуация.

В условиях начавшейся военной интервенции, когда оккупационные войска установили режим насилия, во всей области начался сбор средств на освободительную борьбу. Стали формироваться подпольные организации и боевые группы. Мухин возглавил подпольщиков в Благовещенске и наладил связь с районами.


Интенсивный допрос


Восстание началось в январе 1919 года стихийно в Мазанове, а затем получило распространение по области. Возглавил общее руководство Мухин. 16 февраля он специально вернулся в Благовещенск, но поднять восстание в городе не удалось — там начались массовые аресты, подпольная организация была разгромлена. 8 марта был арестован и сам Мухин.

Два дня в белогвардейской контрразведке шел интенсивный допрос. Протоколы сохранились. Они свидетельствуют о том, что Мухин слишком откровенно осветил всю подготовку восстания, назвал руководителей, указал места, где формировались нелегальные группы, членов штаба, наличие винтовок, патронов и т. д.

Мухин дал достаточно полную информацию, что позволило контрразведке по указанным адресам провести многочисленные аресты. Например, назвав членов штаба повстанческой армии (Кошкин, Емельянов, Саяпин, Бычко и др.), указал их приметы и адреса местожительства. Мухин назвал адреса даже тех, у кого сам скрывался в Благовещенске до ареста.

Это не был хитроумнейший прием, который мог бы навести контрразведку на ложный путь. Информация Мухина была достаточно точной, которая существенно помогла подавить восстание и обезглавить подпольную организацию. Однако подобные «откровения» не сохранили жизнь самому Мухину. Около полуночи 9 марта он был убит якобы при попытке к бегству на перекрестке улиц Большой (Ленина) и Артиллерийской.

В дальнейшем, когда окончилась гражданская война, были переименованы станции Рухлово в Сковородино, Гондатти в Шимановскую, рассматривалось предложение переименовать Благовещенск в Мухинск. Но стено-грамма его допроса уже была известна, и предложение о переименовании оказалось отклонено. Однако в дальнейшем понадобился герой Великого Октября, последовательный и твердый большевик. Таковым и стал, вернее, был сделан Федор Мухин.

Несомненно, левацкий экстремизм Мухина, его вера в пропагандистские лозунги — в самые короткие сроки построить социализм — сыграли определенную роль в проведении тех форсированных социально-экономических преобразований, которые в 1918 году дезорганизовали экономику области и породили широкое недовольство в широких слоях населения.

Во многом все это и привело к социальной напряженности, обострению классовых противоречий и спровоцировало гражданскую войну. Образ твердокаменного большевика Ф. Н. Мухина оказался одним из иллюзорных мифов, которые насаждались официальной советской пропагандой.

Н. А. Шиндялов,
доктор исторических наук, профессор.

http://www.ampravda.ru/2009/04/04/020972.html
Записан

magsib

  • КОММЕРЧЕСКИЙ БЛОК
  • Старейшина форума
  • ******
  • Отзывы +245/-0
  • Сообщений: 4 080
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #3 : Ноябрь 27, 2013, 14:43:12 »

я бы не очень-то доверял всяким историкам. Вначале он с пеной у рта защищал соц революцию, теперь обсирает её как может. Шиндялов, один из авторов книги по истории Благовещенска, которая весьма спорная по сторонним отзывам.
Вот если бы почитать стенограмму допроса, документы , а не выводы дяденьки. 
Записан

AlterRub

  • Ветеран
  • *****
  • Отзывы +423/-0
  • Сообщений: 2 001
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #4 : Ноябрь 27, 2013, 15:11:09 »

я бы не очень-то доверял всяким историкам...
Это дело личное - доверять или нет выводам автора, которые занимают, кстати,
пару строк. Всё остальное - факты, которые можно почерпнуть только в архивных
источниках. Вряд ли кроме Шиндялова никто не видел стенограммы. По-моему
это несерьёзно. Так можно докатиться до обвинений типа:"да он (Шиндялов) сам сочинил и
написал эти документы". Сейчас кстати подобное мракобесие процветает в СМИ.
 
Записан

magsib

  • КОММЕРЧЕСКИЙ БЛОК
  • Старейшина форума
  • ******
  • Отзывы +245/-0
  • Сообщений: 4 080
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #5 : Ноябрь 27, 2013, 15:51:01 »

одно дело когда идет прямое цитирование источника, другое дело переработанное автором. Объясню разницу. Возьмем труд одного товарища. Он пишет трата-та, этих денег не хватило даже для полосы отчуждения. приводится ссылка на архивный документ. добираешься до архивного документа, а там просто перечень сколько ящиков отправили туда по номиналам. Откуда взялся вывод? Другой автор пишет, такой-то штамп возник по такой-то причине, ссылается на архивный документ. открываешь архивный документ и чего: фигушки, прямым текстом про причины возникновения этого штампа там ничего нет.
Мне нравится больше стиль изложения: привел документ, потом автор чего-то пишет от себя.



Записан

gf_ruslan

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +52/-0
  • Сообщений: 303
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #6 : Январь 07, 2019, 04:11:21 »

Интересные факты

В 1920 году Ульмин Амурской области был переименован в Мухино.
Именем Ф. Н. Мухина была названа улица в Верхнеудинске. Улицу переименовали в 1967 году в Проспект имени 50-летия Октября.
Имя Ф. Н. Мухина носит одна из улиц Благовещенска.
Имя Ф. Н. Мухина носит одна из улиц Завитинска.
Записан

Kadima

  • КОММЕРЧЕСКИЙ БЛОК
  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +36/-0
  • Сообщений: 567
  • "Сколько? Да я на Русалках больше заработаю!"
    • Просмотр профиля
Re: Фальшивомонетничество в литературе
« Ответ #7 : Декабрь 12, 2022, 12:19:53 »

Михаил Булгаков, Белая Гвардия.

Ночь. Василиса в кресле. В зеленой тени он чистый Тарас Бульба. Усы вниз, пушистые — какая, к черту, Василиса! — это мужчина. В ящиках прозвучало нежно, и перед Василисой на красном сукне пачки продолговатых бумажек — зеленый игральный крап:

 

Знак державноi скарбницi[79]

50 карбованцiв

ходить нарiвнi з кредитовыми бiлетами.

 

На крапе — селянин с обвисшими усами, вооруженный лопатою, и селянка с серпом. На обороте, в овальной рамке, увеличенные, красноватые лица этого же селянина и селянки. И тут червяками усы вниз, по-украински. И надо всем предостерегающая надпись:

 

За фальшування караеться тюрмою, 

 

уверенная подпись:

 

Директор державноi скарбницi Лебiдь-Юрчик

 

Кошю-медный Александр II в трепаном чугунном мыле бакенбард, в конном строю, раздраженно косился на художественное произведение Лебiдя-Юрчика и ласково — на лампу-царевну. Со стены на бумажки глядел в ужасе чиновник со Станиславом на шее[80] — предок Василисы, писанный маслом. В зеленом свете мягко блестели корешки Гончарова и Достоевского и мощным строем стоял золото-черный конногвардеец Брокгауз-Ефрон. Уют.

Пятипроцентный прочно спрятан в тайнике под обоями. Там же пятнадцать «катеринок», девять «петров», десять «Николаев первых», три бриллиантовых кольца, брошь, Анна[81] и два Станислава.

В тайнике № 2 — двадцать «катеринок», десять «петров», двадцать пять серебряных ложек, золотые часы с цепью, три портсигара («Дорогому сослуживцу», хоть Василиса и не курил), пятьдесят золотых десяток, солонки, футляр с серебром на шесть персон и серебряное ситечко (большой тайник в дровяном сарае, два шага от двери прямо, шаг влево, шаг от меловой метки на бревне стены. Все в ящиках эйнемовского печенья[82], в клеенке, просмоленные швы, два аршина глубины).

Третий тайник — чердак: две четверти от трубы на северо-восток под балкой в глине[83]: щипцы сахарные, сто восемьдесят три золотых десятки, на двадцать пять тысяч процентных бумаг.

Лебiдь-Юрчик — на текущие расходы.

Василиса оглянулся, как всегда делал, когда считал деньги, и стал слюнить крап. Лицо его стало боговдохновенным. Потом он неожиданно побледнел.

— Фальшування, фальшування, — злобно заворчал он, качая головой, — вот горе-то. А?

Голубые глаза Василисы убойно опечалились. В третьем десятке — раз. В четвертом десятке — две, в шестом — две, в девятом — подряд три бумажки несомненно таких, за которые Лебiдь-Юрчик угрожает тюрьмой. Всего сто тринадцать бумажек, и, извольте видеть, на восьми явные признаки фальшування. И селянин какой-то мрачный, а должен быть веселый, и нет у снопа таинственных, верных — перевернутой запятой и двух точек, и бумага лучше, чем лебiдевская. Василиса глядел на свет, и Лебiдь явно фальшиво просвечивал с обратной стороны.

— Извозчику завтра вечером одну, — разговаривал сам с собой Василиса, — все равно ехать, и, конечно, на базар.

Он бережно отложил в сторону фальшивые, предназначенные извозчику и на базар, а пачку спрятал за звенящий замок. Вздрогнул. Над головой пробежали шаги по потолку, и мертвую тишину вскрыли смех и смутные голоса. Василиса сказал Александру II:

— Извольте видеть: никогда покою нет...
Записан
Лёгкая придурковатость делает человека практически неуязвимым