Приветствую уважаемых коллег! Известно как факт, что при обмене на сибирские дензнаки суррогаты Комуча погашались отделениями Государственного банка, в связи с чем некоторые из них несут на себе штампа Челябинского, Омского, Томского и прочих ОГБ.
Вместе с тем, В.М. Рынков в своей работе «Финансовая политика антибольшевистских правительств востока России» помимо погашения суррогатов при обмене на сибирские дензнаки упоминает также их регистрацию. Согласно ему, Временное сибирское правительство предложило владельцам поволжских и уральских облигаций и купонов к ним, выпущенных с санкции Комуча, предъявить их в учреждения Государственного банка до 1 декабря 1918 г. для регистрации путем наложения сибирских штемпелей. В декабре 1918 г. срок регистрации и выкупа был продлен на месяц. За месяц положение с денежной наличностью у правительства не улучшилось. Тогда власть пошла на временное признание облигаций с самарским штемпелем при наличии купонных листов к ним. Правительство надеялось таким образом получить возможность аннулировать один из самых многочисленных денежных суррогатов, не затрачивая в ближайшее время средства на денежную компенсацию их держателям. Эта мера так и не была проведена в жизнь. Долгое время правительство не сообщало о сроках выкупа выпущенных Комучем денежных знаков. Наконец, для краткосрочных обязательств Совета управляющих ведомствами Министерством финансов был указан срок выкупа – 31 августа, а для самарских обязательств – 30 сентября 1919 г. При обмене на них накладывались штемпеля Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Кургана, Омска, Томска, Челябинска. В конце августа 1919 г. Совет министров продлил сроки выкупа обоих видов суррогатов до 1 ноября 1919 г.
В связи с этим возникает вопрос, известны ли суррогаты Комуча со штампами регистрации сибирскими ОГБ (без цели погашения) и чем они отличаются от штампов погашения при обмене на сибирские дензнаки.