Поскольку недавно появилась уже четвертая инкарнация сего "шедевра" ниже на скане
собраны воедино все "варианты". Теперь окончательно ясно, что не может быть и речи
о какой-то неумелой зарисовке с реального прототипа. Налицо оттиски "оригинального"
изделия с вариациями фона, цвета и пр. На последнем экземпляре слева внизу имеется
даже что-то похожее на серию: вроде "АВ-140".
Если кто-то считает, что подобного уровня "пробы", "эскизы" или "заготовки" могли иметь
место в период Гражданской войны (и не только), то я могу лишь развести руками, спорить
с такими людьми бесполезно.
Полагаю, что "автор" не имел злого умысла и не предполагал, что его изделие со временем
заинтересует бонистов-коллекциониров. Он просто пошутил, только сейчас нам уже не все его
намеки очевидны. Я попытался, тем не менее, понять его замысел и вот что получилось:
1. Прежде всего бросается в глаза полное отсутствие железнодорожной тематики, равно как
и сибирской. Возможно название пришло в голову случайно, возможно некая ирония.
2. Вся картинка является типовой для "красных" плакатов того времени. По существу это и
есть компиляция плакатов. Однако фигуры рабочего и крестьянина нетипичны. Крестьянин
без бороды, очень молодой, какой-то весь лубочный. С рабочим ситуация ещё хлеще. Это
не рабочий, а матрос, вернее морячок: брюки клёш, ремень с пряжкой и т.д.
3. Фраза "Обеспечивается всем достоянием жел. дороги" сразу привлекает внимание. Она
абсолютно не соответствует эмитенту. Высокопарное слово "достояние" присутствовало
только на государственных выпусках. Позволю себе здесь высказать гипотезу - автор не
случайно употребил его. Налицо сарказм, причем можно найти его корни в Крыму. Когда
в 1918 году правительство С.Крыма выпустило свои денежные знаки, на них стояла гордая
фраза: "Обеспечивается всем достоянием Крыма". Эта фраза послужила источником
многочисленных шуток у населения и вдохновила знаменитого сатирика Аркадия Аверченко
на написание фельетона "Крах семьи Дромадеровых".
Таким образом автора можно охарактеризовать как весьма посредственного художника и совсем
никудышного гравера, но человека с развитым чувством юмора.