Фергана — город в восточном Узбекистане на южном краю Ферганской долины, административный центр Ферганской области.
Летопись Ферганы укладывается в три исторических периода: дореволюционный, советский и эпохи Независимости. Ниже речь пойдет о его начальном периоде. Основан в 1876 г. 18 июня 1887 г. был утвержден Проект устройства нового города, названного Новый Маргилан. С 1907 г. переименован в Скобелев, а с 1924 г. именуется Ферганой.
Инициатор создания города - Михаил Дмитриевич Скобелев. Основатель, первый устроитель - второй военный губернатор Александр Константинович Абрамов. Тип города - военно-административный центр. Планировка характерная для таких городов: крепость, эспланада и радиально-концентрически расходящиеся от них улицы. Специалисты, чьи постройки определили первоначальный внешний облик города: военный топограф Жилин, военные инженеры Синклер, Корольков, архитекторы С.В. Леханов, Э.А. Брун, И.Р. Сакович, Г.М. Сваричевский, И.И. Аксентович, А.И. Бот, Бардовский и др. На первоначальном этапе облик нового города украсили возведенные тогда: офицерское собрание (1878-1879 гг.), областное управление, штаб войск, полицейское управление , казначейство, почта (все 1878-1880 гг.), резиденция губернатора (1879-1891 гг.), городской сад (парк) (1886-1887 гг.), Мариинское училище (1890 г.), затем женская гимназия, аптека (1894 г.), вокзал (1898 г.), Александро-Невский собор (1899 г.), мужская гимназия, грензавод (1903 г.), электро-технический театр «Аполло», - (позже к/тр «Новая Эра») (1908 г.), больница, тюрьма, базар и множество частных магазинов.
Городу предписывалась важная функция – выполнять роль военно-стратегического и административного пункта по обеспечению наиболее надежного контроля над территорией бывшего Кокандского ханства. Именно здесь и получила свое начало вновь образуемая область. 2 марта того же 1876 г. военным губернатором области и командующим расположенными в ней войсками назначается генерал-майор Михаил Дмитриевич Скобелев.
Местность, где намечалось строительство города , находилась в 10-12 верстах от Старого Маргилана в районе расположения кишлаков Ёр-Мозор, Сум и Чиримган. Явным неудобством оказалось наличие болот в северной и северо-западной части. Осушить их удалось не сразу. Поэтому долгое время малярийная лихорадка приносила городу немало бед.
Выбором названия нового города занималась канцелярия Туркестанского генерал-губернатора. Уже тогда предлагались наименования "Фергана" или "Ферганск". Остановились все же на компромисном решении - Новый Маргилан.
В декабре 1907 г. в двадцатипятилетнюю годовщину смерти М.Д.Скобелева город переименовывают в его честь. Установлена мраморная триумфальная колонна, увенчанная бронзовым бюстом М.Д.Скобелева работы скульптора А.А.Обера. Имя первого губернатора Ферганской области город носил до 1924 г.
Фергана росла медленно, являясь в первую очередь городом военных и чиновников. Мешало развитию города и то, что Фергана располагалась в стороне от основной железной дороги. До революции в городе не было водопровода и канализации, хотя к этому времени он уже существовал около 40 лет. Решение о том, чтобы замостить основные улицы и базары Ферганы было принято только в 1909 г., а до этого времени в ней совсем не было дорог с твердым покрытием. Заметный рост начался только в XX в. и в особенности после Великой Отечественной Войны. В период социализма в Фергане было построено значительное количество заводов и промпредприятий: нефтеперерабатывающий завод, заводы азотных удобрений, искусственных кож, завод химволокна, фурановых соединений, завод "Газаппарат", механический завод и др. Действовали крупные строительно-монтажные организации: СМУ-9, Узэлектромонтаж, Казмонтажавтоматика, СМ Трест №8 и многие другие. Были пущены троллейбусные линии. После трагических событий 1989-90 гг. и c оттоком русскоязычного населения из Узбекистана, производственный потенциал Ферганы упал более чем на 73% по сравнению с 1985 г. Многие заводы закрыты. Сейчас Фергана уже не является тем крупным индустриальным центром, каким являлся в конце 80-х ХХ в. За последние 20-25 лет в городе построено лишь несколько современных сооружений — гостиница, теннисный корт, перестроен имевшийся городской рынок и парковая зона. Значительно сократилось и количество культурно-развлекательных центров. Из более чем 15 действовавших в 80-е годы кинотеатров и клубов, действует лишь один, перепрофилированы библиотеки, закрыты большинство ДСШ и спортклубов.