мне трудно судить о "юридической" стороне дела.
Но безусловно все должны знать, что в кадастры заносить номера из этой книги
нельзя, что Al-r наглядно здесь продемонстрировал.
Полагаю, что дело здесь не просто в "юридической" стороне. Она как раз мало интересует - у нас же форум не юристов, а коллекционеров.
Главное в том, что реквизиты на знаке (номер, подписи), иногда говорят больше, чем бланк.
Совершая подлог, авторы вводят в заблуждение коллекционеров, для большинства которых важна не только созерцательная сторона, но и суть.
Кстати, Олег Парамонов ещё давно написал статью
"Игры деликвентов.О неприятной тенденции в литературе по бонистике" (для давно планировавшегося, но пока не появившегося "Вестника").
Приведу отрывок оттуда, посвященной "Энциклопедии":
В отличие от коллекционных монет, бумажные денежные знаки и боны куда как проще
идентифицируемы в силу того хотя бы, что на большинстве из них есть уникальные номера.
Однако стоит лишь поменять местами пару цифр в номере на изображении — и проблема решена!
На моей памяти практика эта была впервые массировано применена в печально известной
«Энциклопедии» Каца-Малышева (Кац Л.З., Малышев В.П. Энциклопедия бумажных денежных
знаков России. Том 1. Правительственные эмиссии (1769–1995гг.). СПб, Издательство Разумовой,
1998) — едва ли не первом издании, открывшем череду не просто бесполезных, а откровенно
вредных книжек. Неприменимая в качестве рыночного ценника или научного справочника, книга
могла бы еще рассматриваться как сборник иллюстраций для статистики, однако деликвентные
«игры ретушеров» полностью сводили на нет эту функцию: вместо полезной информации
неряшливый иллюстративный блок давал изобильную картину фантастических знаков, не
существующих в реальности. На страницах книги с фальшивым названием появились, кроме
дореволюционных знаков «старины» с фиктивными номерами, изображения и совершенно
фантастических предметов, как, например, иллюстрация обязательства уральского казачьего
войска, что была представлена «франкенштейновским кадавром», слепленным из частей двух
знаков различных выпусков.
Я не знаю, насколько простительна самонадеянность составителей в расчете на то, что
«публика» еще менее их осведомлена в сути вопроса и «маленькие» их подтасовки не будут
замечены, но здесь речь шла уже не о маленькой безобидной лжи, а об откровенной
фальсификации документальных источников.
«Фотошоп» начал свое победное шествие...