Особое место в русской нумизматике занимают монеты, предназначенные для обращения на окраинных территориях, присоединенных в разное время к Российской империи. В числе прочих в Музее истории денег АО «Гознак» представлены монеты, чеканившиеся в 1759–1762 гг. для Восточной Пруссии.
В ходе Семилетней войны в 1758 г. русскими войсками была взята столица Восточной Пруссии – Кенигсберг. Денежное хозяйство на новых территориях во время войны находилось весьма в плачевном состоянии, ходившие в обращении монеты являлись низкопробными. Покупательная способность населения падала, цены росли. Правительство Российской империи было вынуждено принимать меры для стабилизации денежного обращения на завоеванных территориях.
В январе 1759 года к генерал-губернатору Восточной Пруссии барону Н.А. Корфу обратился контролер Кенигсбергского монетного двора Бернгард Фридрих Цайтман (Цитеман) и предложил начать чеканку новой высокопробной монеты. 28 мая 1759 года был издан указ о выпуске в обращение на территории Восточной Пруссии средних и мелких серебряных монет достоинством в 18, 6, 3, 2, 1 грош и солид. В этом указе к радости местного населения подчеркивалось, что монеты будут выпускаться на «прежнем основании, но лучшего достоинства».
Штемпели для монет изготовил резчик Кенигсбергского монетного двора Вольф по рисункам участника Семилетней войны, адъютанта генерал-губернатора Кенигсберга А.Т. Болотова. Он вспоминал: «Узнав, что находился в Кенигсберге прежний монетный двор со всеми его орудиями и мастерами, собрали мы всех нужных к тому мастеров, отыскали монетного мастера, и мне поручено было от губернатора сделать для стемпеля рисунки, которые я смастерил как умел…».
Монеты трех старших номиналов в 18, 6 и 3 гроша несли на себе портрет императрицы Елизаветы на лицевой стороне и прусский герб с одноглавым орлом на обратной.
На монетах в 2 и 1 грош было указание номинала на лицевой стороне и российский двуглавый орел на обратной стороне. Лицевую сторону солида украшал вензель императрицы.
Монеты всех этих номиналов можно увидеть в основной экспозиции Музея истории денег.
Полновесные серебряные монеты благодаря качеству пробы быстро получили призвание у местного населения. Однако, король Пруссии Фридрих II предпринял попытку подорвать доверие населения к новым деньгам, отчеканив аналогичные поддельные монеты из низкопробного серебра. При копировании монет была допущена ошибка в надписи: на лицевой стороне монеты вместо сокращения «RUSS» было вырезано «RUSSIAE». Фальшивые монеты быстро удалось обнаружить.
В декабре 1760 года чеканка прусской монеты по указу Елизаветы началась и в Москве на Красном монетном дворе. Московские монеты, несмотря на то, что штемпеля были скопированы с пробных кенигсбергских монет, отличались от них: они были чуть меньшего размера, а на лицевой стороне шестаков (6 грошей) и трехгрошевиков в титуле императрицы отсутствовала аббревиатура DG («Божьей милостью»), также вместо «ELISAB. I» было написано «ELISABETHA I». В таком виде монеты были отправлены в Пруссию, где вызвали переполох среди населения. Общинные советы Гданьска и Мариенбурга отказались принимать эту монету, считая ее фальшивой. Новому губернатору Восточной Пруссии В.И. Суворову пришлось сделать официальные разъяснения для населения, а в Москве переменили штемпели.
В марте 1761 г. императрица Елизавета принимает решение «О делании в Кенигсберге прусских монет — гульденов (1/3 талера) и полугульденов (1/6 талера)». На этих монетах, также представленных в коллекции Музея истории денег, были изображены «высочайший» портрет и прусский герб.
Высокопробные русские серебряные монеты были очень популярны и высоко ценились на международном рынке, в то время как в Пруссию ввозилось порченое серебро других государств. Чтобы хоть как-то пресечь утечку русской монеты за границу, гульдены и полугульдены стали чеканить из серебра пониженного достоинства.
В конце 1761 года скоропостижно скончалась императрица Елизавета, и вскоре Восточная Пруссия была возвращена Фридриху II, а выделка русско-прусской монеты прекратилась. Фридрих II вел активную скупку и переплавку монет с портретом российской императрицы, поэтому сегодня они встречаются нечасто.