Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Создатель марки столетия  (Прочитано 2559 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Создатель марки столетия
« : Апрель 16, 2010, 09:54:29 »

Создатель марки столетия   

В 2001 году в Москве были подведены итоги конкурса "10 лучших марок России XX века". В нем приняли участие филателисты из 48 регионов России. Маркой столетия назвали ту, на которой изображен святой Георгий Победоносец. Выпущена она в 1914 году. Автор — латыш, график и художник Рихард Германович Зариньш. В современных российских изданиях о нем пишут — "российский и латвийский художник". Не случайно и мы решили рассказать о нем в рубрике "Русская Латвия".



Эпитеты типа "выдающийся мастер" сегодня раздают направо и налево., зачастую без всяких на то оснований. К Зариньшу это определение относится без всякого преувеличения. Он создатель многих марок дореволюционной России, первой марки Советской Республики, денежных банкнот царского и советского времени, книжных иллюстраций, экслибрисов. Бесспорны его заслуги и перед Латвией — автор герба страны, первой марки независимой республики, серебряной пятилатовой монеты — знаменитой Милды.

Рихард Германович, как его уважительно называли в царское время, родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии, в местечке Киегели. Отец был управляющим имения. Вскоре после рождения сына оставил должность и устроился на бумажную фабрику в Лигатне. В этих живописных местах, в окрестностях Гауи, прошло детство будущего графика. А в школу он пошел в Даугавпилсе, куда переехала семья. (Ныне в этом здании даугавпилсская 6–я средняя школа имени Райниса.) В уездном городке, который, кстати, входил в Витебскую губернию, хватало русских учебных заведений, и все же мальчика отдали в немецкое. Дома говорили на немецком и латышском.

Хрестоматийные сведения о том, как в школе "резали" будущих знаменитостей — Чехову за сочинения не ставили выше тройки, Шаляпину пеняли, что у него нет голоса, к Рихарду не относятся. Его способности к рисованию разглядели еще учителя. Более того, именно по настоянию директора К. Вальцера в 1887 году он отправляется в Санкт–Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица. (В советское время в нем было Мухинское училище, ныне — Санкт–Петербургская государственная художественно–промышленная академия имени Штиглица.) Зариньш стал учеником известного художника–гравера Василия Васильевича Матэ. В мае 1895 года, с отличием закончив училище по классу гравюры на дереве и офорту, получил право на стипендию и трехгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Вот так царское самодержавие "душило" инородцев, "уничтожало" ростки латышской культуры. Чем ответят на это через несколько десятилетий потомки этих учеников — хорошо известно. Латышские красные стрелки станут главной опорой большевиков в борьбе против старого режима. А в Риге до сих пор не желают видеть "имперских памятников", когда–то стоявших здесь, — Петру Первому, Колонну Победы.

Рихард стажировался в лучших граверных мастерских Европы: в Мюнхене, Вене, Париже, Риме. Изучал искусство гравюры и литографии, офорта. В 1899 году вернулся в Россию. И сразу — важная государственная работа. Уроженец Латвии, латыш принят в Экспедицию заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт–Петербурге. В 1912 году Зариньш — художественный директор ЭЗГБ. Отвечает за качество оформления важнейших государственных бумаг — от денежных ассигнаций до марок. Разрабатывает эскизы и сам. Из–под руки уроженца Киегели выходят рисунки многих российских марок, монет и банкнот. Среди самых известных марок — серия благотворительного выпуска 1905 года "В пользу сирот воинов действующей армии", серии стандартных марок 1906, 1909 — 1911 годов и серия, посвященная 300–летию Дома Романовых. Она была создана в 1913 году в соавторстве с И. Билибиным и Е. Лансере.

На счету графика — дизайн российских монет достоинством 3, 5, 10, 25 рублей, одной стороны банкнот номиналом в 100 и 500 рублей.

Поднявшись по служебной лестнице, Зариньш не забывает и отчего края. Художественному директору ЭЗГБ разрешают передавать знания студентам Высших художественных мастерских Риги. С 1912 года он частый гость на берегах Даугавы. И не только учит студентов. По заданию этнографического отдела Русского музея едет по округам Видземе, Курземе для сбора образцов латышского народного орнамента. Коллекция одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века, собранная Зариньшем, считается первой подобного рода в Латвии. Вместе с другим известным латышским художником — Юлием Мадерниеком — он учреждает на родине первые частные художественные школы и курсы, устраивает художественно–ремесленные выставки, инициирует создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Советская власть, не испытывавшая симпатии к чиновникам старого режима, к Зариньшу отнеслась благосклонно. Несмотря на то, что он был директором важнейшего государственного ведомства, что марки, посвященные 300–летию Дома Романовых, — его работа. Зариньша не только оставили в прежней должности, но и поручили разработать эскиз первых революционных марок Советской России. Он с честью справился с задачей. В филателистических каталогах напротив марки "Освобожденная Россия", или "Рука с мечом, разрубающим цепь" — его фамилия. В ноябре 1922 года эскизы, поданные художником на конкурс "Четыре способа отправления" еще в 1914 году, были использованы для почтово–благотворительного выпуска "В помощь населению, пострадавшему от неурожая".

В мае 1919 года по приглашению правительства Советской Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высшими художественными мастерскими. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой. Это был человек неувядаемой энергии. Параллельно — до 1934 года — он у руля Рижской государственной типографии. Разрабатывает дизайны латвийских марок. Первая марка Латвийской Республики, отпечатанная на картах немецкого Генерального штаба (в стране был дефицит бумаги), — его работа. Всего же на его счету эскизы 28 латвийских почтовых марок. В 1921 году Зариньш разработал дизайн государственного герба Латвии.

Он иллюстрировал книги, журналы, плакаты, пригласительные билеты, эскизы денежных знаков. Зариньш считается первым в Латвии мастером офорта, литографии и прикладной графики, основоположником латвийского книжного знака. Первый экслибрис создал еще в 1897 году — для невесты Иевы. Всего же за свою жизнь нарисовал 75 экслибрисов, в том числе три книжных знака для ЭЗГБ — в 1905 и 1918 годах.

Есть у Зариньша заслуги и перед Белоруссией — он автор марки для Белорусской Народной Республики 1920 года.

Мастер умер на 70–м году жизни , в апреле 1939 года. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

В 1969 году в честь столетия Зариньша в Рига прошла памятная выставка. Не забыли его имя и в современной России. Не случайно в конкурсе "10 лучших марок России XX века", проведенного в 2001 году в Издательско–торговом центре "Марка", в котором приняли участие филателисты из 48 регионов страны, лучшей российской маркой столетия была признана его работа — "Святой Георгий Победоносец" 1914 года.

А что же в Латвии?

На родине о нем почти не вспоминают. Тут в моде другие кумиры. Цукурсы, висвалдисы лацисы, берклавсы и прочие так называемые борцы с советским режимом.

http://www.d-pils.lv/news/2/390745
Записан

нинский

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +1/-0
  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля
Re: Создатель марки столетия
« Ответ #1 : Апрель 24, 2010, 10:08:27 »

На счету графика — дизайн российских монет достоинством 3, 5, 10, 25 рублей - это явная чепуха. Трех рублей вообще не было, а изображения остальных делали медальеры МД, а не художники ЭЗГБ.
В 1912 году Зариньш — художественный директор ЭЗГБ. Такой должности тогда не было.
Записан