forum.fox-notes.ru
Новости => Новости => Тема начата: Landser от Апрель 29, 2014, 08:04:05
-
Секретные материалы: как нарисовать деньги
18:38 28 апреля 2014
Выставка "Секретные советские художники"
Всего: 6
Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
Теги: Выставка
Организации: ФГУП «Гознак»
Мария Лазарева
74
Версия для печати
Есть такая профессия – деньги рисовать. С результатами трудов художников-графиков и граверов-художников, работавших в советское время на Московской Печатной Фабрике (МПФ) «Гознак», знаком каждый – стоит только посмотреть на денежные купюры, открытки и марки того периода.
Однако из-за грифа «секретно», наложенного на деятельность этих художников, многие имена этих мастеров до сих пор остаются не известны широкой публике. В пресс-центре «Парламентской газеты» состоялось открытие выставки «Секретные советские художники — они создавали деньги, документы, марки, открытки» – «ВМ» познакомилась с работами мастеров и, наконец, узнала их имена.
«С миру по нитке» – вот, пожалуй, главный принцип, по которому собиралась эта экспозиция: были подняты домашние архивы детей и учеников художников. Лидия Майорова, Николай Михеев, Марина Сильянова, Ольга Клочкова, Владимир Мочалов, Сергей Поманский, Семен Аферов – вот лишь некоторые имена этих мастеров. Вся выставка композиционно делится на две части: работы художников-графиков, которые отвечали за дизайн советских ценных бумаг и резцовая классическая гравюра на ценных бумагах, выполненная гравёрами-художниками. Экспозиция представляет зрителю три поколения мастеров: художники, которые пришли «Гознак» во время Великой Отечественной войны и проработали там до развала СССР, учителя, которые передали им все секреты старой русской школы оформления ценных бумаг и их ученики.
Увидеть работы, выполненные мастерами старой гознаковской школы интересно и с художественной точки зрения. Не зря техника наших художников считалась лучшей в мире: ведь граверы-художники филигранно выполняли резцовую классическую гравюру на государственных ценных бумагах вручную.
Художник Лидия Майорова была одним из последних специалистов, владевших секретами старой школы. На открытии выставки ее дочь Галина Анисимова сказала, что те работы, которые представлены на выставке, это только часть того, что удалось собрать – всего получилось порядка тысячи банкнот, марок, графических рисунков и открыток. – Выставка начала собираться семь лет назад на энтузиазме детей и учеников мастеров, - заметила Галина. – К сожалению, классическая гравюра в 90-х годах попросту исчезла – ее заменили компьютерные технологии. Мы потеряли лучшую школу. Вернуть ее уже нельзя, мы можем только сохранить то, что есть. Я поняла, что если мы сами не расскажем об этих мастерах, то эта страница истории уйдет в небытие. Гравюра - не только украшение, но и защита от подделки. Нет двух одинаковых гравюр, всегда можно найти отличие.
Подробнее: http://vm.ru/news/2014/04/28/sekretnie-materiali-kak-narisovat-dengi-246322.html
-
Тайны секретных художников
Анатолий Любомудров
0
Сегодня, 5 мая 2014 года | 0 Комментариев
В пресс-центре «Парламентской газеты» открылась выставка «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки».
Деньги всегда приятно иметь. И чем больше, тем лучше. Но чтобы зарабатывать их, нужно немало уметь, а если в широком смысле — делать деньги — это своего рода искусство. Однако делать деньги нужно и в самом прямом смысле этого слова — изготавливать дензнаки — купюры разных номиналов — это действительно искусство, хотя и не признаваемое официально. О том, что создание денежных купюр, а также других ценных бумаг, в том числе, почтовых марок, облигаций, документов и другой полиграфической продукции, широко используемой в повседневной жизни, это особый пласт изобразительного искусства, рассказывает открывшаяся на днях в «Парламентской газете» выставка «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки». Экспозиция представляет собой частную коллекцию, собранную из домашних архивов и открытых официальных источников детьми и учениками художников-графиков и гравёров-художников, которые в советское время работали на Московской печатной фабрике «Гознак».
О создании выставки, её художественном и гражданско-патриотическом значении рассказали на открытии её организатор и куратор, школьный учитель, член-корреспондент Национальной академии филателии Галина Анисимова, академик Российской академии художеств, известный художник-карикатурист Владимир Мочалов, заслуженный художник-каллиграф Юрий Ковердяев, а также многочисленные известные коллекционеры и специалисты.
Зачем нужна классическая гравюра?
Как сказала Галина Анисимова, наша выставка — это наглядный рассказ о школе оформления ценных бумаг и классической денежной гравюре. В названии выставки звучит слово «СЕКРЕТНЫЕ» — не столько потому, что художники давали подписку о неразглашении секретов изготовления ценных бумаг, сколько потому, что о них не знают практически нигде и кроме нашей выставки, об их творчестве не рассказывается. Более того, они числились рабочими, их даже не принимали в Союз художников.
Считается, что ценные бумаги — это плод коллективного труда всего коллектива Московской печатной фабрики Гознак (производство денег включает в себя порядка 60 операций). К их созданию причастны и охранники, и печатники, и электрики, и среди прочего художники-графики, которые делали эскизы этих документов, разрабатывали дизайн, и гравёры-художники, выполнявшие вручную классическую гравюру на печатных формах. Так вот об этих двух уникальных гознаковских специальностях: художниках-графиках и гравёрах-художниках, чьими руками создавалась, можно сказать, визитная карточка нашего государства, рассказывает выставка. Их было всего несколько человек на весь Советский Союз. Их работы все держали в руках, ими пользовались многие десятилетия, по ним нашу страну узнавали во всем мире, но не знали имен художников, которые их создавали.
Впрочем, советская школа являлась продолжением существовавшей ещё с XIX века русской школы оформления ценных бумаг, признанной лучшей в мире. Классическая (резцовая) гравюра всегда была не только украшением ценных бумаг страны, но и самым надёжным способом защиты денежных купюр от подделок. Ведь даже сам гравёр-художник не в состоянии абсолютно точно повторить свою же работу «один в один», — всегда будут отличия в направлении, глубине и положении штрихов. Каждая классическая гравюра, как любое произведение искусства, несла в себе не только душу и индивидуальность гравёра-художника, но и такую технику исполнения, когда ошибка полностью исключена, когда рука человека должна была, как говорила моя мать, гравёр-художник Гознака Лидия Майорова, «ловить микроны», — подчеркнула Галина Анисимова.
Вскоре после революционных событий 1917 года в новообразовавшихся независимых республиках бывшей Российской Империи возникла необходимость выпуска собственных денежных знаков. В ряде случаев для этого использовались клише царских купюр, но императрице в руку вместо скипетра вкладывали пучок колосьев пшеницы — теперь этот рисунок символизировал Плодородие.
Классическая гравюра на ценных бумагах, как любое произведение искусства, передает не только душу и индивидуальность художника, но и требует такой техники исполнения, когда ошибка исключена, когда рука человека безошибочно выполняет каждый штрих, каждую точку на металле с точностью до тысячных долей миллиметра, как часто говорила Лидия Майорова, — «ловит микроны». Это было необходимо для соблюдения строгих технологических требований большого производства и металлографской печати. Поэтому гравёров-художников печатных форм можно по праву считать русскими Левшами.
Эталонами классической гравюры, на которые равнялись в советское время, были портреты Петра Первого и Екатерины Второй на царских деньгах — на тех, которые в художественной литературе именуются «катеньками» и «петеньками».
В разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году наше государство нашло возможность и средства, чтобы сохранить и передать молодёжи секреты старой русской школы оформления ценных бумаг и обучить молодежь уникальным художественным специальностям. Было понимание, что война кончится, и стране понадобятся новые ценные бумаги, а значит, и специалисты. Тогда, буквально с улицы, без вступительных экзаменов набрали школьников, закончивших 6-7 классов, бедных, голодных, и организовали Специальное ремесленное училище Гознака. Детей накормили, обули, одели и в течение пяти лет скрупулезно готовили из них уникальных специалистов высокого класса для работы на Гознаке. Будущим художникам-графикам секреты оформления ценных бумаг передали Главный художник Гознака Иван Дубасов и его заместитель Сергей Поманский, а классическую гравюру ребята изучали под руководством гравёров-художников Семёна Афёрова и Николая Михеева. Как вспоминала Лидия Майорова, учили серьёзно, по-настоящему — не жалели для детей дорогостоящие медные пластины и лучшие американские штихиля, изучали историю искусств, водили в музеи. В результате после окончания войны в мастерскую художников Гознака пришли молодые графики Сергей Адрианов, Виктор Ермаков, Юрий Лукьянов и Игорь Крылков, а также гравёры-художники Лидия Майорова и Татьяна Никитина, которые потом на протяжении нескольких десятилетий были основой творческого коллектива фабрики. В первую очередь им, художникам военного набора 1943 года, их учителям и ученикам посвящена выставка.
После войны Ремесленное училище переименовали в техникум, а через несколько лет его и вовсе закрыли (по соображениям безопасности не требовалось большого числа специалистов в данной отрасли), а подготовку последующих поколений учеников возложили индивидуально на работающих художников. За время работы гравёры-художники Лидия Майорова и Татьяна Никитина подготовили по три — четыре ученика.
Однако, к большому сожалению, в 90-е годы школу резцовой классической гравюры на Гознаке не сохранили. В связи с переходом на компьютерные технологии она практически утрачена. А повторить компьютерную гравюру, в отличие от ручной, в принципе, не очень сложно. Не случайно в Евросоюзе, использующем собственную валюту, во многих странах сохранена школа ручной резцовой гравюры. На всякий случай…
Презентация выставки «Секретные советские художники — они создавали деньги, документы, марки, открытки». Фото
Академик Российской Академии Художеств, известный карикатурист, бывший главный художник журнала «Крокодил», ранее гравёр-художник Гознака Владимир Мочалов отметил: «Секретные советские художники — это люди, которых в принципе никто не должен был знать, так как их творчество недопустимо было перенести, что называется, в домашние условия», — сказал карикатурист, — «Это люди, которые свою работу выполняли без ошибок, для чего требовались твёрдая рука и ясный ум. Я до сих пор во время работы чувствую, как будто за моей спиной стоят и не дают мне права на ошибку мои гознаковские учителя — Татьяна Никитина, Лидия Майорова, Иван Дубасов и другие». Он посетовал, что мастера тех лет забыты, однако они достойны того, чтобы о них помнили и говорили.
Несмотря на секретность работы художников и гравёров Гознака, независимо от них иногда появлялись «доморощенные» специалисты по производству денег, иначе говоря, фальшивомонетчики. По воспоминаниям старых специалистов Гознака, однажды Комитет государственной безопасности задержал такого «специалиста», и для оценки его квалификации преступник был доставлен в цех Гознака. Там ему предложили своего рода следственный эксперимент: выдали простой медицинский скальпель и кусок резины — подножный коврик из автомобиля. Всего за несколько часов работы фальшивомонетчик вырезал плату для печати десятирублёвой банкноты, оттиск с которой на расстоянии вытянутой руки можно было принять за подлинную купюру. Художники предложили тогда сотрудникам КГБ оставить «специалиста» отбывать наказание у них. Но предложение было отклонено: говорят, для него нашлась более ответственная работа…
Как делают деньги
Когда я пришёл на Гознак и узнал, что из себя представляют настоящие бумажные деньги с точки зрения полиграфии, я понял, что подделывать их бесполезно, — рассказал художник-каллиграф Юрий Ковердяев. — Никогда нельзя доподлинно учесть все защитные особенности — известные только немногочисленным экспертам мелочи, которые и превращают красивую картинку в банкноту. Только на первый взгляд всё кажется несложным: просто аккуратно выполненная графика и печать, доступная теперь едва ли не любому желающему.
В самом деле, ведь начинается всё с обычного заказа, как на любую другую печатную продукцию — списка требований с указанием размеров, цветовой гаммы, перечня изображений, которые должны быть на купюре, их стиля и видов печати. Вроде и работа идёт так же: собираешь материалы из доступных тебе источников, набрасываешь предварительные варианты композиции, согласуешь их по мере надобности с другими художниками, работающими с тобой над одной серией, потом приступаешь к отрисовке эскиза.
Эскиз на Гознаке — это внешне настоящее изделие (не только, кстати, деньги), какое будут держать в руках и узнавать при самом беглом взгляде. Все основные графические элементы и детали должны быть прорисованы с такой тщательностью, чтобы могли, помимо визуальной убедительности, служить и чисто техническим образцом для инструментального (а теперь компьютерного) воссоздания в качестве элементов защиты. Это только в кино «профессор» за полчаса десятку» нарисует, но не дано ему знать, что абсолютно всё изображённое на банкноте является в той или иной степени элементами защиты от подделки, буквально каждому изображению определён совершенно конкретный набор технических требований, малейшее отклонение от которых недопустимо. Ведь главное, что должен постоянно учитывать дизайнер, это с одной стороны параметры каждого элемента, с другой — многомиллионный тираж изделия, которое он придумал, возможности данной печатной машины, всех используемых видов печати, свойства бумаги и определённых красок в различных условиях, под разными углами зрения и при подсветке их специфическими индикационными лучами. Как художник, он предвидит все возможные варианты обращения с деньгами, цельность всей композиции и каждого изображения, что бы с купюрой ни происходило.
Владимир Мочалов: Художники, создававшие советские деньги, достойны того, чтобы о них говорили
И когда уже после нескольких доделок и перерисовок эскиз утверждается на всех уровнях, он становится законом для всей огромной технологической цепочки из более чем шестидесяти звеньев, венцом которой является денежная купюра.
Эскиз поступает в производство, «разбирается на части». Самая сложная — резцовая гравюра — передаётся на исполнение художникам-гравёрам, уникальным мастерам, наличием которых могут похвастать только самые развитые в культурном и полиграфическом отношении государства, да и то их можно перечесть по пальцам. То, что кажется просто штриховым рисунком, оказывается специфическим видом защиты, в точности повторить который не способен ни один компьютер — это линии, созданные живой рукой и не подвластные никакому программированию. В каждую вложена душа мастера, и рисунок, особенно портрет, получается словно живым. Помимо художественных, гравёр держит в голове и целый ряд технических задач: для конкретного изделия предусматривается вполне определённый стиль штриховки, ширина (и, следовательно, глубина) штриха, его шаг, интервалы и допуски заполнения пробельных областей — и всё это при однозначной портретной узнаваемости и совершенстве рисунка.
Графическую линейку продолжают фоновые, орнаментальные, шрифтовые изображения, каждое из которых вручную отрисовывается с безупречным качеством. Циклические изображения — фоновые сетки, бордюры, розетки, равномерные и переменные штриховки — выполняются мастерами-гильоширами.
Когда картинка готова, материалы передаются технологам, которые в тесной связи со специалистами по защите вносят целый ряд дополнительных защитных элементов и деталей, как правило, не видимых на первый, а часто и на второй и третий взгляд. Всё вроде бы такое же, каким получено от художников и копировщиков, но на самом деле это уже «боевой» набор изображений, по которому делаются печатные формы.
Разных хитростей с защитой денежных купюр и сейчас немало. Например, в телевикторину «Что? Где? Когда?» одним из организаторов выставки был направлен вопрос: «На какой современной российской денежной купюре можно увидеть изображения рыбы, тигра, медведя и елового леса?». (Вопрос уже несколько лет не берётся в игру). Не знаете? Поищите на пятитысячной купюре, но только с сильной лупой.
Бумага для денег и документов также выпускается в строгом соответствии с конкретным заказом на определённые изделия. Лучше всего защищена бумага именно для денег. Впечатляет уже видимый набор признаков: локальный и общий водяные знаки, металлическая фольга, цветные волокна. Помимо этого есть ещё и скрытые признаки, выявляемые при помощи специальной аппаратуры. В последние десятилетия всё шире внедряется печать на особой плёнке, это позволяет оставлять некоторые участки прозрачными и значительно увеличивает износостойкость купюр.
Современные методы изготовления печатных форм и их многочисленных копий сформировались благодаря открытиям российских учёных ещё в XIX веке: Б.С.Якоби открыл гальванопластику, а И.И.Орлов изобрёл специальный метод многокрасочной однопрогонной печати. В своё время это позволило сделать большой шаг в технологии производства и печати защищённой продукции. Копии печатных форм требуются для продолжения тиража ввиду их естественного износа. Постоянная работа над составом тиражных и специальных красок позволяет основному производству успешно опережать ушлых фальшивомонетчиков — оно и понятно: как только человек придумал деньги, он сразу столкнулся с проблемой, где их взять и, не найдя ничего лучшего, очень скоро начал их подделывать, в чём, надо сознаться, весьма преуспел. Заливать им рот расплавленным оловом теперь не принято, поэтому на тёмной стороне деятельности по производству денег также кипит работа.
Разумеется, о конкуренции производству настоящих денег речь не идёт. Настоящая работа и делается по-настоящему. Может ли кто-нибудь представить себе печатную машину размером с трёхэтажный дом? Выпускаются такие только по заказу правительства государств, самостоятельно занимающихся эмиссией денежных знаков. На входе загружается в неё бумага, а на выходе мы имеем настоящие готовые бумажные деньги.
Что делать?
К большому сожалению, в 90-е годы школу резцовой классической гравюры на Гознаке не сохранили. В связи с переходом на компьютерные технологии она практически утрачена.
Галина Анисимова: О художниках, создававших советские деньги и марки, почти никто не знает, хотя эти люди создавали лицо страны
Сегодня не уделяется должного внимания уникальной технике металлографии, посетовала в ходе презентации выставки коллекционер, пропагандист филателии и филокартии, член попечительского совета музея изобразительных искусств им. Эрзи, соорганизатор экспозиции Галина Папсуева. «Мы должны помнить и чтить свою историю. Наша мечта, чтобы на базе данной выставки был создан Музей графической культуры, в который должен входить Дом марки. Надо пересмотреть отношение к маркам на государственном уровне, вернуть утерянные позиции в мировой филателии. Мы просим помочь нам сохранить то, что уже собрано, создать музей, проводить передвижные выставки, выпустить монографию о художниках, чтобы увековечить память о них! Для убедительности и наглядности мы должны показывать настоящие марки, открытки, денежные знаки, чтобы все могли потрогать их руками, посмотреть на свет, увидеть красоту в натуре. Особенно сильно и убедительно действуют на зрителей ощущение шероховатости от металлографии на деньгах и почтовых марках» — поделилась Галина Папсуева.
В свою очередь, коллекционер, член Экспертного Совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Государственной Думы, член Союза художников, профессор Арсен Мелитонян рассказал, что сегодняшняя выставка — это итог «личной инициативы конкретной группы людей». «Последние десять-пятнадцать лет активно развивается коллекционирование, которое как раз связано с личной инициативой. Это ведь и всплеск интереса к истории Отечества, и воспитание, и образование, и семейный досуг», — сказал эксперт. По его словам, личная инициатива должна быть поддержана на государственном уровне. «Необходим целый блок законодательных инициатив, консультации с коллекционерами», — заключил Мелитонян.
Как отметила Галина Анисимова, выставка уже экспонировалась в различных организациях Москвы и Московской области, в частности, в городах Химки, Солнечногорск, Видное, Домодедово, а также за рубежом — в Германии в Дрездене и в Берлине, и в Испании (Мадрид). В ближайшее время планируется показать выставку в различных регионах нашей страны. Так, в мае она пройдёт в столице Чувашии городе Чебоксары, затем в подмосковном Дмитрове, а осенью — в Санкт-Петербурге в Музее связи им. Попова.
http://www.pnp.ru/news/detail/60482
-
Видео
Презентация выставки «Секретные советские художники»
http://www.youtube.com/watch?v=UPTHqflZoac