ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДА ТУАПСЕ Туапсе основан 25 мая (12 мая старого стиля) 1838 г. Это было одно из 17 укреплений Черноморской береговой линии, созданной русским командованием. Десант под командованием генерала Н. Н. Раевского высадился на гористом берегу с гребных судов эскадры адмирала М.П.Лазарева. Десантные войска за несколько часов заняли побережье между речкой Тшесепс (Паук) и широкой лесистой долиной, где протекала река Туапсе и устроили временный лагерь. На правом берегу реки Туапсе на Крепостнойгорке строился форт. Впоследсвии ему было присвоено наименование Вельяминовского, по имени бывшего командующего Черноморской береговой линией генерал-лейтенанта Алексея Александровича Вельяминова. (В 1837 году А.А..Вельяминов с многочисленным отрядом, вышедшем из Ольгинского укрепления построил триукрепления и осенью сделалразведку устья реки Туапседля построения в ближайшем будущем еще одного укрепления на пути в Адлер. Джубгаи Туапсе использовались местным горским населением как места для ведения работорговли и контрабанды морским путем. А. А.Вельяминов весной 1838 года умер от продолжительной легочной болезни. Вместо него командующим войсками Черноморской береговой линии был назначен Н. Н. Раевский).
1 июля 1838 года форт Вельяминовский был закончен и вооружен. Так началосьрождение будущего города. Гарнизон Веляминовского фортанаходился в тяжелых условиях. Снабжение боеприпасами и продуктами производилось морскими военными судами, прибытие которых особенно в зимнее время задерживалось из-за штормов. Меновая торговля с горскими народами почти полностью отсутствовала. Свирепствовала малярия и другие болезни, так как устье реки Туапсебыло заболочено. Солдаты и офицеры болели и умирали. Вельяминовский форт просуществовал с 1838 года по 1854 год. В феврале 1840 г. на форт напали горцы и полностью уничтожили гарнизон крепости. Однако в 1842 г. форт был восстановлен. Разразилась Крымская война, и русское командование вынуждено было уничтожить в 1854 г. Вельяминовский и другие форты. Только спустя десятилетие в 1864 г. здесь снова появились русские войска под командованием генерала Даховского. Отряд прошел со стороны Кубанской равнины через главный кавказский хребет по Гойтхскому перевалу и проник в долину реки Туапсе. Отряд смограсположиться в районе бывшего Вельяминовского форта, но восстанавливать развалины форта не стали. Войска вновь ушли и в форте остались только пограничники. Они расположились на Крепостной горке и вели оттуда наблюдение за морем и за сушей. С годами ведения службы солдаты стали обзаводиться семьями. Постепенно вокруг начали строиться домики, выросло поселение, названное Вельяминовским. Первоначально в нем проживали семьи солдат и казаков Тенгинского, екатеринодарского, Урупского, Кавказского батальонов и отставных матросов Черноморского флота. Интересным является и тот факт , что в поселении Вельяминовском была построена Свято-Воздвиженская церковь, а в самом посаде действовала Кресто-Воздвиженская церковь, подчиняющиеся Сухумской епархии. Обе церкви имели статус православных, греко-российских.
После окончания Кавказской войны с горскими племенами в1866г., русским правительством усиленно стали вербоваться армянские и греческие переселенцы, для освоения необжитых земель. Для армян, прибывших на постоянное место жительство из Турции и юго-западной Армении, греков изТрапезунда Россия стала второй родиной, причем многие из них высаживались с судов, следовавших к побережью Туапсе. Армяне и греки раскорчевывали и распахивали земли, взятые в аренду, довольно удачно занимались выращиванием табачных культур и их сбытом на российских рынках. Молдаване занимались в окрестностях посада виноградарством и выращиванием кукурузы. Льготные условия аренды государственных земель на длительные сроки, с вероятным последующим выкупом, привлекали также внимание чехов и сербов из Австро-Венгрии, немцев с Поволжья и Пруссии, эстонцев. В 1870 г. многие государственные земли были разыграны в благотворительной лотерее. Счастливые обладатели выигранных земель отнюдь не торопились переезжать с насиженных мест, но земля эта уже поднималась неуклонно в цене благодаря сделкам по ее продаже. Привлеченные льготными ценами, на земли Черноморья ехали крестьяне из Архангельской, Бессарабской, Воронежской, Владимирской, Киевской, Минской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Симбирской, Уфимской , Таврической и др. губерний.
ГОРОДСКОЙ ПОСАД ТУАПСЕ В конце 19 -начале 20 века. С развитием торговли, строительством шоссе и порта Вельяминовский посад, раскинувшийся по долине реки Туапсе начинает расти, а одновременно с этим шло заселение и долины реки Паук.
В 1896 г. из Кубанской области выделяется Черноморская губерния в составе трех округов – Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Вельяминовский посад стал окружным центром, и в 1897г. был переименован в городской посад Туапсе. ( СловоТуапсе черкесское. Оно означает: «Туа»-две, «псе»- вода, т.е. «две воды», так как город находится в долине двух рек – Туапсе и Паук).
Поселение на левом берегу р. Туапсе сохраняет название - село Вельяминовское. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г.в Туапсинском округе насчитывалось немногим более 9051 человек, а в самом городском посаде – 1392 человека. Но посад рос и в 1907 г. в нем проживало уже 5300 человек. В 1899г. из Екатеринодара и других городов приехало много людей (мещане, купцы, ремесленники). На аукционе покупались земельные участки под индивидуальное строительство. В городском посаде стали селиться врачи, заинтересованные в лечении курортников. В целях борьбы с малярией начала проводиться осушка болот в устье реки Туапсе и реки Паук. Бухте недалеко от моря оказался хороший пляж, который обустроили для отдыхающих. Рядом с Крепостной горкой возник парк, а рядом с ним была построена предприимчивым купцом Марковым кофейня с бильярдом и залом для курения турецкого кальяна. В курортный сезон Туапсе посещало от 100 до 200 человек отдыхающих. В конце XIX в. Туапсе носил характер восточного маленького городка. Выгодным являлось сообщение морем: из Туапсе можно было достичь Джубги и Сочи. В начале XX века значение Туапсе как привлекательного курортного местечка возросло. Здесь появляется большое количество частных гостиниц и кабинетов частнопрактикующих врачей.
Одним из немногочисленных культурных центров Туапсе было Варваринское училище. Вторым таким центром был Народный Дом, где находилась городская библиотека, а на сцене ставились любительские спектакли. В Варваринском училище воспитывалось до 40 учеников. Из них готовились специалисты по виноградарству и виноделию. Здесь был разбит неплохой сад, в котором культивировались различные виноградные сорта лоз. В лаборатории училища изыскивались способы приготовления лучших сортов вин.
В 1910-12 гг. в Туапсе среди культурных учреждений имелись частные фотоателье Ликиди и Леймана, цирк «Шапито», построенный в 1911г., в котором хозяином был некто Арно, а затем Михайлов, кинотеатр «Одеон». Процветали Русско-Азиатский банк, гостиница «Сан-Ремо», «Метрополь» и «Пассаж», был относительно дешевый базар, обувные, посудные, оружейные магазины Кубыника, Рудковича, Геймедова, Кафелас-Шовкуна. В этот период Туапсе уже имели другие городские учреждения, необходимые для жизни в городе, как-то: пожарную команду, здание полиции, здание городской управы, где на первом этаже была устроена «читальня».
В октябре 1905 г. в декоративном парке Варваринского училища прошли митинги, в защиту первой русской революции. Вначале 1906 г. в Туапсе были учинены расправы над участниками митингов и демонстраций. 8 января 1906г.в Туапсе высадились карательные казачьи отряды, которые стали наводить в городе порядок.
Во второй половине XIX века на Северном Кавказе не было железнодорожных путей сообщения. В 1874 г. генерал-адъютант Посвет предпринял поездку по Черномории, после которой началось проектирование министерством путей сообщения железной дороги через Туапсе и порта. Строительством в 1902г. Армавиро-Туапсинской железной дороги, связавшей Туапсе прямым сообщением с Санкт-Петербургом и Москвой началось строительство Черноморской железной дороги. Дорога пролегала через Гойтхский перевал, сквозь горы было прорублено и построено 6 тоннелей. Затем из района под г. Майкопом протянули нить нефтепровода. Архитектором В. П. Ермиловым было построено здание железнодорожного вокзала. Намечалась постройка нового порта. Все эти важные промышленные изменения явились важными вехами в истории нашего города.
В 1911 г. французская фирма Луи Жюстен Першо получила с торгов миллионный подряд на постройку нового порта. Наемными рабочими этой стройки были жители из Центральной России. Фирма обязалась закончить его к первой половине 1913 г. Но сооружение порта производилось крайне медленно. Почти через всю Европу в Туапсе везли все необходимое от гвоздей до рельсов. За 1911-12 гг. французы вместо 150 железных массивов гигантов сдали всего 12, и ни один из них не был спущен на воду. Впоследствии в порту работы производили русские строители.
В1909 г. в Туапсе согласно статданным проживало уже 10 тыс. 381 чел. В городе активно действовало «Туапсе-Майкопское нефтепромышленное Общество», которое производило разведочные работы под Хадыженском и Майкопом. В 1912г. закончилась проводка нефтепровода Ширванская-Туапсе. Стройка обеспечила работой множество населения. Ширилась сеть гостиниц, ресторанов, магазинов и аптек. В городе стали действовать два кинотеатра, но театра так и не было построено. По-прежнему использовалась сцена Народного дома.
В 1901-1911 гг. Туапсе особенно в летние месяцы посещал академик живописи, профессор А.А.Киселев с семьей. Другое время года А. А. Киселев много работал за границей и в обеих российских столицах. Посадские власти продали А. А. Киселеву небольшой участок земли под дачу на мысе Кадош. В этот период А.А.Киселев, боготворивший красоты кавказской природы, создал несколько известных полотен, которые успешно выставлял на выставках художников-передвижников. Благодаря его рассказам о Туапсе и его окрестностях, сюда вслед за ним приехало и приобрело участки земель немало и других художников и артистов.
Первые удары империалистической войны Туапсе почувствовал в 1916г. Подошедший к берегам Туапсе турецкий крейсер «Гамиде» выпустил по городу 125 снарядов. В июле 1916г. немецкий крейсер «Гебен» пробрался к порту и потопил военный корабль «Оболенский». А затем обстрелял город снарядами произведя разрушения и пожары. После свершения октябрьской революции, наступил бурный период гражданской войны. В городе не раз менялась власть. Своим прибежещем Туапсе сделали белые генералы: Деникин, Врангель, Май-Маевский, Покровский, Улагай и Шкуро. 25 февраля 1918 г. была образована Черноморская Советская республика. В1918г. в Туапсе общенародным достоянием стали частные типографии Гаджибекова и Короткевича, имения барона Штейнгеля, Голубева и других, гостиницы «Метрополь», «Россия», «Европа», больница, аптека. В начале 1918г. грузинские войска захватили г. Сочи и стали быстро продвигаться к Туапсе. Они планировали войти в соединение с войсками генерала Деникина. К 1 сентября с Агойского перевала освобождать город поспешила Таманская армия . Освободив город, армия повернула на г. Белореченск. Грузинские войска отошли от города и закрепились в районе р. Псезуапсе. Но опасность шла с нарастающей угрозой. В начале сентября 1918 г. после ухода красноармейцев в Туапсе вновь пришли отряды деникинцев. Было арестовано более 700 горожан. Каждую ночь на кладбище раздавались выстрелы: расстреливали мужчин и женщин, иногда семьями. У часовни висели на виселицах трупы повешенных. В окрестностях сел Дефановка, Архипо-Осиповка действовали партизанские отряды. Они сковывали значительные силы белогвардейских войск. В 1919 г. в Туапсе был создан штаб черноморских партизан во главе с Минаевым. В июле 1919 г. из партизан была образована многочисленная повстанческая армия. Генерал Деникин остро нуждался в туапсинском порте. В городе сосредотачивались многочисленные силы противника: офицерский полк, Черноморский и Сибирский полки, Армянский и Кубанский пластунские батальоны, пограничный пеший отряд, три сотни конногвардейцев, артдивизион. Бои за городом носил ожесточенный характер. К 24 февраля 1920г. Туапсе был освобожден. Особенно много было арестовано белогвардейцев в районе ст. Сортировочная. В порту были арестованы белогвардейские офицеры. 25 февраля в порту передовые части Красной Армии предотвратили высадку десанта с военных судов противника, пришедших ночью из Новороссийска. Военную помощь войскам Деникинской добровольческой армии оказали суда английского, американского, французского военного флотов. В освобождении Туапсе принимали войска КОЧ. Созданный осенью 1919 г. в г. Тифлисе Комитет освобождения Черноморья (КОЧ) из меньшевиков и эсеров планировал образовать автономную «демократическую республику». Войска КОЧ 1 февраля сначала освободили Сочи, а потом 24 февраля – Туапсе. Деникинцы потерпели поражение. Отсюда, из Туапсе, войска КОЧ перешли в наступление на Новороссийск и Армавир. 24 и 25 марта 1920г. на Гойтхском перевале произошли ожесточенные бои, город временно был оставлен. 25 марта 1920 г. белогвардейцы вновь овладели Туапсе. В апреле 1920 г. из Новороссийска к Туапсе подошла 50-я Красная армия, а со стороны ст. Белореченская – 34-я дивизия IX Красной армии, поддерживаемые со стороны моря судами Черноморской флотилии. 8 апреля 1920г. Туапсе был вновь освобожден, теперь окончательно.
В начале 1920-х гг. в городе действовали Черноморский промышленный техникум, педагогический техникум, статус сельскохозяйственного техникума получило бывшее Варваринское училище садоводства и виноградарства, школа радиотелеграфистов и электротехников. При главном комитете по трудовым резервам Наркомпроса стал действовать музей научно-технических редкостей и археологии. В 1922 г. вследствие голода, эпидемий и болезней были закрыты все учебные заведения, в следующем году были ликвидированы все санатории. Была закрыта и городская больница. Спустя год, в 1924 г. страна стала медленно оживать благодаря новой экономической политике молодого советского государства. В городе стал ощутим рост частных торгово-закупочных заведений. В 1923 г. благодаря железнодорожному сообщению Туапсе-Сочи наладилось быстрое и бесперебойное сообщение между двумя близлежащими городами. В 1920 г. портовики для своих нужд построили небольшую электростанцию. Старые механические мастерские стали развиваться в предприятие, приносящее неплохие прибыли. В 1921г. в Туапсе для длительного лечения легких приехал первый редактор газеты «Правда» Н. Г. Полетаев. При его непосредственной деятельности и поддержке в Туапсе была организована торговля древесиной, табаком, зерном с Турции морским сообщением. Туапсинский порт постепенно становился важным местом на Кавказе торговли зерном с зарубежными странами. Н. Г. Полетаеву принадлежит идея транспортировать из порта за границу и нефтепродукты. В 1925 г. приступили к строительству нефтепровода «Грозный-Туапсе». Достраивалась железнодорожная линия Сочи-Туапсе. В 1925 г. приступили к бетонированию берегов р. Туапсе, наметилось расширение строительства электростанции, оснащения работы теплоэлектростанции по сжиганию отходов нефтепроизводства. В 1930 г. Туапсинский нефтеперерабатывающий завод стал работать в полную мощность. Судоремонтный завод начинает свою деятельность с 1934г. Туапсинские ремонтные мастерские становятся ремонтной базой танкерного флота Черного моря. В 1935г. было отремонтировано 25 судов. В городе уже насчитывалось около 10 школ I -II-й–ступеней. Однако количество безработных еще было велико. В 1928г. население насчитывало уже 35 тысяч жителей.
Источник: МУК "Централизованная библиотечная система" г. Туапсе. http://pushkinka.narod.ru/ Статья размещена с любезного разрешения Директора МУК "ЦБС" Натальи Геннадьевны Логиновой