Продолжаем знакомить вас с экспонатами нашей выставки «В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов».
Важнейшей продукцией дореволюционной Экспедиции заготовления государственных бумаг были ценные бумаги – акции, облигации, паи и тому подобные документы. Можно с уверенностью сказать, что Экспедиция обеспечивала надежно защищенными бумагами всю деловую жизнь пореформенной России. Однако, несмотря на большой размер бумаг, выглядели они неброско – сюжетные изображения на них встречались нечасто и, как правило, их художественное оформление ограничивалось орнаментальными рамками, виньетками и цифрами номинала, выполненными многокрасочной орловской печатью.
Всё изменилось после начала Первой мировой войны, когда значение государственных займов возросло. Теперь облигация – это уже не просто ценная бумага, но плакат или прокламация, призывающая дать деньги государству. Тогда на облигациях стали изображать женский образ, символизировавший Россию, в окружении знамен и орудий. А после Февральской революции появились облигации знаменитого «Займа Свободы», на которых «прокламативность» возведена в абсолют: они фактически представляют собой воззвание членов Временного правительства с изображением Таврического дворца и факсимильными подписями.
После Октябрьской революции 1917 года в выпуске ценных бумаг наступил вполне понятный перерыв: экономическая политика государства резко изменилась, и теперь они были не нужны. Только после провозглашения Новой экономической политики – НЭПа – вновь появились первые советские государственные ценные бумаги: срочные беспроцентные обязательства, облигации хлебного и сахарных займов. Характерно, что в большинстве случаев никаких сюжетных изображений на этих бумагах нет. На облигациях хлебных займов и платежных обязательствах Народного комиссариата финансов СССР изображали скульптуры И. Д. Шадра (причем на последних изображение рабочего выполнено металлографским способом), на облигациях железнодорожного займа – паровоз, на облигациях выигрышного займа 1924 года – виды фабрик. В том же году был сделан ряд эскизов крестьянского займа, в частности – с изображением картины И. Е. Репина «Лев Толстой на пашне». Однако в целом до середины – второй половины 1920-х годов советские облигации и акции во всем, кроме текстов и гербов, были схожи с дореволюционными.
Только в конце десятилетия, когда НЭП начали сворачивать, и был взят курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию, снова появилась потребность в облигации-прокламации. Появились эскизы облигаций с изображением заводов, фабрик, тракторов, рабочих и красноармейцев. Эти эскизы – и осуществленные, и отвергнутые – сохранились в собрании Гознака. Их авторы – художники Гознака И. И. Дубасов, О. Ф. Амосова, В. В. Завьялов. Характерно, что оформлению облигаций уделялось пристальное внимание руководства Народного комиссариата финансов. В качестве примера можно привести резолюцию наркома финансов Н. П. Брюханова на одном из эскизов займа «защиты завоеваний Октябрьской революции» (1929, заем под таким названием осуществлен не был): «Необходимо перерисовать лица и фигуры крестьян и рабочих (первые слишком благообразны, вторые слишком испитые)».