Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Генерал-майор Маллесон и его боны  (Прочитано 28169 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #45 : Февраль 18, 2016, 17:19:44 »

Да, фальшивая, та самая, её "явление" на аукционе было отмечено здесь:
http://forum.fox-notes.ru/index.php/topic,5620.0.html
 
Записан

гоголь

  • КОММЕРЧЕСКИЙ БЛОК
  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +80/-0
  • Сообщений: 723
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #46 : Февраль 18, 2016, 23:14:23 »

 Так у этого продавца фуфла хватает и кроме Маленсона.

Записан

Prosto_Ilya

  • Прохожий
  • *
  • Отзывы +0/-0
  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #47 : Февраль 19, 2016, 08:53:27 »

Спасибо.
А я то думаю - ничего себе у небо продажа...
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #48 : Январь 06, 2017, 09:36:30 »

Скан с аукциона Херитейдж. Продана вчера за 10500$.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #49 : Июнь 06, 2018, 15:38:16 »

Прошла продажа ещё одного экземпляра из "группы", № 5063, скан с аукциона Gartner.
Заодно обновил табличку, тем более там была ошибка в номере одного знака,
правильный № 26295.
Я также хочу ещё раз отметить некоторые особенности, отличающие "группу" от
известных экземпляров всех трех выпусков, кроме уже перечисленных в начале темы:
1. Подпись Реджинальда Тиг-Джонса (Reginald Teague-Jones) имеется только на
   бонах из "группы", а также на известном фальшивом знаке № 6247 (см. скан ниже).
2. Любопытно, что на фальшивом знаке почему-то отсутствует символ "за" перед
   "Генерал...", это отмечено и в каталоге Истомина.
3. На всех знаках 1-2 выпуска кроме "группы" (в том числе и на знаке № 6817 1-го выпуска)
   в этом месте стоит ясное "for" - "за". На знаках из "группы" стоит другой
   символ, менее ясный.
4. Сравнение подписи Тиг-Джонса на фальшивой боне и бонах из "группы" вызывает вопросы.
   Фальшивка сделана достаточно аккуратно. При этом в подписи (если считать, что на бонах
   "группы" подпись подлинная) имеется явный "произвол": слова отделены, точка добавлена.
Все эти "странности" вполне могут найти какое-то объяснение, но пока не найден хотя бы
один экземпляр с подписью Тиг-Джонса не из "группы", мы не можем их игнорировать.
Записан

Al-r

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +166/-0
  • Сообщений: 721
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #50 : Июнь 06, 2018, 22:50:27 »

Вот то, что я знаю сегодняшний день о первом выпуске:
Тиг-Джонс подписывал  знаки первого выпуска с 5051 до 5099.
С 5288 появляется подпись Престона.
Причем это всё одна "группа"  5 декабря - высокой сохранности, видимо изначально все со справками.
Возможно, это все так называемые "дубли" - фальшаки. Наверняка из какого-то архива.
Далее есть очевидно подлинный из обращения знак от 6 декабря с подписью Хейнса.
Очевидно фальшивые (фальшивая подпись, печать, многочисленные ошибки в тексте) знаки мне известны с подписью Хейнса и Престона.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #51 : Июнь 07, 2018, 10:54:08 »

...Источников информации крайне мало (и она зачастую противоречива), как мало и самих знаков,
но тем не менее, кое-что мне удалось найти и  я надеюсь, это может вылиться со временем в полноценную работу...
...С 5288 появляется подпись Престона. Причем это всё одна "группа"  5 декабря ...
Как видим новая информация уже есть. Будем надеяться и ждать "полноценную работу". :)
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #52 : Июнь 24, 2018, 15:50:06 »

Поскольку одним из инициаторов и главным исполнителем по крайней мере первого выпуска был
капитан Тиг-Джонс, его дневники, выпущенные в 1990 году, являются одним из немногих
источников, на который ссылаются современные исследователи, например М.Истомин.
Фрагмент, в котором Тиг-Джонс излагает события, относящиеся к интересующему нас периоду,
совсем небольшой, поэтому ниже я привожу его в оригинале. Перевод думаю необязателен.
Красным я выделил абзац, где говорится о фальшивках. Можно ещё добавить, что в 2012
году во Франции вышла книга:
Taline Ter-Minassian "Reginald Teague-Jones - Au service secret de l'Empire britannique".
По обязательствам там только пересказ из книги Тиг-Джонса. В 2014 году вышел английский
перевод книги Ter-Minassian, в котором имеется интересная информация: 
Reginald Teague-Jones’s personal archive (Sinclair collection, MSS C 313), containing
sixty-six files of documents and photographs, is held in the British Library.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #53 : Июнь 24, 2018, 15:52:39 »

Нетрудно убедиться, что "дневники" Тиг-Джонса являются на самом деле мемуарами. При их
написании он опирается на определенные даты (они есть в книге на полях), но в целом
изложение имеет очевидный характер воспоминаний, а не текущих событий. Вполне вероятно,
как это часто бывает, память его могла не удержать многих деталей выпуска денежных знаков.
Тем не менее мемуары Тиг-Джонса подтверждают некоторые факты, о которых можно было догадаться
исходя из наличия коллекционного материала, и в то же время позволяют более четко
сформулировать вопросы, на которые пока нет ясного ответа:

1. Судя по всему значительная часть обязательств (1-ый выпуск почти наверняка) была обменена
   на "звонкую монету" - серебро, поступившее из Индии. Этим во многом и объясняется редкость
   сохранившихся обязательств, особенно 1-го выпуска - единственный на сегодня общепризнанный
   подлинный экземпляр. Похоже авторы чучинского каталога 1927 не видели ни одного представителя
   1-го выпуска (дата не та), хотя уже в 1924 году сама эмиссия была им известна.

2. Из мемуаров следует, что до конца ноября решение о выпуске не было принято. Получается, что
   вся работа была выполнена за несколько первых дней декабря - просто невероятный срок!
   Понятно, пришлось для скорости пойти на черно-белый вариант и "спартанское" оформление.

3. Возможность появления подделок беспокоила эмитента с самого начала выпуска. Одной из мер
   предосторожности был быстрый выкуп обязательств. Позволю здесь выдвинуть свою гипотезу.
   Сжатый срок между первым и вторым выпуском можно объяснить желанием побыстрее изъять первый
   из оборота. Тем не менее "умельцы" действовали расторопно, что подтверждает и Тиг-Джонс.

4. К сожалению неясно, при каких обстоятельствах Тиг-Джонс "наткнулся" на фальшивку,
   выполненную с "фотографической точностью". Как же он её определил? Может всё-таки ему
   показали работники банка и объяснили детали? А может по элементам защиты (п.6)?     

5. Слухи о предъявленных при обмене на деньги обязательствах с одинаковыми номерами,
   "неотличимые друг от друга", иначе как бредом назвать нельзя. Асхабад того времени, это
   не кишлак, а административный центр огромной Закаспийской области, город с 50-тысячным
   населением, крупный торговый и транспортный узел. В контексте нашей темы можно указать,
   что в городе действовали три типографии, а кроме отделения Госбанка имелись отделения
   Учетно-ссудного банка Персии и француского банка Sosiete General. Другое дело, что в
   условиях Гражданской войны неизбежно возникали трудности с поиском качественной бумаги,
   расходных материалов и т.п.

6. Перфорация на левой стороне обязательств свидетельствует о наличии корешка, на котором
   имелся номер и какие-то элементы защиты от подделок. Например, офицер расписывался также
   и на корешке. На втором и третьем третьем выпусках защита была усилена с помощью второй
   печати, частично расположенной на корешке. Ясно, что при обмене всучить подделку было
   практически невозможно.
 
7. И всё-таки, откуда растут ноги у слухов, соответствующих поговорке "кто первый встал,
   того и тапки"? Тиг-Джонс несколько невнятно упоминает о какой-то партии фальшивок,
   привезенных с Кавказа, но было уже "слишком поздно". То есть уже был близок или даже
   начался обмен? Как же о них узнали? Возможно при попытке обменять. Не исключено, что
   слух распространили сами работники банка, имея целью побыстрее произвести обмен.
   Первыми прибежали естественно злоумышленники с большой пачкой обязательств, тут их и накрыли. :)

Записан

Al-r

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +166/-0
  • Сообщений: 721
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #54 : Июнь 25, 2018, 12:08:48 »

К показанному английскому фрагменту и сказанному уважаемым AlterRub я могу добавить, что Тиг-Джонсу было поручено выпустить эти траты, и по его словам, он несколько дней искал по Ашхабаду цветную бумагу , не нашел, напечатал на той, что попалась.  А потом  целый день провёл в запертой комнате, подписывая их.

Я не встречал данных о том, что траты обменивались на серебро и не знаю, откуда это взялось (обеспечение не значит обмен - если англичане хотели бы дать серебро, они дали бы его сразу - зачем что-то печатать).
А вот газетное объявление о том, что обмен английских чеков производится исключительно на "Закаспийские боны" как в Ашхабаде, так и заграницей, я приводил.

Знаки с корешком (бланки) известны, я приведу их в каталоге.

Досрочный выкуп обязательств не мог происходить по причине отсутствия того, что давалось бы взамен.

 Читая мемуары Тиг-Джонса, надо понимать, что он до самой своей смерти (а жил он почти 100 лет) жил под чужим именем -  боялся возмездия русских за расстрел  бакинских комиссаров.

А теперь факты:
1. Тиг-Джогнс  подписал и выпустил примитивные в одну краску траты 5 декабря. А уже 14 декабря ВВМ выпустила при участии Ашхабадского банка вполне похожие на деньги обязательства. То есть всего за неделю приняли решение о новом выпуске, без проблем  напечатали в три краски  по сути такой же выпуск.
2. Тиг-Джонс уже никогда не подписывал траты ни этого, ни следующего выпуска  14 января (по крайней мере, они неизвестны).
3. Следующий выпуск состоялся через месяц ( а не через неделю) и с другой датой погашения - что логично, обещали то вначале всего 5 миллионов.
2. Фальшаки  известны только "первого" выпуска  - с датами 6 и 12 декабря.
Предположение  от том, что "второй" (цветной) выпуск сделан, так как появились фальшивки маловероятно - неделя очень короткий срок, что бы выпустить фальшивки , обнаружить их и подготовить новый "защищенный" выпуск.

Пока неизвестно других данных, я на основании этого выскажу следующую гипотезу:
- Тиг-Джонс вероятно был несколько ветреным офицером (известно, что он женился в Ашхабаде, а в Англию вернулся без жены. Это как-то немного характеризует человека). Сам он без помощи  вряди справился с таким делом, как печатание денег (он всё равно умудрился допустить одну ошибку в очень коротком английском тексте - "J" вместо "I" - что говорит о его не очень большой вовлеченности в процесс). Кто-то ему помогал. Вот этот кто-то и слил инфу о том, как будут выглядеть траты. Возможно, поэтому и помогал.  Но это стало известно властям, возможно сразу. Тиг-Джонса отстранили от печатания денег - этим занялись профессионалы из банка.

А этот  отпечатанный "первый" выпуск  так и не  попал в обращение (а то, что возможно попало, сразу поменяли на "цветные" того же срока), осел в архивах, откуда часть и попала в отделение СФА , где ему понавыписали справок.
Фраза "Слишком поздно"- это как раз может  означать, что подделки не имели смысла, так как такого вида чеки не поступили (или уже изъялись из обращения).
« Последнее редактирование: Июнь 25, 2018, 12:12:32 от Al-r »
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #55 : Июнь 25, 2018, 12:58:15 »

...Я не встречал данных о том, что траты обменивались на серебро и не знаю, откуда это взялось...
Это сказано в приведенном фрагменте, в конце, поэтому я и предположил. А ждать серебро не могли по
указанным в мемуарах причинам, прежде всего из-за забастовки железнодорожников. 

Фраза "Слишком поздно"- это как раз может  означать, что подделки не имели смысла, так как такого вида чеки не поступили...
Я бы тоже так подумал, но фальшивки, причем именно 1-го выпуска, как Вы подчеркнули, свидетельствуют, что 1-ый выпуск
был в обращении, причем вряд ли неделю.
Записан

Al-r

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +166/-0
  • Сообщений: 721
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #56 : Июнь 25, 2018, 16:59:58 »

...Я не встречал данных о том, что траты обменивались на серебро и не знаю, откуда это взялось...
Это сказано в приведенном фрагменте, в конце, поэтому я и предположил. А ждать серебро не могли по
указанным в мемуарах причинам, прежде всего из-за забастовки железнодорожников. 
С одной стороны газетное объявление того времени за подписью Маллесона, а с другой - воспоминания через десятки лет. Я склонен доверять первому. Возможно, англичане  вначале пообещали менять траты на серебро. Но, как известно, обещанного англичанами ждут поболее  трёх лет.

Моя идея состоит в том, что фальшивки заготовили  одновременно с подлинными и про это разузнали власти. Поэтому экстренно сделали аналогичный по срокам выпуск и именно на него, до даты погашения, меняли "белые" чеки, которые могли успеть попасть в обращение. Что естественно не исключает варианта обращения фальшивок.
 
А известная куча с номерами подряд и с подписью Тиг-Джонса по этой причине вообще не покидала ОГБ - поэтому они все высокого сохрана.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #57 : Июнь 30, 2018, 19:50:39 »

Мне кажется все общедоступные данные по выпуску уже приведены в данной теме.
А вот по "группе" я бы хотел кое-что из общедоступного добавить и кроме того ещё раз более
четко сформулировать своё понимание этого вопроса, тем более что расхождение по нему с
мнением, которое высказал выше Al-r, значительное.
Прежде всего хочу напомнить, что нам известны лишь два автора, публиковавшиеся в 20-х годах и
которые видимо имели какие-то сведения о выпуске:
Сергей Иванович Кузовкин и Борис Пантелеймонович Кривцов.
Оба они были жителями Баку и активными членами правления Азербайджанского отдела ВОФ.
Даже профессия одинакова - инженеры. В конце 20-х годов Кривцов жил и работал в Асхабаде.
В разное время они выполняли функции:
Кузовкин - Уполномоченный СФА в Азербайджане, казначей правления Азербайджанского отдела ВОФ.   
Кривцов - Уполномоченный СФА в Аджаристане, председатель правления Азербайджанского отдела ВОФ,
                председатель Туркменского Республиканского отдела ВОК.           
На сайте "Наш Баку" (www.ourbaku.com) кроме упомянутых сведений имеется фотография 20-х годов
активистов Азербайджанского отдела ВОФ, среди которых и Кузовкин с Кривцовым - ниже я её привел.
Можно ещё отметить, что Кузовкин принимал участие в подготовке каталога 1938 года В.М.Соколова,
о котором выше упомянул Al-r. Такой вывод можно сделать на основании известной работы
М.М.Глейзера, где он дает краткий обзор каталогов по бонам. Далее цитирую:
"...располагаю разделами 6 — “Сев. Кавказ”, 7 — “Закавказье”, 8 — “Средняя Азия”."     
...В работе над 8-м разделом помогали также С.И.Кузовкин,..."

Поэтому не исключено, что сведения о степени редкости выпусков Соколов получил от Кузовкина,
автора единственной довоенной статьи о маллесоновках, текст которой приведён в начале темы.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #58 : Июнь 30, 2018, 19:51:22 »

Итак, в 1926 году известный бакинский бонист С.И.Кузовкин публикует в "Советском коллекционере"
статью, в которой обращают на себя внимание следующие фрагменты, цитирую:
"...Боны эти составляют предмет особых желаний и неослабных поисков за ними неугомонных бонистов...
............
Многие из доверчивых держателей „маллесоновок" и по сей день крепко хранят их в полной надежде
получить за них когда-либо английскими золотыми соверенами или индийскими серебряными рупиями
ту сумму, что прописана на этих обязательствах..."
Я имею в виду не "серебро-золото", которое (возможно) надеялись получить граждане, а то, что
"многие" их оказывается всё ещё хранят!? А как же тогда "неослабные поиски" - в начале статьи?
Как мог такое написать "главный" бонист Баку? Объяснения вроде "обычная агитка того времени",
"для красного словца" и т.п. меня абсолютно не устраивают. Агитка - это где про 26 бакинских
комиссаров и других "идейных борцов".
Позволю себе провести некоторую аналогию. Хорошо известно, что в советское время авторы научных
трудов, диссертаций и т.п. в обязательном порядке ссылались в преамбуле на труды классиков марксизма
вне зависимости от тематики работ, хоть по истории, хоть по математике. Тем не менее в самой
работе при доказательстве, например, теорем, никто на оные труды не опирался. Кузовкин не мог
не понимать противоречия между началом и концом своей статьи. Однако написал - может
действительно у него были сведения (или слухи), что у кого-то что-то хранится? Остается только
гадать, почему редакция не попросила уточнить источник информации.
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +249/-0
  • Сообщений: 1 489
    • Просмотр профиля
Re: Генерал-майор Маллесон и его боны
« Ответ #59 : Июнь 30, 2018, 19:52:02 »

Прошло примерно два года после статьи Кузовкина и действительно произошло знаменательное событие:
введение в коллекционный оборот некоторого количества бон 1-го выпуска, который до этого вообще
мало кто видел. Судя по всему "явлены" они были в Асхабаде, то есть там, где и были эмитированы.       
Это несколько странно, поскольку именно там уже давно "неослабно" искали, но факт остается фактом.
Все они по какой-то причине были заверены справкой с подписью Б.П.Кривцова, в то время председателя
местного отдела ВОК. Мне данный акт представляется весьма неординарным. Не припоминаю во-первых
аналогов. Кроме того сам текст справки не слишком убедительный. Кривцов, опытный коллекционер,
подписывая документ, в котором речь шла о самой дорогой боне в каталоге, прекрасно понимал, что
выдаёт сертификат подлинности. При этом в справке ничего не сказано ни о происхождении бон,
ни о том, на каком основании они признаны подлинными. Я уже не говорю о том, как мог инженер Кривцов
заверить "документ" с подобной орфографией и синтаксисом, по иронии судьбы исполненный человеком
с фамилией Гоголь? Кроме всего прочего Б.П.Кривцов сам в основном занимался марками и скорее всего
привлекал для анализа других специалистов, но в справке об этом ни слова нет.
Остается добавить, что впоследствии Б.П.Кривцов жил и работал в Москве, его имя фигурирует в списке
известных филателистов конца 40-х годов. Он был кандидатом технических наук, автором ряда публикаций
по своей основной специальности, его учебник для ПТУ по плиточным работам 1954 года (соавтор И.Г.Шапиро)
выдержал несколько изданий, последнее я видел 1969 года. Определить дату смерти Б.П.Кривцова мне
не удалось. Кажется в 1959 году он был ещё жив, поскольку вышло переработанное издание учебника.     
Возможно поиски в Москве наследников ответят на ряд вопросов. Кстати фамилию Кривцов носит
известный коллекционерам автор "Аверсов", может он не только однофамилец?
Записан