В результате реформы резко уменьшился объем денежной массы, находящейся в обращении.
Кроме того, уменьшился размер денежных знаков, что облегчило их использование, впервые
размеры ряда купюр были унифицированы для внедрения счетных автоматов.
Авторами денежных знаков стала группа художников Гознака.
С.А.Поманский разработал рисунок лицевых сторон всех билетов от 1 до 50 руб. включительно.
Лицевую сторону билета в 100 руб. нарисовал Ю.А.Лукьянов.
Оборотная сторона всех денежных знаков исполнена И.И.Дубасовым.
Барельефный портрет В.И.Ленина для этой эмиссии выполнил Н.А.Соколов.
Денежные знаки образца 1961 года были в обращении 30 лет и печатались на протяжении всего этого времени.
На банкнотах 1,3,5 рублей двухбуквенные литеры серии печатались двумя типамм шрифтов(использовалось 20 букв):
1-й тип шрифта был на выпусках АА, Аа, аА, аа.
2-й тип шрифта был на выпуска:
1 рубль: АА, Аа, аА
3 и 5 рублей: АА
У С.С. Логашина и А.Е. Денисова отмечено, что были боны 3 и 5 рублей со 2-м типом шрифта серии выпуска Аа,
но реально пока такие боны не найдены(см.
3 и 5 рублей 1961г., 2-й тип шрифта серии )
1 рубль, кроме того печатался двумя видами:
- все выпуски 1-го типа шрифта и выпуск АА и часть выпуска Аа 2-го типа
шрифта - металлография
- все банкноты выпуска аА и часть выпуска Аа 2-го типа шрифта - офсет
За это время были отличия по бумаге(цитирую по материалам С.С. Логашина):
>>>
Существовало два типа бумаги. Визуальное отличие состоит в следующем:
первый тип отличался отсутствием глянца, бумага напоминала мелованную
и имела оттенки: 1 руб. - желтый; 3 руб. -зелёный; 5 руб. - голубой;
10 руб. - красный; 25 руб. - фиолетовый.
На этом типе были напечатаны следующие выпуски:
1 руб. - выпуски "АА", "Аа"
3 руб. - выпуск "АА"
5 руб. - выпуск "АА"
Всё вышесказанное относится к сериям 1-го типа шрифта
10 руб. - около половины выпуска "АА" (точно не установлено)
25 руб. - приблизительно первая четверть выпуска "АА" (точно не установлено)
50 руб. - все серии, начинающиеся на букву А
100 руб. - первые 5 серий (точно не установлено).
Кроме того 100руб. имели следующую разновидность по цвету виньетки на белом
фоне слева от рисунка кремля. Первые пять серий имели жёлтые лучи на виньетке;
остальные серии начинающиеся на А -салатовые лучи; все остальные серии имели
зелёные лучи.
<<<
Ультрафиолетовая защита(С.С. Логашин):
Данная разновидность невидима обычным человеческим глазом без специального
прибора, позволяющего увидеть защитные отметки на купюрах.
Техника защиты денег от подделок совершенствовалась, поэтому на купюрах
появился новый тип зашиты - ультрафиолет. Он появился в виде мелких
разноцветных "пылинок", беспорядочно нанесенных на купюру.
Для номиналов 1,3,5 рублей этого было вполне достаточно и этот тип
ультрафиолетовой зашиты просуществовал без изменений за весь период
обращения банкнот.
50 и 100 рублевые купюры практически не использовались, оставаясь в банковских
сейфах и семейных сбережениях,кроме того у них был сложный водяной знак,
возможно поэтому их ультрафиолетовая защита не была усовершенствована.
Купюры 10 и 25 руб. были самыми крупными из тех, что оыли в ежедневном обороте, и именно
у них данный тип защиты претерпел изменения.
10 рублей: первые два выпуска - "АА" и "Аа" не имели ультрафиолетовой защиты.
Впервые она появляется на выпуске "аА" в виде прямоугольника с надписью
"10 рублей", причем не существует закономерности в ее нанесении на купюры
определенных серий, отсюда возникает чередование серий как с ультрафиолетовой
защитой, так и без нее. На всех сериях выпуска "аа" ультрафиолетовая защита
проставлена.
25 рублей: впервые ультрафиолетовая защита появляется с середины выпуска
типа "АА" в виде фиолетового прямоугольника с надписью "25 рублей".
Данный вид ультрафиолета захватывает и начало выпуска "Аа", но затем,
оставаясь в том же виде, меняет свой цвет с фиолетового на желтый и уже
не меняется до конца эмиссии.