Справочная > Боны белого движения

Северо-Западная армия (ген. Юденич)

<< < (2/4) > >>

Landser:
Николай Николаевич Юденич (18 (30) июля 1862, Москва — 5 октября 1933, Канны, Франция) — российский военный деятель, генерал от инфантерии (1915). Один из самых успешных генералов России во время Первой мировой войны, во время Гражданской войны возглавлял силы, действовавшие против советской власти на Северо-Западном направлении. Последний кавалер Ордена Святого Георгия II класса.





Биография

Сын коллежского советника Николая Ивановича Юденича (1836—1892). В 1881 году окончил Александровское военное училище в Москве. Служил в лейб-гвардии Литовском полку.

В 1887 году окончил Академию Генерального штаба по первому разряду и был произведен в штабс-капитаны гвардии. С 26 ноября 1887 года — старший адъютант штаба XIV АК. Цензовое командование ротой отбывал в лейб-гвардии Литовском полку (2 ноября 1889 — 12 декабря 1890). С 27 января 1892 — старший адъютант штаба Туркестанского военного округа. Подполковник (ст. 5 апреля 1892). В 1894 году участвовал в Памирской экспедиции в должности начальника штаба Памирского отряда. Полковник (1896). С 20 сентября 1900 — штаб-офицер при управлении 1-й Туркестанской стрелковой бригады.

В 1902 году назначен командиром 18-го стрелкового полка. Командовал этим полком во время Русско-японской войны. Принимал участие в сражении при Сандепу, где был ранен в руку, и Мукденском сражении, в котором был ранен в шею. Был награждён Золотым Георгиевским оружием «за храбрость» и произведён в генерал-майоры.

С 10 февраля 1907 — генерал-квартирмейстер штаба Кавказского военного округа. Генерал-лейтенант (1912). С 1912 — начальник штаба Казанского, а с 1913 — Кавказского военного округа.

С начала Первой мировой войны Юденич стал начальником штаба Кавказской армии, ведшей бои с войсками Османской империи. На этом посту он наголову разбил турецкие войска под командованием Энвер-паши в Сарыкамышском сражении. В январе 1915 года Юденич был произведён в чин генерала от инфантерии и назначен командующим Кавказской армией. В течение 1915 года подразделения под командованием Юденича вели бои в районе города Ван, который несколько раз переходил из рук в руки. 13-16 февраля 1916 Юденич выиграл крупное сражение под Эрзерумом, а 15 апреля того же года захватил город Трапезунд. За это сражение (ещё до его окончания) Юденич был награждён орденом Святого Георгия 2-ой степени (после него этот орден такой степени в Российской Империи больше никто не получал). К лету 1916 года русскими войсками была освобождена большая часть Западной Армении.

После Февраля 1917

После Февральской революции Юденича назначили командующим Кавказским фронтом. Однако после ухода с поста военного министра А. И. Гучкова 2 (15) мая 1917 год новый военный министр А. Ф. Керенский снял Юденича с должности как сопротивляющегося указаниям Временного правительства и отправил его в отставку.

Покинув Тифлис, Юденич поселился в Петрограде. По воспоминаниям жены Юденича Александры Николаевны, Юденич как-то зашел в банк, чтобы взять какую-то сумму денег из своих сбережений. Служащие банка, узнав его, посоветовали немедленно взять все деньги на руки и продать недвижимость. Юденичи продали дом в Тифлисе и земли в Кисловодске. Эти средства обеспечили их на некоторое время вперед, захватывая и начало эмиграции. В августе 1917 года Юденич участвовал в работе Государственного совещания; поддержал Корниловское выступление.

После большевистского переворота

Юденич нелегально проживал в Петрограде, скрываясь на верхнем этаже в доме «Русского Страхового Общества» на Петроградской стороне, под охраной дворника, бывшего фельдфебеля Лейб-гвардии Литовского полка, который служил с Юденичем ещё в Памирской экспедиции 1904—1905 гг.

Его политическая программа после установления власти большевиков исходила из идеи воссоздания «Единой, великой и неделимой России» в пределах ее исторической территории; при этом в тактических целях провозглашалась возможность предоставления культурно-национальной автономии и даже государственной самостоятельности окраинным народам, если они включатся в борьбу против большевиков.

В Финляндии

В январе 1919 года [2]:310 Юденич, пользуясь документами на чужое имя, вместе со своей женой и адъютантом Н.А Покотило пересек финскую границу и прибыл в Гельсингфорс. «Русский комитет», созданный в Хельсинки в ноябре 1918 и претендовавший на роль российского правительства, провозгласил его в январе 1919 лидером Белого движения на Северо-Западе России, предоставив ему диктаторские полномочия. Юденичу удалось установить связь с Колчаком в Сибири и Русским политическим совещанием в Париже. О целях создаваемой им военной силы лучше всего сказал сам Юденич:
У русской белой гвардии одна цель — изгнать большевиков из России. Политической программы у гвардии нет. Она и не монархическая, и не республиканская. Как военная организация, она не интересуется вопросами политической партийности. Её единственная программа — долой большевиков!

— Северная жизнь. Гельсингфорс. 1919. № 40.

Весной 1919 г. Юденич побывал в Стокгольме, где встречался с дипломатическими представителями Англии, Франции и США, пытаясь добиться помощи в формировании русских добровольческих отрядов на территории Финляндии. Кроме французского посланника, согласившегося со взглядом Юденича, все остальные посланники высказались против вмешательства во внутренние дела России.

5 мая, по возвращеню из Стокгольма в Финляндию, Юденич с той же целью встретился с регентом Финляндии генералом Маннергеймом. Не отказываясь в принципе от идеи участия финской армии в борьбе с большевиками, Маннергейм выдвинул ряд условий, при которых выполнении которых ему было бы проще добиться разрешения финского сейма на такое участие — основное — признание независимости Финляндии, а так же присоединение к Финляндии Восточной Карелии и области Печенги на берегу Кольского полуострова. Хотя сам Юденич понимал, что «независимость Финляндии есть совершившийся факт» и что в отношениях с Финляндией нужно идти на уступки для получения от неё помощи в борьбе с большевизмом, ему не удалось склонить на эту точку зрения ни Колчака, ни Сазонова, которые стояли на принципах «непредрешения». В результате финские власти не только не разрешили формировать части из русских добровольцев, но и мешали офицерам, желавшим попасть в Северный корпус, отплыть легально из Финляндии в Эстонию.

Ещё 17 апреля 1919 года Всероссийское правительство адмирала Колчака выделило Юденичу 10 млн. франков. Деньги шли долго, российский дип. представитель в Стокгольме получил первый миллион только в июне. [2]:332 24 мая в Гельсингфорсе Юденич создал и возглавил «Политическое совещание». В его состав вошли А. В. Карташев, П. К. Кондзеровский, В. Д. Кузьмин-Караваев, С. Г. Лианозов, Г. А. Данилевский.

5 июня 1919 года Верховный правитель адмирал Колчак известил Юденича телеграммой о его назначении «Главнокомандующим всеми русскими сухопутными, морскими вооружёнными силами против большевиков на Северо-Западном фронте», а 10 июня телеграмма была подтверждена официальным Указом.

Получив телеграмму Колчака, Юденич отбыл в Ревель, а оттуда на фронт Северо-Западной армии, возглавляемой генералом Родзянко. Объехав армию, Юденич 26 июня вернулся в Гельсингфорс, всё ещё пытаясь добиться поддержки Финляндии. Однако после того, как Маннергейм 17 июля утвердил новую конституцию Финляндии, 25 июля президентом Финляндии стал профессор Стольберг, а Маннергейм уехал за границу. Надежда на помощь Финляндии пропала и 26 июля Юденич отбыл на пароходе в Ревель.

Северо-Западная армия
 
Несмотря не недовольство «эстонской группы» старших офицеров, видевшей в приехавших из Финляндии Юдениче и его окружении «чужаков, прибывших на всё готовое», Юденич был принят, как гарантия поступления материальной помощи от союзников. Как писал в своих воспоминаниях генерал Ярославцев, один из командиров Северо-западной армии:
Всё-таки Юденича пришлось принять, так как с его приездом ожидалась помощь от Колчака, материальная и моральная от англичан и американцев и содействием активным выступлением со стороны Эстонии и Финляндии.

Уже через два дня после получения телеграммы о назначении был получен первый миллион франков, из 10 млн., отпущенных Всероссийским правительством Юденичу еще в апреле. 17 июля были выделены ещё 100 миллионов рублей. А 5 сентября 1919 г. совет министров всероссийского правительства постановил:
Разрешить военному министру отпустить в распоряжение генерала Юденича тридцать восемь миллионов крон на содержание его армии в счёт имеющего быть представленным генералом Юденичем перечня расходов по чрезвычайному сверхсметному кредиту на нужды военного времени.

Деньги эти в процессе пересылки переводились в другие валюты (фунты стерлинги, финские марки, шведские кроны). Из данной суммы Юденич успел получить только около 500 тыс. фунтов стерлингов.

11 августа 1919 года под давлением английских генералов Г. Гофа и Ф. Марша было создано Северо-Западное правительство, в которое вошли кадеты, эсеры и меньшевики и которое подтвердило государственный суверенитет Эстонии. Юденич вошел в это правительство в качестве военного министра.

В течение августа Юденич успешно занимался вопросами снабжения армии. При этом были подготовлены (и с началом похода выпущены в обращение) бумажные денежные знаки достоинством 25 и 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 25, 100, 500 и 1000 рублей. На оборотной стороне этих купюр имелась надпись, гласившая, что они подлежат обмену на общегосударственные российские деньги в порядке и сроки, определяемые Петроградской конторой Государственного банка. По сути, это была своего рода наглядная агитация: каждый, получивший такие купюры в качестве платежа, должен был понять, что они станут настоящими деньгами лишь в том случае, если Петроград будет захвачен войсками Юденича.

В сентябре-октябре 1919 Юденич организовал второй поход на Петроград. 28 сентября сравнительно хорошо подготовленная Северо-Западная армия, имевшая в своём составе 4 бронепоезда, 4 броневика и 6 танков английского производства, вместе с эстонскими войсками прорвала оборону Красной армии; 12 октября пал Ямбург (ныне Кингисепп), во второй половине октября были захвачены Луга, Гатчина, Красное село, Детское (Царское) село и Павловск. К середине октября белые вышли на ближайшие подступы к Петрограду (Пулковские высоты). Однако им не удалось перерезать Николаевскую железную дорогу, что позволило Троцкому беспрепятственно перебросить подкрепления под Петроград и создать многократное превосходство красных над противником. Финны и англичане не оказали наступавшим эффективной помощи. Усилились трения с эстонцами, которых отпугивали великодержавные устремления Юденича и которым большевики пообещали значительные политические и территориальные уступки. Отсутствие резервов и растянутость фронта Северо-Западной армии позволили Красной армии 21 октября остановить наступление белых, а 22 октября прорвать их оборону. К концу ноября войска Юденича были прижаты к границе и перешли на эстонскую территорию, где были разоружены и интернированы своими бывшими союзниками.

Во время наступления Юденича на Петроград была сожжена основанная Ломоносовым во владении Усть-Рудица фабрика цветных смальт.

22 января 1920 Юденич объявил о роспуске Северо-Западной армии. Была сформирована Ликвидационная комиссия, которой Юденич передал оставшиеся у него 227 000 фунтов стерлингов. 28 января Юденич был арестован партизанами Булак-Балаховича при содействии эстонских властей, но освобождён после вмешательства французской и английской миссий.

24 февраля 1920 Юденич выехал из Эстонии в вагоне английской военной миссии вместе с генералами Глазенапом, Владимировым и Г. А. Алексинским и 25 февраля прибыл в Ригу.

В эмиграции во Франции
 
Могила генерала Юденича. Русское кладбище в Ницце.

Через Стокгольм и Копенгаген Юденич выехал в Лондон. Будучи в Лондоне, Юденич не выступал публично и отказался встречаться с репортерами. Единственным человеком, которому Юденич сделал визит, был Уинстон Черчилль.

Затем Юденич перебрался во Францию и обосновался в Ницце, купив дом в предместье Ниццы Сен-Лоран-дю-Вар. В эмиграции отошел от политической деятельности.

Принимал участие в работе русских просветительских организаций; возглавлял Общество ревнителей русской истории. В доме у Юденичей бывали жившие в Ницце П. А. Томилов, Е. В. Масловский, П. Н. Ломновский, Д. Г. Щербачёв, В. К. Пилкин.

Умер от туберкулёза легких. Был похоронен сначала в Нижней церкви в Каннах, но впоследствии его гроб был перенесен в Ниццу Ниццу на кладбище «Кокад».

Landser:
Ссылки по теме

ЮДЕНИЧ ПОД ПЕТРОГРАДОМ

AlterRub:
Наиболее "проблемной" боной для коллекционеров в выпуске Юденича является 25р
серии "Б". Проблема заключается не только в её редкости, но главным образом в
опасении нарваться на фальшивку, изготовленную путём добавления тем или иным
способом буквы "Б" на более простой вариант. Такие примеры известны, сделаны
обычно топорно и легко распознаются, но появление "качественных" подделок также
нельзя исключить.
Как часто бывает в подобной ситуации "выручает" довольно узкий диапазон номеров,
в который укладываются все известные экземпляры с серией "Б". Насколько мне известно
первым дал информацию об этом в своём каталоге Истомин. А именно, цитирую: "в пределах
121000-128000, а также вокруг номера 156993".
Недавно на аукционе Гермес была продана 25р Б 061344 (скан с аукциона). Если учесть,
что в 2009 году на БК обсуждась 25р Б 060788, то можно говорить об обнаружении ещё
одного диапазона, ранее неизвестного. Ничего странного я здесь не вижу, поскольку боны
довольно редкие, а серьёзная "инвентаризация" бон Гражданской войны началась не так давно,
в том числе и на нашем форуме.
Тем не менее необходимо тщательно проверить, насколько это возможно, "новый" диапазон. Для
боны 060788 владелец давал на БК крупный скан буквы "Б" (см. ниже). Я сравнил его при
аналогичном увеличении с "Б" на бонах 25р Б 126398 и Б 127918. Отличия есть, но очень
незначительные, их вполне можно отнести на большую разницу в номерах. Следует помнить, что
и написание цифр нумератора немного "гуляет" на разных бонах Юденича. Что касается боны
с аукциона, скан конечно не позволяет провести детальное сравнение. По нему у меня возник
один вопрос: кажется, что внизу слева "отросток"у буквы "Б" почему-то "смотрит" почти
под 45 градусов. Может просто на скане искажение? И ещё одно замечание. Обе боны "нового"
диапазона заканчиваются двумя одинаковыми цифрами. Видимо случайное совпадение, но и его
отметим, пока ещё один экземпляр не нашелся.

magsib:
Думаешь, что из А сделали Б?
Насколько я помню расстояние от буквы до номера должно быть равным, и в случае Б, а оно шире А  иным, чем в случае с А.

AlterRub:

--- Цитата: сашик от Сентябрь 26, 2015, 23:30:24 ---Думаешь, что из А сделали Б?
Насколько я помню расстояние от буквы до номера должно быть равным, и в случае Б, а оно шире А  иным, чем в случае с А.

--- Конец цитаты ---
У меня нет абсолютно никаких доводов, что две боны нового диапазона вызывают какие-либо сомнения.
Я только постарался обратить внимание на все детали, которые возможно имеют значение, а возможно
и нет. Хорошо бы на всякий случай посмотреть на фрагмент с "Б" в высоком разрешении и для второй
боны, но это уже как владелец захочет.
А ещё лучше в руках такую подержать, посмотреть во всех ракурсах. :)   

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии