Бонистика > Частные боны России в границах царской империи и СССР
Театральные «дензнаки».
Александр58:
Театральные «дензнаки» Северного Кавказа.
«…В этот период … (НЭП) ощущалась нехватка в разменной монете. Не было устойчивого курса рубля. В городах появилось большое количество частных лавок, столовых, кафе, ресторанов и пр.
Каждый хозяин считал себя вправе выпускать «свои» ордера, наряды, расписки, боны, дензнаки и прочее, и прочее.
В приморских городах буквально каждый ресторан, кафе, многие столовые, парикмахерские и даже бани имели свои «деньги»… Деньги выпускали, все кому не лень. Так, например, в г.Ставрополе театр «Пассаж»* в 1920г. выпустил «деньги» за подписью Л.Косынкина достоинством: 50 коп., 1 руб., 3 руб.; потом, когда театр начал именоваться им. Ленина , «деньги» были переписаны от руки на достоинства 5, 10 и 50 рублей и подписаны новым администратором В.И.Тункелем, отцом известного ныне коллекционера А.В.Тункеля.
В общем печатались «деньги» кем угодно и сколько угодно…
Известный в то время сатирик Андрей Спари, иллюзионист Потапов, баянист Владимир Отиев, и универсальный юморист Сергей Чарский организовали для обслуживания населения концертную группу. Возглавил ее Сергей Чарский. Репертуар группы состоял, в основном, и з острых сатирических сценок, куплетов, частушек. Чарским и Спари сочинялись на местные злободневные темы обозрения, бичующие пороки учреждений, предприятий и отдельных нерадивых работников. Такое обозрение восторженно воспринималось зрителями. Скоро группа переименовалась в театр сатиры.
В театре все члены принимали участие в сатирических обозрениях. И вот однажды, это было в 1931-33гг., в связи с недостатком мелких денежных знаков, Андрей Спари, отличавшийся всегда выдумками и находчивостью, высказал мысль: - почему бы и нам не выпускать свои «деньги».
Раз театры, бары и даже бани имеют свои «деньги» , должны ли мы от них отставать?
В настоящее время этих знаков осталось очень мало. Насчитываются единицы. Лично у автора этих «денег» осталось всего несколько штук…»
Выдержка из статьи:
Б.Гольдштейн, А.Малышев. «Деньги» Чарского. «Московский бонист» №3-4 (49-50) май-июнь 1967г.
Ссылка: http://www.bonistikaweb.ru/Moskovskiy/49-50b.jpg
Статья написана авторами, естественно, в духе советского времени, с долей сарказма и наличием некоторых неточностей, но в целом, несмотря на это, в ней присутствует весьма интересная для бонистов информация.
Краткая справка:
*Театр "Пассаж", построенный братьями Меснянкиными, открыт 1 октября 1910 г.
В 1918 г. режиссер В. Тункель создает в Ставрополе первый советский театр. Для бойцов Таманской армии, освобождавшей Ставрополь от белогвардейцев, показан спектакль по пьесе М. Горького "На дне". В 1920 г. театру "Пассаж" присвоено звание Первого Ставропольского театра им. В.И. Ленина.
Александр58:
Приводимые ниже сканы бон театра Чарского, одни с тех последних, которые в 1967г. еще оставались у самого Чарского, но впоследствии все были высланы Э.Штейнбуку, а затем перекочевали ко мне в коллекцию. Сопроводительное письмо Чарского (к высланным бонам) с описанием истории выпуска, к сожалению не сохранилось.
Есть интересное сообщение в местной прессе тех лет (август 1919г.) по поводу празднования годовщины освобождения Ставрополя от красных, которое сопровождалось выступлением актеров, где упоминается и фамилия Чарского среди других артистов:
«7 августа в театре Пахалова состоялся грандиозный вечер на усиление фонда взаимопомощи сценическим деятелям города Ставрополя с участием артистов всех местных театров, кабаре и цирка. Понравился московский куплетист Чарский, комический конферансье Расипанов, частушки Башкиной и Ростовцева, которых зрители долго не отпускали со сцены. Вся труппа была в ударе... Было интимно... Было весело. Артисты цирка своими номерами мило и старательно продолжили концерт в саду».
Источники:
Газета «Родная речь» от 9 августа 1919 г., № 30.
Г.Беликов « Безумие во имя утопии, или Ставропольская голгофа». 2-е издание.Ставрополь 2009г.
Александр58:
ссылка на каталог:
http://www.fox-notes.ru/z_rus_chastnik/stavropol_15501.htm
Александр58:
Чеки театра «Возрождение» в станице Белореченской «…В связи с постройкой Армавир-Туапсинской железной дороги, с веткой на г. Майкоп, станица Белореченская разрослась. В ней была построена железнодорожная станция, зернохранилища, мастерские, предприятия, а так же различные общественные здания, среди которых был и театр «Возрождение». Этим-то театром и были выпущены свои частные деньги, под названием «чек», номиналами в 1, 3, 5, 10 и 25 руб.
На бланках чеков нумератором ставился номер, удостоверялись они подписями директора и кассира. На законченных чеках должна была стоять печать. Впервые их каталогизировали в каталоге В.М. Соколова 1927 года. В этом каталоге чек в 25 руб. обозначен как «Р» - раритет. В каталоге Рябченко 1995 г. указание на раритет снято (может быть по ошибке?). В обоих каталогах отмечается, что среди остальных номиналов, 1 рубль более редкий. Представленные в качестве иллюстраций к статье чеки являются бланками. Автору их любезно предоставил известный московский бонист Г.А. Васильев. Судя по номерам на бланках, законченных чеков должно быть очень мало. На чеках не стоит дата, но, судя по тексту, выпускаться они могли в период с конца 1918 по начало 1920 г., в период, когда Кубань была под властью Кубанского краевого правительства».
Баранов А.Г. «Чеки театра "Возрождение». «С-Петербургский коллекционер», 2005, №3.
Ссылка на каталог: http://www.fox-notes.ru/z_rus_chastnik/belorezkaija_14636r.htm
Dimich:
о денежных знаках зрелищных учреждений, связанных с Уралом, указано и в каталоге В.Ю.Козлова ;)
Навигация
Перейти к полной версии