Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Общество Владикавказской железной дороги  (Прочитано 11709 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

Общество Владикавказской железной дороги

Ссылка на каталог

Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

Россика. № 37,1939г. стр.254-255
 Денежные знаки железных дорог на Кавказе

 

Н.Кардаков   

 

Общество Владикавказской железной дороги.

Выпуск денежн. знаков Общ. Владикавк. ж.д. состоялся на основании постановления Большого Войскового Круга Всевеликого Войска Донского от 18 сент .1918 г. Размер выпуска был ограничен 60-тью милл. руб. в виде заемных билетов сроком на 2 года. 18 августа 1919 года Особым совещанием при главнокомандующем В.С.Ю.Р. было разрешено произвести второй выпуск заемных билетов. Знаки Владикавказской ж.д. имели распространение по всему Кавказу и пользовались большим доверием. С появлением в марте 1920 года Реввоенсовета, Заемные билеты были аннулированы.

1-вып. 1 сентября 1918 г. 3аемный билет из 5,4%

№ 1 50 руб. 160х93. Зелен, ,коричн. и голуб. Лит.:А,Б,В,Г,Д.

№2 100 руб. 184х98. Бежев.с голуб. Лит.:А,Б,В.

№ 3. 500 руб.184х98. Сирен.,св.-зел.,голуб.и коричн.Лит.:А,Б.

№ 4.1000руб. 184х100.Лилов.с бирюз. Лит.:А.Вод.рис.волн.лин.

2-вып. 1 сентября 1919 г. 3аемный билет из 5,4%.

№ 5. 1000 руб. высок. формат. Пробный, не выпущен. Отдельн. стороны.

№ 6. 5000 руб. 222х138. Голуб. с коричн. Лит.: А,Б.

№ 7.10000 руб.222х138. Желтов, ,оранж. и голуб. Лит.:А,Б.

Все заемные билеты изготовлены экспедицией при Ростовск. 'Конторе Госуд. Банка и имеют на обороротной стороне географическую карту района Владикавказской ж.д. На лиц. ст. изображения: у №1 - Паровоз и фигура женщины, у №2 - Поезд, у №3 - Железнодор.мост через Дон у Ростова, у №4 - Здание курзала в Кисловодске, у №5 -- Здание Управления дороги в Ростове н/Д., № 6 - Жел.дор. мост в Ростове н/Д., подъемная часть поднята, у №7 - Поезд с цистернами. Две подписи факсимиле: Председатель Правления Кригеръ-Войновскiй и Начальник Главн. Счетоводства И.Бертгольдъ. Последний на 1 вып., на 2 вып. вместо него: "За Главного Бухгалтера Клиссаничъ". Заемные билеты второго выпуска редки, особенно достоинством в 1000 и 10000 рублей.

http://www.fox-notes.ru/spravka/fn_st0013.htm
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

Владикавказская железная дорога — частная железная дорога, построенная в период с 1888 по 1918 год.

Дорога проходила по территории Кубанской, Терской, Дагестанской области, Области войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астраханской, Саратовской губерний.

Основные линии дороги:
Ростов-Главный — Владикавказ (1875)
Тихорецкая — Новороссийск (1887—1888)
Беслан — Петровск (1894)
Минеральные Воды — Кисловодск (1894)
Кавказская — Ставрополь (1899)
Тихорецкая — Царицын (станция Тихорецкая) (1899)
Петровск — Баладжары (1900)
Кавказская — Екатеринодар
Батайск — Азов-Порт (1912)
Георгиевск — Святой Крест
Прохладная — Наурская
Беслан — Владикавказ
Котляревская — Нальчик
Шахмал — Темир-Хан-Шура (1914—1918).

Протяжённость дороги на 1913 год составляет 2511 км, в том числе 684 км двухпутных участков. В подвижном составе дороги 795 паровозов, 19525 товарных вагонов, 827 пассажирских вагонов.

Владикавказская железная дорога одной из первых перешла на использование нефтяного топления паровозов. Этому способствовало наличие на дороге месторождений нефти, позволяющих вести её дешёвую добычу.

На дороге были построены несколько десятков депо и четыре крупных железнодорожных мастерских: в Ростове-на-Дону (ныне Ростовский электровозоремонтный завод), Владикавказе (ныне Владикавказский вагоноремонтный завод), Новороссийске (ныне Новороссийский вагоноремонтный завод), Тихорецкой (ныне Тихорецкий машиностроительный завод). В Новороссийске дорога строит первый в России механизированный элеватор (на 48240 тонн). Также дорога строит элеваторы на станциях: Тихорецкая, Станичная, Армавир, Нагутская, Курсавка; рыбный холодильный склад (на 177 тысяч тонн) в Дербенте, 30 нефтехранилищ, нефтепроводы в Грозном и Новороссийске. Дороге принадлежали 5 грузовых пристаней на Чёрном море (из них 2 элеваторные), нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный завод в Грозном (производительностью 1930 тонн нефти в сутки).

В 23 железнодорожных училищах принадлежащих дороге обучались 5600 учащихся.

Владикавказская железная дорога принадлежала акционерному обществу Владикавказской железной дороги, устав общества утверждён в 1872 году. В число акционеров входили представители крупного капитала: А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. А. Давыдов, члены царской семьи, придворная аристократия. Сохранилась информация о братьях Терашкевич,которые осуществляли руководство Екатеринодарским и Тихорецким участками Владикавказской железной дороги. Инженер-технолог Иосиф Иосифович Терашкевич был начальником Екатеринодарского депо (г. Екатеринодар), а инженер-технолог Людослав-Северин Иосифович Терашкевич - начальником Тихорецких мастерских. (Правление дороги находилось в Петербурге, Управление дороги находилось в Ростове-на-Дону. Дорога являлась одной из наиболее доходных в России. Финансирование строительства осуществлялось на кредиты Волжско-камского банка.

В сентябре 1918 года Владикавказская железная дорога национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. По состоянию на 2006 год основные линии дороги входят в состав Северо-Кавказской железной дороги, часть линий входит в состав Приволжской железной дороги.

источник
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

Заемные билеты Владикавказской железной дороги

Баранов А.Г.


Осенью 1918 г. территории Кубани и Дона были очищены от большевиков и перед Краевыми Правительством встали вопросы восстановления разрушенного войной хозяйства. Наиболее пострадавшими оказались железные дороги. Поэтому Кубанское Краевое Правительство по соглашению с правительством Всевеликого Войска Донского 18 сентября 1918 г. предоставили акционерному обществу Владикавказской железной дороги право выпуска краткосрочного займа на сумму в 60 млн. рублей с доходностью в 5 1/4 % (для покрытия необходимых расходов по восстановлению и эксплуатации железной дороги). Гарантию по займу, согласно заключенной 23 сентября конвенции, приняли на себя правительства Кубанского Края и Всевеликого Войска Донского.1
 

В объявлении ведомства финансов от 18.10.1918 г., население Кубанского Края извещалось о предстоящем займе. Это объявление и положение о краткосрочном займе Владикавказской железной дороги были напечатаны в газете "Вольная Кубань", которая вывешивалась в людных местах, на вокзалах, в сберкассах и т.д. Аналогичное объявление в Ростове было опубликовано в газете "Приазовский край" № 187 от 4 (17) ноября 1918 г.
 

Билеты займа выпускались по мере надобности сроком на 2 года, начиная с 1 сентября 1918 г. Течение процентов по билетам прекращалось 1 сентября 1920 г., но платежную силу они бы еще сохраняли в течение 10 лет. Сумма выпуска определялась Особым Комитетом по займу Владикавказской железной дороги, который находился в Ростове-на-Дону, каждый месяц на основании предоставляемых правлением Общества данных о потребности в наличных деньгах на эксплуатационные нужды и на покрытие расходов по восстановлению железной дороги, а также сведений о распространении займа среди населения и суммы заемных билетов, находящихся в учреждении Государственного Банка. Так, например на сентябрь 1918 г. сумма устанавливалась в 10 млн. рублей.

Билеты займа обеспечивались всем имуществом и доходами Владикавказской ж.д. Достоинство билетов займа определено в 50, 100, 500 и 1000 рублей. Согласно положению о займе, эти билеты принимались:

а) всеми кассами Владикавказской железной дороги и дорог Северного Кавказа, в случае согласия последних, а также Государственными Сберегательными Кассами при станциях означенных дорог;

б) казначействами и учреждениями Государственного Банка в платежи и взносы, когда платежная сумма не менее суммы билета с наросшими процентами.

При расчетах билетами займа к их нарицательной стоимости прибавляли, начиная с 1-го сентября1918 г. и кончая днем расчета, проценты в размере 14 копеек со 100 рублей в день, при этом каждый месяц считался за 30 дней.

Когда в учреждениях Государственного Банка билеты займа накапливались свыше предельной суммы, устанавливаемой Особым Комитетом по делам займа, то общество Владикавказской ж. д. было обязано немедленно их выкупить за наличные деньги или погасить дебетованием со своего текущего счета.

Условия погашения краткосрочного займа оговаривались положением о займе Владикавказской железной дороги. В частности в нем говорилось:

"8.По истечении 2-х лет со дня выпуска, т.е. после 1 сентября 1920 г., все заемные билеты оплачиваются по их нарицательной стоимости с процентами, наросшими за два года, наличными деньгами в кассах Общества Владикавказской жел. дор., в Казначействах и учреждениях Государственного Банка.

9. Для указанного погашения заемных билетов при недостатке наличных денежных средств Общество Владикавказской ж. д. обязано заблаговременно выпустить долгосрочный заем.

10. Если бы по обстоятельствам, зависящим от Общества Владикавказской жел.дор. долгосрочный заем не был бы выпущен и вследствие этого после 1-го сентября 1920 г. за Обществом образовался долг казне по данному краткосрочному займу, то долг этот погашается равными долями в течении 10 лет, начиная с 1921 года, из чистого дохода Общества, преимущественно перед другими его обязательствами, при чем на всю непогашенную сумму Общество, начиная с 1-го сентября 1920 года, уплачивает %% в размере, установленном для учета долгосрочных векселей в Государственном Банке”.2

Доход с заемных билетов Общества Владикавказской ж. д. не облагался процентным сбором и только с нарицательной суммы выпущенных билетов был установлен гербовый сбор в размере 1 %.

Надзор и контроль за изготовлением, учетом и выпуском билетов производился особой комиссией при экспедиции ростовской конторы Госбанка, в которую входил также и представитель железной дороги. Количество выпущенных билетов с указанием их достоинства и номеров заносилось в особую книгу и заверялось Комитетом по займу. В состав Особого Комитета вошли: управляющий Ростовской н/Д конторой госбанка - Гульбин, представители от Всевеликого Войска Донского: от отдела финансов - Племянников, отдела путей сообщения - Чурилов, и войскового контроля - Сыровяткин, представители от Кубанского Краевого Правительства - Синев и Квитченко и от Общества Владикавказской ж.д. - Осипов.

1 сентября положение о займе было утверждено высшим командованием Добровольческой армии для введения в действие в пределах Черноморской и Ставропольской губерний, и в состав Комитета введен представитель - Цакони. Затем, по приказу главнокомандующего вооруженными силами на Юге России ген. Деникина от 8 февраля 1919 г. за № 18, положение о займе распространено на территорию Терско-Дагестанского края. С января 1919 г., по соглашению банков с железной дорогой, заемные билеты введены в обращение и в Бакинско-Петровском районе железной дороги. Таким образом, область хождения заемных билетов захватывала весь Северный Кавказ и побережье Каспийского моря до Баку, фактически же билеты принимались в уплату и в Тифлисе, и в Батуми.

Согласно положению о займе, билеты изготовлялись экспедицией при Ростовской конторе Госбанка по рисункам, доставленным администрацией дороги, достоинством в 50, 100, 500 и 1000 рублей в следующих размерах: 50 руб. билеты - на 10 млн. рублей, 100 руб. - 15 млн. рублей, 500 руб. - на 15 млн. рублей и 1000 руб. - на 20 млн. рублей. Билеты каждого достоинства имеют литеры и порядковые номера от 1 до 50 000 в каждой литере. Заемные билеты были прекрасно оформлены, печатались на бумаге хорошего качества с мелованным рисунком, что выгодно отличало их от массы денежных суррогатов, наводнивших денежное обращение того периода.

Фактически было изготовлено и выпущено (см. таблицу):3
..........

"Образцов" изготовлено по 5.026 шт. каждой купюры, из которых 4.532 разосланы по Краю и по 494 шт. оставлены в Ростове. Весь остаток на сумму в 17.314.050 руб., как равно и клише, гравюры и переводы на камнях уничтожены 5 октября 1919 г. в присутствии Войскового контроля. Всего было уничтожено 27 камней, и оставлены лишь в связи с выпуском 2-го займа дороги гравюры на камне: карта, паровоз, горы и подпись Войновского-Кригера.

18 августа 1919 г. Особым совещанием при главнокомандующем Вооруженных сил Юга России постановлено разрешить Обществу Владикавказской ж.д. выпуск 2-го краткосрочного (5,4%) займа на 200.000.000 рублей сроком на 2 года, считая с 1-го сентября 1919 г., обеспеченного имуществом дороги, в виде заемных билетов достоинством в 1000,5000 и 10.000 рублей, четырьмя сериями по 50 млн. рублей в каждой. Это постановление сообщено правительствам: Главного Командования В.С.Ю.Р., Всевеликого Войска Донского, Кубанского Края и Терского казачьего войска, и последними в августе-сентябре утверждено.

Надлежало отпечатать 25 000 билетов по 1000 рублей, 15 000 билетов по 5000 руб. и 10 000 билетов по 10 000 рублей. Первый выпуск купюр в 5 000 и 10.000 рублей произведен в ноябре 1919 г. Более подробных архивных сведений о выпуске 2-го займа найти не удалось, но, видимо в обращение были пущены лишь купюры в 5 000 и 10 000 рублей, билеты же в 1000 руб. не выпускались и известны только в односторонних образцах.

Билеты Владикавказской ж.д. имели широкое распространение. Им верили, по отзыву многих северо-кавказцев, не из-за гарантии четырех правительств, а потому, что акционерный капитал дороги в большей части был иностранным, а "англичане заплатят".

Заем был успешно размещен, а из сумм, вырученных от этого займа, Общество Владикавказской ж.д. смогло даже кредитовать Армавиро-Туапсинскую, Черноморо-Кубанскую и Ейскую железные дороги. Гарантом возвращения кредитов выступило Кубанское Краевое Правительство, а условия возврата были определены в 20 параграфе положения о краткосрочном займе, в котором говорилось:

"В случае непогашения Обществу Владикавказской ж.д. выданных каким-либо из названных обществ сумм к 1 августа 1920 г. такие суммы погашаются, по усмотрению Кубанского Правительства, либо равными долями в течение 10 лет, начиная с 1921 г. из валового дохода каждого из обществ, либо непосредственно из казны. При этом на всю непогашенную сумму в упадающих на каждую железную дорогу долях Общества, начиная с 1-го сентября 1920 г., уплачиваются %% в размере, предусмотренном ст. 10 положения”.4

Билеты имели хождение по март 1920 г., когда по обязательному постановлению Реввоенсовета Кавфронта "о хождении дензнаков на территориях Донской области, областей Кубанской, Терской и Дагестанской и губерний Ставропольской и Черноморской" были аннулированы во всех купюрах без права обмена. Об этом постановлении на всех станциях железной дороги была вывешена телеграмма за подписью наркомов Соколова и Нацаренуса.

7 июля 1920 г. распоряжением за № 245 Кубано-Черноморского областного ревкома на основании распоряжения НКФ все без исключения местные денежные знаки, выпущенные врагами РСФСР, как-то: донские билеты ГКВСЮР (добровольческие), 5% краткосрочные обязательства Всевеликого Войска Донского и заемные обязательства Владикавказской железной дороги, полностью аннулировались.5

Имевшиеся в станционных кассах билеты были сконцентрированы в главной кассе дороги, а затем уничтожены частично сожжением, частично переработкой на бумажных фабриках. На руках у населения осталось довольно большое количество билетов 1-го займа и очень малое - купюр в 5000 и 10 000 рублей; купюры в 1 000 рублей 2-го займа (сентябрь 1919 г.) известны в образцах в единичных экземплярах.

ПРИМЕЧАНИЯ
Соколов В.М. Заемные билеты Владикавказской железной дороги //Советский коллекционер. 1928. №1. С9.
ГАКК. Ф.р.-6. Оп.1. Д.100. Л.35.
Соколов В.М. Заемные билеты Владикавказской железной дороги //Советский коллекционер. 1928.№1. С9.
ГАКК. Ф.р.-6.Оп.1. Д.100. Л.37.
ГАКК. Ф.р.-1013. Оп.1. Д.31.Л.10.


http://www.bonistikaweb.ru/vladikgd.htm
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Записан

NORD

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +21/-0
  • Сообщений: 396
    • Просмотр профиля

В вашей стье Landser закралась ошибочка ;D.
№ 6. 5000 руб. 222х138. Голуб. с коричн. Лит.: А,Б.-у 5000 тысячника была ещё и литера В ;D ;D.
Записан

NORD

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +21/-0
  • Сообщений: 396
    • Просмотр профиля

А да совсем забыл ;D
№ 5. 1000 руб. высок. формат. Пробный, не выпущен. Отдельн. стороны-Были с литерами А,Б и намерами образцов(1234).Либо без литер и без номеров ;D.
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +292/-1
  • Сообщений: 8 944
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes

Теперь 1000 р. 1919 есть в каталоге сайта

Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

В вашей стье Landser закралась ошибочка ;D.
№ 6. 5000 руб. 222х138. Голуб. с коричн. Лит.: А,Б.-у 5000 тысячника была ещё и литера В ;D ;D.

Вобще то это классика, ага.  :D
Статья Кардакова.
Записан

NORD

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +21/-0
  • Сообщений: 396
    • Просмотр профиля

А литера В - это факт ;D.
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

А литера В - это факт ;D.

Да я и не отрицал существование бон с литерой В, они в каталоге сайта давно висят. Выше приведена выдержка из статьи Кардакова, в оригинальном виде.
Записан

NORD

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +21/-0
  • Сообщений: 396
    • Просмотр профиля

Оригинал это хорошо ;D.
№ 5. 1000 руб. высок. формат. Пробный, не выпущен. Отдельн. стороны.Как то не оригинальненько совсем ;D ;D.
Записан

Koll

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +4/-0
  • Сообщений: 684
    • Просмотр профиля

Может быть вопрос наивен, но почему 1000 1919 высокого формата?
Записан

AlterRub

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +238/-0
  • Сообщений: 1 430
    • Просмотр профиля

Может быть вопрос наивен, но почему 1000 1919 высокого формата?
Скорее всего Кардаков просто подчеркнул, что соотношение
сторон этим отличается от "вытянутой" 1000р первого выпуска.
 
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +263/-0
  • Сообщений: 8 546
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Общество Владикавказской железной дороги
« Ответ #14 : Апрель 22, 2012, 10:09:52 »

Ниже приводится почто-телеграмме по Владикавказской ж.д. в 1920 году, К и дата, которой не установлены, но которая все же публикуется сейчас, без этих данных, ввиду значительного ее интереса.

28. Почто-телеграмма по Владикавказской ж.д. (1920 г.) и о хождении дензнаков на территории Северного Кавказа. »Прошу принять к руководству и точному исполнению нижеследующие обязательное постановление Реввоенсовета Кавфронта и Дон-исполкома о хождении денежных знаков на территории Донской Области, а равно в пределах Северного Кавказа (областей -Кубанской, Терской и Дагестанской, губерний- Ставропольской и Черноморской) считаются аннулированными следующие денежные знаки.

1) Донские денежные знаки в купюра 5000 руб.

2) Билеты Главного Южного фронта. (Добровольческие) в купюрах 5000 руб. и 10000 руб.

3) Краткосрочные обязательства Всевеликого Войска Донского в купюрах (здесь обращено сугубое внимание на купюры ВК) 5000 руб., 10000 руб., 25000., 50000руб., 100000 руб., 500000 руб., и один миллион.

4) Заемные обязательства Владик . и Украинские деньги во всех купюрах без исключения.

Указанные денежные знаки не могут приниматься Государственными Учреждениями и кассами НКФ и не обязательны к приему частными лицами, а потому не должны также приниматься кассами дороги платежи и взносы.

Имеют хождение в указанных областях и губерниях наравне с общегосударственными денежными знаками следующие знаки:

1) Донские денежные знаки в купюрах 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 1000 руб.

2) Билеты Главного Командования Южного Фронта (Добровольческие) в купюрах 10,50, 200, 250, и 1000 руб.

3) Краткосрочные обязательства В.В.Д. в купюрах 500 и 1000 руб.

Вышеуказанные денежные знаки должны приниматься кассами дороги и платежи и взносы.

Имеющиеся в кассах аннулированные настоящим постановлением денежные знаки предлагаются немедленно сдать сборщикам при особом акте, согласно телеграммы 21 апреля №67 для доставления в главную кассу.

Никакие заявления по поводу аннулированных знаков не принимаются.

Настоящую телеграмму вывесить для всеобщего сведения во всех кассах дороги.

За И. Соколов.

ИК И-ком Напаренус

Сообщил: В.Кутилин.

http://www.bonistikaweb.ru/SEVKAVKO/1932-10-12.htm
Записан