Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Гомель  (Прочитано 5950 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Гомель
« : Май 08, 2011, 10:35:32 »

Гомель  — город в Беларуси, административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения (484,3 тыс. человек на 1 января 2010) город в стране. Расположен на юго-востоке республики на реке Сож в 302 км на юго-восток от Минска, в 534 км на восток от Бреста, в 171 км на юг от Могилёва, в 279 км на запад от Брянска и в 111 км к северу от Чернигова. Площадь города 121 км? (по состоянию на 1 марта 2010 г.).


В 1-ю мировую войну в городе размещались Гомельский пересыльный пункт, фронтовые мастерские по изготовлению и ремонту оружия, транспортных средств, одежды, работали эвакуированные предприятия, в том числе брестский з-д «Арсенал». Со 2-й половины 1915 года возобновилась стачечная борьба, восстановлены или созданы заново большевистские организации. Крупнейшим революционным событием в Гомеле периода 1-й мировой войны было восстание Гомельского пересыльного пункта в 1916 году.

6 (19) марта 1917 года образовался Гомельский совет рабочих и солдатских депутатов, несколько позже — Гомельский уездный Совет крестьянских депутатов.

18—19 марта (31 марта — 1 апреля) оформилась Гомельская объединённая организация РСДРП. Но уже 6 (19) апреля большевики Гомеля первыми в Белоруссии организационно размежевались с соглашателями и создали самостоятельную организацию — Полесский комитет РСДРП(б). С лета 1917 года действовала также Гомельская организация анархистов-коммунистов.

1 марта 1918 года Гомель был занят войсками кайзеровской Германии. Захватчики ликвидировали органы Советской власти и установили жестокий оккупационный режим. 14 января 1919 года в Гомель вошли части Красной Армии. К середине марта 1919-го проведены выборы Гомельского Совета, в котором большевики заняли руководящее положение. 24—29 марта 1919 года в Гомеле произошёл Стрекопытовский мятеж.

С переходом к новой экономичной политике улучшились хозяйственные показатели работы предприятий, к концу 1923 года промышленность Гомеля в целом, стала рентабельной. В 1924—1925 годах реконструированы заводы «Двигатель революции», «Красный химик» и др. К 1926 году предприятия города превысили по основным показателям довоенный уровень. В 1920-е годы в Гомеле действовали художественная студня, рабфак, 15 школ 1-й ступени и 2 школы подростков, 13 семилеток, 4 школы 2-й ступени и девятилетка, музыкальная школа, 3 техникума, 6 больниц, 8 амбулаторий. В 1923 году в Гомеле 75 тыс., в 1926 — 86,4 тыс. жителей.

В 1926 году в результате 2-го укрупнения БССР Гомель вошёл в состав Белоруссии: в 1926—1931 годах и с 1937 года — центр Гомельского района, в 1926—1930 — Гомельского округа, с 15 января 1938 — Гомельской области. В 1940 году в городе 144 169 жителей, педагогический, лесотехнический и учительский институты, 2 научно-исследовательских института (лесного хозяйства и трахоматозно-офтальмологический), 11 средних специальных учебных заведений, 30 средних школ, 61 дошкольное учреждение, 13 больничных учреждений, 20 амбулаторий и поликлиник, 18 врачебных пунктов, 15 клубов, 5 кинотеатров, 15 массовых библиотек, областная библиотека, драматический театр, краеведческий музей и другие культурно-просветительские учреждения.

22 июня 1941 года в Гомельском горкоме партии состоялось экстренное совещание с руководителями партий, профсоюзных и комсомольских организаций, на котором были намечены меры по мобилизации сил и средств на борьбу с фашистской агрессией. Тысячи гомельчан трудились на строительстве оборонительных сооружений. С приближением фронта началась эвакуация. В предельно короткие сроки из города вывезены оборудование 42 промышленных предприятий, запасы сырья и готовой продукции, многие семьи рабочих и служащих. В начале июля 1941 года территория Гомельщины стала ареной боевых действий.

На территории Гомельской области с самого начала немецко-фашистской оккупации зародилось партизанское движение, с ноября 1942 года действовало Гомельское партизанское соединение.

Война нанесла городу огромный ущерб. Были вывезены в Германию оставшееся промышленное и энергетическое оборудование, запасы продовольствия, сырья и материалов, на 80 % уничтожен жилой фонд. Погибло более 55 тыс. жителей города, свыше 5 тыс. угнаны на каторжные работы в Германию. Население Гомеля уменьшилось более чем в 9 раз. Ущерб, нанесённый народному хозяйству города, составил более 3 млрд руб. С первых дней освобождения начались восстановительные работы, в них принимало участие всё трудоспособное население города. В 1944 году на общегородских воскресниках отработано 681 тыс. человеко-часов, стоимость выполненных работ превысила 730 тыс. руб. Первым начал действовать Гомельский железнодорожный узел, осуществлявший перевозку на фронт войск, военной техники и боеприпасов. К концу 1944 года были восстановлены 25 промышленных предприятий; дали первую продукцию завод «Гомсельмаш», спичечная фабрика «Везувий», начали работать станкостроительный и электротехнический заводы. В 1945 году вступили в строй дополнительной мощности на стеклозаводе, мясокомбинате, мыловаренном заводе. За годы 4-й пятилетки (1946—1950) в Гомеле не только восстановлены разрушенные предприятия, но и построены заводы «Штамп», овощеконсервный и др.

источник
« Последнее редактирование: Май 08, 2011, 10:44:21 от Landser »
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Гомель
« Ответ #1 : Май 08, 2011, 10:38:15 »

Ссылка на каталог

Городское самоуправление




Гомельское Земство





Продовольственный комитет Полесских ЖД

Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Гомель
« Ответ #2 : Май 08, 2011, 10:39:49 »

Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Гомель
« Ответ #3 : Май 08, 2011, 10:47:06 »

Полесские железные дороги — казённые железные дороги, построенные с 1882 по 1907 годы. Проходили по территории Виленской, Гродненской, Витебской, Минской, Волынской, Могилёвской, Черниговской, Орловской губерний. Дорога находилась в ведении МПС (управление в Вильне).

В 1881 году было подписано высочайшее повеление о строительстве 136-верстной ветви Жабинка — Пинск, где впервые на строительстве железных дорог были использованы железнодорожные войска. Дорога эта была построена за одно лето. Этому способствовали равнинная местность и почти полное отсутствие искусственных сооружений. 9 ноября 1882 года на ветви открылось правильное пассажирское и товарное движение.

24 января 1883 года военный министр опять заявляет о необходимости строительства стратегических железных дорог через Полесье. На этот раз члены Особого совещания приказали министру путей сообщения принять все меры к своевременному, не позднее чем в трехлетний срок, окончанию сооружения Полесских железных дорог.

В 1886 году Вильно-Ровенская и Пинская железные дороги переименованы в Полесские железные дороги.

В мае 1918 года передана НКПС. Некоторые линии отошли к Польше. По состоянию на начало 1991 года большинство линий входили в состав Белорусской и Прибалтийской железных дорог.

Полесские железные дороги соединяли Юго-Запад России с Прибалтийским, Северо-Западным, Центрально-Промышленным районами. Имели военно-стратегическое значение, способствовали разработке лесных массивов Полесья, развитию деревообрабатывающей и кожевенной промышленности, росту городов (Вильны, Слуцка, Белостока, Бреста, Гомеля, Брянска). Дорога играла существенную роль в экспорте леса и его вывозе на внутренний рынок.

Жабинка — Пинск (движение открыто в 1882 году)
Вильна — Лунинец — Пинск (1884)
Лунинец — Ровно (1885)
Лунинец — Гомель
Белосток — Барановичи (1886)
Гомель — Брянск (1887)
Брест — Жабинка — Брянск (1887)
Мосты — Гродно (1907)

Протяжённость (по состоянию на 1913 год) — 1904 версты (в том числе 1039 вёрст — двухколейного пути).

В 1885 году на Полесских железных дорогах имелось: 68 паровозов, 200 пассажирских вагонов и 1511 грузовых вагонов.

На Полесских железных дорогах были построены железнодорожные мастерские (в Пинске, Вильне, Гомеле). На дороге возведено 412 деревянных и 235 металлических мостов, 6 путепроводов и другие искусственные сооружения. Открыт шпалопропиточный завод, 72 пакгауза. Работали 17 училищ и школ (на ст. Барановичи, Брест, Пинск, Лунинец), курсы по подготовке служащих по коммерческому и техническому движению.
Записан