Палач Розенфельд потрудился на славу. Ибо не каждому было под силу обезглавить такое количество народу поточным методом. Впрочем, нетрудно догадаться, что и заработок в тот день его ожидал нешуточный. Ведь палачи оплачивались по числу казненных. Нередко они еще и получали взятки от самих приговоренных (через родственников несчастных). Зачем это делалось, спросите вы? Да чтобы смерть была быстрой и без мучений. Надо полагать, что и выходка с плахой, когда мастер Розенфельд сбил с ног обезглавленное тело Штертебекера, имела целью сохранение гарантированного палачу заработка. Ибо с каждым помилованным преступником он лишался определенной суммы денег.
Но с Розенфельдом судьба сыграла коварную шутку. Потому как вместо обещанных денег он... также был обезглавлен. Как такое могло случиться? Предание гласит, что бургомистр похвалил его за быстрое и качественное проведение стольких казней подряд. На что Розенфельд сгоряча ляпнул, что мог бы без передышки обезглавить «хоть весь городской совет».
Понятно, что его дурная шутка пришлась отцам города совсем не по душе. Розенфельд был немедленно арестован и приговорен к смерти в тот же день. Есть свидетельства, что приговор в исполнение привел собственноручно один из младших членов совета города. И можно только догадываться с каким нетерпением мастера Розенфельда ожидали по ту сторону бытия...
(Рис. 7. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — берег Эльбы «усаженный» головами казненных корсаров.) Существует мнение, что останки Клауса Штертебекера были захоронены на одном из островов около Рюгена. Где именно — никто не знает. В то же время головы казненных, по обычаю того жестокого времени, были выставлены напоказ. В назидание живущим их расставили, нанизанными на колья, вдоль берега Эльбы. Эта жуткая сцена запечатлена на пятой боне вильгельмсхафенской серии нотгельдов
(рис. 7). А отрубленную голову Штертебекера прибили гвоздем к воротам гавани. Надпись на боне повествует, что в ознаменование победы над Штертебекером и его пиратской шайкой гамбуржцы устроили праздник, который длился не один день. А некоторые горожанки открыто оплакивали убиенных.
Вскоре после казни голова Клауса Штертебекера (на рисунке с боны она в центре изображения) исчезла. Похитили ли ее для своих тайных обрядов колдуны или спрятали от людских глаз верные главарю люди, неизвестно. Но вот в 1878 году во время работ по очистке и углублению дна гавани в районе Грасбрука случайно был обнаружен пронзенный ржавым гвоздем череп человека. Почему-то сразу вспомнилась легенда о неуловимом корсаре и его печальном конце. С тех пор найденный череп стали считать черепом Клауса Штертебекера. Под этим именем он долгое время************ украшал и экспозицию музея истории города Гамбурга*************. Рядом с ним был выставлен и предполагаемый бюст пирата, воссозданный по костям черепа в 2004 году.
А в январе 2010 года немецкие газеты облетела сенсационная весть. Череп знаменитого пирата исчез! Пропажу работники музея заметили только 10 января. Хотя украден он был, по всей видимости, еще несколькими днями раньше. Полиция установила, что витрина, в которой хранился череп, оставалась незапертой и даже не была подключена к сигнализации. Так что любой желающий мог беспрепятственно вынести знаменитую реликвию из стен музея. Что, собственно говоря, и случилось. Несмотря на объявленное вознаграждение в 600 евро, второй раз череп Штертебекера вряд ли уже удастся отыскать.
Кстати, доказательств тому, что череп и в самом деле принадлежал знаменитому пирату, найти так и не удалось. Не помог и анализ ДНК, который проводился в Канаде. Однако существует мнение, что он мог принадлежать другой не менее знатной особе, казненной в Гамбурге. К такому выводу пришел сотрудник гамбургского музея археолог доктор Ральф Вихманн (Ralf Wiechmann). С его слов, только этот череп имеет следы специальной обработки. В то время как головы рядовых преступников просто прибивали к деревянным балкам, не заботясь о наносимых им повреждениях, в черепе Штертебекера кто-то аккуратно просверлил ножом ровное отверстие.
(Рис. 8. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — кладоискатель.) С рисунка последнего дензнака серии нам улыбается счастливый кладоискатель. А у его ног —заветный сундук с пиратскими сокровищами. О том, что речь идет именно о пиратском кладе, нетрудно догадаться. Над головой мужичка художник пририсовал корсарский когг
(рис.
. Вообще же вокруг имени Клауса Штертебекера всегда ходило множество историй и легенд, так или иначе связанных с великими богатствами. Рассказывали, что после вынесения ему смертельного приговора Штертебекер не раз предлагал за свою жизнь поистине царский выкуп. Например, он обещал выковать золотую цепь такой длины, что ею можно было бы опоясать весь город.
Понятно, что подобные истории лишь сильнее будоражили воображение охотников за сокровищами знаменитого корсара. Их поиски с не меньшим рвением ведутся и сегодня. Тем более что о каких-либо значительных кладах тех времен исследователям неизвестно. И когда Штертебекера пленили, сокровищ при нем также не оказалось.
Правда, на этот счет известна еще и такая сага. После долгих и безуспешных поисков сокровищ ликеделеров корабль «Красный черт» был продан одному гамбургскому корабелу. Когда же тот взялся за разделку судна, то его пила наткнулась на что-то твердое. Как выяснилось, во всех трех мачтах корабля были спрятаны несметные богатства. Одна была набита серебром, вторая — золотом, а третья — драгоценностями. В одночасье разбогатевший корабел, будто бы на радостях пожертвовал для гамбургской церкви св. Катарины золотой купол.
Какова в этом предании доля истины, установить не представляется возможным. Сегодня золота на ступенчатой главе церкви нет. Правда, другая легенда объясняет и этот факт. В годы, когда Гамбург подвергался набегам датчан, золото с церковной маковки было перечеканено захватчиками в дукаты. Ну а золотые дукаты... это уже тема нумизматическая.
Примечания автора:* В 20-х годах прошлого века немецкое государство охватила жуткая инфляция. В результате огромного дефицита разменной монеты и финансовой неустойчивости рынка деньги кроме Рейхсбанка печатали еще 5800 эмитентов. Среди них — городские администрации, всевозможные общины, крупные и даже мелкие компании. Эти в большинстве своем малоформатные боны получили название денег чрезвычайной ситуации, или нотгельдов.
** В газете «Известия» от 10 декабря 2004 года в статье «Лицом к лицу с пиратом XV века» предполагается, что это «единственный пират на свете, в честь которого устраивается специальный фестиваль».
*** К сожалению, его имя не сохранилось.
**** Мнение, все еще широко распространенное сегодня.
***** Отсюда и еще одно их название — ликеделеры — что значит «равнодольные».
****** Занятно, что свои шутливые комментарии к рисункам на 1 и 3 бонах серии художник почему-то сделал на так называемом платском (Plattdeutsch) диалекте немецкого языка.
******* Ганзейский союз, или просто Ганза — союз свободных немецких городов, созданный в XIII веке с целью защиты торговли и купечества.
******** Еще одно название пиратов Северного и Балтийского морей.
********* По другим сведениям — 70.
********** По другой версии — подставил ему ногу.
*********** Интересно, что за те деньги, в которые эта бона оценивается сегодня, а это ни много ни мало 250 евро, можно, напившись кофе, еще и переночевать в одной из люксовых гостиниц города.
************ С 1922 года.
************* Сами работники музея почтительно называли экспонат «чрезвычайно важной головой» (hoch bedeutsame Kopf).
Источник: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКАСсылки на книги автора:Майзингер Рольф. Скрытые знаки бумажных денегМайзингер Рольф. История банкнот. Тайны бумажных денег