Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Морской дьявол с «Красного черта»  (Прочитано 3351 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Люк

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +268/-0
  • Сообщений: 6 158
    • Просмотр профиля

Уважаемые коллеги, приводимая ниже статья знакомит Вас с удивительным миром немецких частных бон 20-х годов 20 века  - нотгельдов!


Автор: Рольф МАЙЗИНГЕР

18.10.2010

Для одних бумажные деньги – лишь средство платежа. Для других – путеводная нить в безбрежном море знаний, накопленных за тысячелетия человеческой истории. Любознательный ум и пытливый взгляд – вот те инструменты, которыми пользуется исследователь банкнот в своей интересной и полной неожиданностей работе. И если правильный подход найден, то время и пространство перестанут существовать. На месте рисунка, нанесенного на бумагу художником, запоют таинственными голосами песчаные барханы, подует свежий морской ветер, обдавая лицо солеными брызгами прибоя, и закричит в тропических зарослях диковинная птица...

Если вы решите прогуляться по набережной морского порта в Гамбурге, то рано или поздно обратите внимание на небольшую, около полутора метра в высоту, бронзовую статую полуобнаженного жилистого мужчины со связанными спереди руками. Голова невольника повернута вправо, а его надменный и даже презрительный взгляд через плечо обращен в сторону города. Скульптура установлена на постаменте в виде массивного деревянного чурбака. В прошлые века такие нередко служили плахой для казней государственных преступников.

Надпись на постаменте гласит «Друг Господу Богу и враг всему миру». Для не искушенного в истории и фольклоре человека такая «характеристика» изображенного может показаться преувеличенной. Ведь на фигуре нет ни папской мантии, ни военного мундира. Не найти знакомых черт и в бронзовом лице статуи. Впрочем, как раз в этом и нет ничего удивительного. Потому как образ изображенного исключительно собирательный. И никто из ныне живущих не знает, как именно выглядел исторический прототип «друга Всевышнего». Такое можно лишь предположить. Что автор памятника, собственно, и сделал.

Так кто же эта гамбургская знаменитость на самом деле? Чтобы получить ответ на этот вопрос можно, к примеру, расспросить местных жителей. Конечно, не все, но многие из них прекрасно осведомлены относительно своего «национального» героя. Однако узнать о нем можно и из других источников. В том числе и обратившись к немецким нотгельдам* (рис 1.).


(Рис 1. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven/R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — портретное изображение Клауса Штертебекера.)

В 1922 году рекламное агентство Werbe-Haus Klaus Weloe из города Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven) в Нижней Саксонии ввело в обращение серию из шести бон, посвященную фестивалю в честь одного знаменитого пирата**. Звали этого корсара северных морей не иначе как Клаус Штертебекер (Klaus St?rtebeker), и это в память о нем в Гамбурге установлена вышеописанная скульптура. Кстати, на том самом месте, на острове Грасбрук (сегодня район порта), где морскому разбойнику отрубили голову.

На самой первой боне серии мы видим мрачного типа с кудрявой шевелюрой и всклокоченной бородой, одетого в платье из грубого сукна. На голове у него берет с заткнутым пером, а на обнаженной шее — массивное золотое кольцо или обруч. В правой руке он держит пивную (винную) кружку, а в левой — сжимает меч. На заднем плане рисунка на волнах качается когг —деревянное парусное судно с высокими бортами. Данный портрет «морского разбойника» частично позаимствован художником*** с гравюры (1493) Даниэля Хопфера (Daniel Hopfer), на которой в действительности был запечатлен советник и придворный шут кайзера Максимилиана I (1459—1519) Кунц фон дер Розен (Kunz von der Rosen — 1470—1519). Ибо долгое время считалось, что это портретное изображение знаменитого пирата Штертебекера****.

Ни место рождения Клауса Штертебекера, ни его происхождение неизвестны. Это обстоятельство, однако, не мешает целому ряду населенных пунктов на севере Германии по-прежнему претендовать на право называться «истинной» родиной флибустьера. В их числе и Гамбург (Hamburg), и Ганновер (Hannover), и Висмар (Wismar), и Рушвиц (Ruschwitz) на острове Рюген (R?gen). А также многие городишки и деревеньки на Рюгене, в Померании, Мекленбурге и Фризии. Споры не прекращаются по сей день. Но едва ли какому из почти двух десятков претендентов когда-нибудь удастся доказать свою правоту. Что же касается имени Штертебекер, то, если верить легенде, он получил его за свою недюжинную способность опустошать пивные и винные кубки. Якобы в переводе с нижнесаксонского диалекта «штертебекер» означало призыв «St?rz den Becher!», то есть «Пей до дна!». Народная молва утверждает, что Клаус Штертебекер мог на одном дыхании выпить четырехлитровую кружку хмельного напитка.
Художник, рисовавший вильгельмсхафенскую серию, работал в стиле средневековой иконографии. Он довольно удачно передал неповторимый колорит прошлых веков, знакомый по иллюстрациям из старинных хроник. На второй боне серии запечатлена сцена морского сражения  (рис 2.).


(Рис. 2. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven/R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — пираты Штертебекера отбивают нападение гамбургского карательного отряда.)

Если у пиратов Карибского моря из одноименного голливудского фильма штаб-квартирой являлся остров Тортуга, то Штертебекер со своими головорезами предпочитал скрываться в одной из бухт острова Хельголанд (Helgoland) в Северном море. Туда его корабли и корабли его компаньона Годеке Михеля (G?deke Michels) возвращались после разбойных вылазок против шведов и датчан, а позже и гамбуржцев. Там же пираты поровну делили свою добычу***** и строили планы на будущее.

В 1401 году гамбургский Сенат принял решение раз и навсегда покончить с морскими разбойниками, наводившими ужас на купцов в Северном и Балтийском морях и мешавшими торговле с Англией и Голландией. Для этих целей был снаряжен флот из нескольких кораблей (в основном двухмачтовых коггов) во главе с флагманским судном «Пестрая корова» (Bunte Kuh). Этот ставший впоследствии легендарным корабль был построен по специальному заказу и являлся самым сильным судном гамбуржцев. Его изображение можно встретить на инфляционной купюре города Гамбурга в 50 миллионов марок 1923 года (рис 3.).

 
[/b] (Рис. 3. Германия / Гамбург (Наmburg) — инфляционная бона — 50 миллионов марок 1923 — «Пестрая корова» — флагманский корабль гамбургской флотилии.) [/b]

На рисунке можно без труда рассмотреть и рогатую коровью голову, украсившую нос судна, и ганзенскую геральдику на его вздувшихся на ветру парусах. В те далекие времена многие корабли носили оригинальные имена и прозвища. Так, в распоряжении пирата Годеке Михеля имелось судно с гордым названием «Морской тигр» (Seetiger). А вот корабль, на котором совершал свои разбойничьи набеги на торговые суда и береговые поселения Клаус Штертебекер, окрестили не иначе как «Красным чертом» (Roter Teufel).
Записан

Люк

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +268/-0
  • Сообщений: 6 158
    • Просмотр профиля
Re: Морской дьявол с «Красного черта»
« Ответ #1 : Май 27, 2011, 21:44:22 »

Вторая и третья боны вильгельмсхафенской серии****** о взятии в плен знаменитого пирата могут поведать больше, чем все дошедшие до нас архивные материалы вместе взятые. Потому как в действительности о тех давних событиях не сохранилось почти никаких письменных документов. За исключением разве что казначейских счетов, свидетельствующих о расходах на ремонт судов, потрепанных в каком-то большом морском сражении. И все, что мы знаем о противостоянии флибустьеров Северного моря рыцарям-наемникам на борту гамбургских кораблей, как, впрочем, и о захвате в плен у Хельголанда главаря морских разбойников донесла до нас народная молва (рис. 4).


(Рис. 4. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — посланные Ганзой рыцари хватают Штертебекера.)


Когда корабли Ганзейского союза******* подошли к Хельголанду, была глубокая ночь, а очертания берега скрывал густой туман. Выяснив, где «Красный черт» Штертебекера стоял на якоре, гамбуржцы решились на дерзкую вылазку в стан врага. Переодетый в рыбака штурман с «Пестрой коровы» добрался в шлюпке до главного корабля пиратов и «пришвартовался» у его кормы. А когда часовые его заметили и окликнули, он сообщил, что сбился с курса и, чтобы подкрепиться, решил подогреть себе на огне похлебку. Не ожидавшие подвоха разбойники оставили его на какое-то время без внимания. Чего «диверсанту» только и надо было. Он быстро растопил на огне кусок свинца и залил расплавленный металл в рулевые соединения корабля, тем самым лишив судно маневренности. Чуть занялся рассвет, гамбуржцы пошли на абордаж. Однако застигнутые врасплох корсары не собирались сдаваться без боя. Они сражались с такой неистовостью, что превосходившему их по силе противнику долго не удавалось одержать победу. Дольше всех сопротивлялся воинам Ганзы сам Клаус Штертебекер. Под сокрушительными ударами его огромного меча шлемы врагов лопались, словно ореховая скорлупа. И только когда гамбуржцы набросили на него прочную сеть, им удалось его скрутить.

На рисунке с боны эта сцена представлена несколько иначе. Зато хорошо виден знаменитый меч главаря морских разбойников. А на декоративной ленте, поделившей изображение по диагонали, увековечены строки популярной в прошлые века немецкой песенки, дошедшей до нас лишь в нескольких строфах:
«Пестрая корова» из Фландрии
Подняла их на рога и порвала на куски.

(Рис. 5. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — казнь Виталийских братьев******** 20 октября 1401 года.)

Следующие три нотгельда свидетельствуют о жестоких нравах той далекой эпохи. На первых двух (принадлежат разным сериям) показана сцена знаменитой казни Штертебекера и его людей 20 октября 1401 года (рис. 5).

В морской битве у Хельголанда в плен были захвачены 73 пирата*********. Процесс по их делу длился полгода. И каждому арестанту на суде была предоставлена возможность высказаться. Однако окончательный приговор для всех гласил одинаково: казнить!

Именно с приведением приговора в исполнение связана, пожалуй, самая интересная легенда о Клаусе Штертебекере. Говорят, главарь разбойников попросил городской совет лишить его жизни первым, но помиловать всех тех его братьев по несчастью, мимо которых он сможет пройти без головы. Надо полагать, что отцы города были поражены такой неожиданной, а главное — жуткой последней воле пирата и пообещали ее выполнить.

В такое трудно поверить, но, когда палач отсек Штертебекеру голову, его обезглавленное тело поднялось на ноги и... пошатываясь двинулось вдоль шеренги ошеломленных приговоренных. И только когда казненный миновал уже одиннадцатого разбойника, палач схватил плаху и бросил ему под ноги**********. Штертебекер споткнулся, и его окровавленное мертвое тело рухнуло в песок...

Как события могли развиваться дальше, существует несколько версий. Первая утверждает, что судьи сдержали свое слово и помиловали одиннадцать человек. А вторая уверяет, что бургомистр отказался выполнить последнюю просьбу пирата и распорядился казнить всех разбойников до единого.

Опоясывающая рисунок на нотгельде надпись, выполненная в стихотворной форме, упоминает палача по прозвищу мастер Розенфельд (Meister Rosenfeld). Смысл стишка не многим отличается от строчек уже известной нам песенки, описавшей происходившее на эшафоте так:

Палач Розенфельд спокойно
Отрубил буйные головы этим героям.
Его башмаки утопали в крови,
Которую и внуки его смыть не смогли.

Казнь виталийских братьев запечатлена и на одном из самых редких нотгельдов Гамбурга номиналом в 50 пфеннигов 1921 года (рис. 6).



(Рис. 6. Германия / Гамбург (Hamburg) — нотгельд — 50 пфеннигов 1921 — казнь пирата Клауса Штертебекера на Грасбруке в 1401 году.)

Этим заменителем денег жители Гамбурга могли оплатить свой кофе и пирожное в городском кафетерии Broihan***********. Рисунок на боне позаимствован художником с гравюры 1402 года, по сей день хранящейся в городском архиве города Гамбурга.
Записан

Люк

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +268/-0
  • Сообщений: 6 158
    • Просмотр профиля
Re: Морской дьявол с «Красного черта»
« Ответ #2 : Май 27, 2011, 21:47:09 »

Палач Розенфельд потрудился на славу. Ибо не каждому было под силу обезглавить такое количество народу поточным методом. Впрочем, нетрудно догадаться, что и заработок в тот день его ожидал нешуточный. Ведь палачи оплачивались по числу казненных. Нередко они еще и получали взятки от самих приговоренных (через родственников несчастных). Зачем это делалось, спросите вы? Да чтобы смерть была быстрой и без мучений. Надо полагать, что и выходка с плахой, когда мастер Розенфельд сбил с ног обезглавленное тело Штертебекера, имела целью сохранение гарантированного палачу заработка. Ибо с каждым помилованным преступником он лишался определенной суммы денег.

Но с Розенфельдом судьба сыграла коварную шутку. Потому как вместо обещанных денег он... также был обезглавлен. Как такое могло случиться? Предание гласит, что бургомистр похвалил его за быстрое и качественное проведение стольких казней подряд. На что Розенфельд сгоряча ляпнул, что мог бы без передышки обезглавить «хоть весь городской совет».

Понятно, что его дурная шутка пришлась отцам города совсем не по душе. Розенфельд был немедленно арестован и приговорен к смерти в тот же день. Есть свидетельства, что приговор в исполнение привел собственноручно один из младших членов совета города. И можно только догадываться с каким нетерпением мастера Розенфельда ожидали по ту сторону бытия...


(Рис. 7. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — берег Эльбы «усаженный» головами казненных корсаров.)

Существует мнение, что останки Клауса Штертебекера были захоронены на одном из островов около Рюгена. Где именно — никто не знает. В то же время головы казненных, по обычаю того жестокого времени, были выставлены напоказ. В назидание живущим их расставили, нанизанными на колья, вдоль берега Эльбы. Эта жуткая сцена запечатлена на пятой боне вильгельмсхафенской серии нотгельдов (рис. 7).
А отрубленную голову Штертебекера прибили гвоздем к воротам гавани. Надпись на боне повествует, что в ознаменование победы над Штертебекером и его пиратской шайкой гамбуржцы устроили праздник, который длился не один день. А некоторые горожанки открыто оплакивали убиенных.
Вскоре после казни голова Клауса Штертебекера (на рисунке с боны она в центре изображения) исчезла. Похитили ли ее для своих тайных обрядов колдуны или спрятали от людских глаз верные главарю люди, неизвестно. Но вот в 1878 году во время работ по очистке и углублению дна гавани в районе Грасбрука случайно был обнаружен пронзенный ржавым гвоздем череп человека. Почему-то сразу вспомнилась легенда о неуловимом корсаре и его печальном конце. С тех пор найденный череп стали считать черепом Клауса Штертебекера. Под этим именем он долгое время************ украшал и экспозицию музея истории города Гамбурга*************. Рядом с ним был выставлен и предполагаемый бюст пирата, воссозданный по костям черепа в 2004 году.

А в январе 2010 года немецкие газеты облетела сенсационная весть. Череп знаменитого пирата исчез! Пропажу работники музея заметили только 10 января. Хотя украден он был, по всей видимости, еще несколькими днями раньше. Полиция установила, что витрина, в которой хранился череп, оставалась незапертой и даже не была подключена к сигнализации. Так что любой желающий мог беспрепятственно вынести знаменитую реликвию из стен музея. Что, собственно говоря, и случилось. Несмотря на объявленное вознаграждение в 600 евро, второй раз череп Штертебекера вряд ли уже удастся отыскать.

Кстати, доказательств тому, что череп и в самом деле принадлежал знаменитому пирату, найти так и не удалось. Не помог и анализ ДНК, который проводился в Канаде. Однако существует мнение, что он мог принадлежать другой не менее знатной особе, казненной в Гамбурге. К такому выводу пришел сотрудник гамбургского музея археолог доктор Ральф Вихманн (Ralf Wiechmann). С его слов, только этот череп имеет следы специальной обработки. В то время как головы рядовых преступников просто прибивали к деревянным балкам, не заботясь о наносимых им повреждениях, в черепе Штертебекера кто-то аккуратно просверлил ножом ровное отверстие.


(Рис. 8. Германия / Вильгельмсхафен-Рюстринген (Wilhelmshaven / R?stringen) — нотгельд — 50 пфеннигов 1922 — кладоискатель.)

С рисунка последнего дензнака серии нам улыбается счастливый кладоискатель. А у его ног —заветный сундук с пиратскими сокровищами. О том, что речь идет именно о пиратском кладе, нетрудно догадаться. Над головой мужичка художник пририсовал корсарский когг (рис. 8).

Вообще же вокруг имени Клауса Штертебекера всегда ходило множество историй и легенд, так или иначе связанных с великими богатствами. Рассказывали, что после вынесения ему смертельного приговора Штертебекер не раз предлагал за свою жизнь поистине царский выкуп. Например, он обещал выковать золотую цепь такой длины, что ею можно было бы опоясать весь город.

Понятно, что подобные истории лишь сильнее будоражили воображение охотников за сокровищами знаменитого корсара. Их поиски с не меньшим рвением ведутся и сегодня. Тем более что о каких-либо значительных кладах тех времен исследователям неизвестно. И когда Штертебекера пленили, сокровищ при нем также не оказалось.

Правда, на этот счет известна еще и такая сага. После долгих и безуспешных поисков сокровищ ликеделеров корабль «Красный черт» был продан одному гамбургскому корабелу. Когда же тот взялся за разделку судна, то его пила наткнулась на что-то твердое. Как выяснилось, во всех трех мачтах корабля были спрятаны несметные богатства. Одна была набита серебром, вторая — золотом, а третья — драгоценностями. В одночасье разбогатевший корабел, будто бы на радостях пожертвовал для гамбургской церкви св. Катарины золотой купол.

Какова в этом предании доля истины, установить не представляется возможным. Сегодня золота на ступенчатой главе церкви нет. Правда, другая легенда объясняет и этот факт. В годы, когда Гамбург подвергался набегам датчан, золото с церковной маковки было перечеканено захватчиками в дукаты. Ну а золотые дукаты... это уже тема нумизматическая.

Примечания автора:

* В 20-х годах прошлого века немецкое государство охватила жуткая инфляция. В результате огромного дефицита разменной монеты и финансовой неустойчивости рынка деньги кроме Рейхсбанка печатали еще 5800 эмитентов. Среди них — городские администрации, всевозможные общины, крупные и даже мелкие компании. Эти в большинстве своем малоформатные боны получили название денег чрезвычайной ситуации, или нотгельдов.

** В газете «Известия» от 10 декабря 2004 года в статье «Лицом к лицу с пиратом XV века» предполагается, что это «единственный пират на свете, в честь которого устраивается специальный фестиваль».

*** К сожалению, его имя не сохранилось.

**** Мнение, все еще широко распространенное сегодня.

***** Отсюда и еще одно их название — ликеделеры — что значит «равнодольные».

****** Занятно, что свои шутливые комментарии к рисункам на 1 и 3 бонах серии художник почему-то сделал на так называемом платском (Plattdeutsch) диалекте немецкого языка.

******* Ганзейский союз, или просто Ганза — союз свободных немецких городов, созданный в XIII веке с целью защиты торговли и купечества.

******** Еще одно название пиратов Северного и Балтийского морей.

********* По другим сведениям — 70.

********** По другой версии — подставил ему ногу.

*********** Интересно, что за те деньги, в которые эта бона оценивается сегодня, а это ни много ни мало 250 евро, можно, напившись кофе, еще и переночевать в одной из люксовых гостиниц города.

************ С 1922 года.

************* Сами работники музея почтительно называли экспонат «чрезвычайно важной головой» (hoch bedeutsame Kopf).

Источник: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА

Ссылки на книги автора:
Майзингер Рольф. Скрытые знаки бумажных денег
Майзингер Рольф. История банкнот. Тайны бумажных денег
Записан

VIK586

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +2/-0
  • Сообщений: 274
    • Просмотр профиля
Re: Морской дьявол с «Красного черта»
« Ответ #3 : Март 10, 2014, 22:20:42 »

А теперь крохотное дополнение к фото 1(Рольф на дополнение не возражает - спрашивал :)). Кто бы мог подумать что грозный пират Штертебекер имеет "братьев" в России.

Легенда

"Существует одна легенда, связанная с новгородскими мореходами, с одной стороны, и немецким братством витальеров – с другой. Витальеры – это своеобразные морские Робин Гуды на Балтике. Так вот, был у них в XIV веке легендарный предводитель – Клаус Штертебекер. Это был человек выдающийся во многих отношениях, обладавший огромной физической силой и безумной отвагой.
Новгород в те времена считался самой мощной морской «державой», а потом постепенно сдал свои позиции перед усилившимися ганзейскими городами. Но Штертебекер еще застал величие Новгорода. С юности новгородские мореходы были его лучшими друзьями и, говорят, он даже был принят в их братство, то есть, говоря по-современному, был его «почетным членом». А «экзамен» у новгордцев на посвящение в настоящие мореходы был такой: в семилитровый серебряный кубок наливалось до краев пиво, и будущий мореход должен был его выпить до дна без передышки. Этому, надо признать, очень непростому экзамену, был подвергнут и Штертебекер, который достойно выдержал его. Надо ли говорить, что не всякому человеку под силу сделать подобное."
Записан
Просьба не беспокоить!