Так это было или нет, нам уже не узнать. Но что «у могучего мавзолея по плану и замыслу нет преемников в Средней Азии», как выразился выдающийся археолог-востоковед М.Е. Массон, не приходится сомневаться. Благодаря парадному наружному оформлению этого погребального комплекса создается впечатление, что здание украшено пестрыми среднеазиатскими коврами. Это так называемый эпиграфический орнамент, в основу которого заложены тексты религиозного содержания, скомпонованные в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана, выполненные канонизированным почерком сульс, можно без особого труда рассмотреть почти на всех представленных тут казахстанских купюрах.
Размеры сооружения впечатляют — стороны прямоугольника в основании ханаки составляют соответственно 50 и 60 метров. В высоту же она достигает почти 38 метров. А толщина стен центрального помещения — джамаатханы — достигает трех метров. Кирпичный купол, венчающий мавзолей и «подобный небесному своду», имеет в диаметре чуть больше 18 метров и считается самым крупным в Средней Азии. По размерам он превосходит даже таковой у мавзолея самого Тимура Хромого в Самарканде (Гур-Эмир). Изображение этого сакрального, а для мусульман и вовсе священного места встречается на узбекской банкноте 10 сумов 1994 г.
(рис. 6.) На стенах портала мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави хорошо заметны остатки деревянных балок и незаделанные отверстия от строительных лесов. Их, кстати, можно рассмотреть и на рисунках с банкнот Казахстана. Например, на 500 тенге 1999 года. А внутри некоторых помещений (всего их более 35) недостает отделки. Это связано с тем, что после смерти в 1405 году «заказчика» проекта — Тимура — работы на «объекте» были прекращены и уже больше не возобновлялись. Интересно, что такой несколько «недоработанный» образ сооружения словно иллюстрирует еще одну древнюю легенду, так или иначе связанную с ним. Как только Тамерлан отдал приказ на строительство ханаки Ясави, работа закипела. Но в первую же ночь поднялась страшная буря, а у недоделанных стен мавзолея внезапно появился чудовищный зеленый бык (по другой версии, огромные буйволы), который в считанные мгновения превратил в груду камней то, что было выстроено за день. Люди посчитали это за плохой омен, но, как только взошло солнце, вновь принялись за работу. Однако на следующую ночь все повторилось. Зеленое чудовище с ужасными рогами опять не оставило камня на камне. Это обстоятельство повергло Тимура в мрачные раздумья. Раз за разом он спрашивал себя, что же он делал не так. А
ночью эмиру приснился дивный сон. К нему явился неизвестный старец и предрек, что из затеи его не выйдет ничего путного, пока он, Тимур, не прикажет сначала возвести мазар над могилой наставника Ахмета Ясави — Арыстанбабы. И как только сей наказ был выполнен, строительство мавзолея продолжалось уже без помех.
(рис. 7.) ·
Другая легенда объясняет отсутствие в центральном куполе комплекса нескольких кирпичей. Однажды любимая жена Тимура, слывшая красавицей, решила полюбоваться на внутреннее убранство мавзолея. Когда же она вошла в казандык*******, все внутри ханаки будто бы осветилось ее неземной красотой. А пораженный увиденным мастер, выкладывавший купол, от неожиданности выронил несколько кирпичей. С тех пор их там и не хватает.
Название центрального зала ханаки — казандык — происходит от большого бронзового котла — тай (казана), который установлен в середине помещения. По преданию, он был отлит мастерами Тимура из сплава семи металлов. Впрочем, из надписи на нем следует, что отлил его 25 июня 1399 года «Абд ал-азиз, сын мастера Шараф ад-дина Тебризи». У казана впечатляющие характеристики: он весит две тонны, достигает в высоту 1,64 метра, а диаметр у него 2,2 метра. И вместимость у него соответствующая — 3000 литров! На официальном сайте Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО указано, что «преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется». Изображение этого культового объекта на казахстанских банкнотах пока отсутствует. Но можно смело предположить, что однажды и он займет достойное место на какой-нибудь из банкнот. Во всяком случае, на одну из рекламных купюр Национального банка Казахстана рисунок этого парадного казана художники уже примеряли.
(рис. 8.) ·
Схожие предметы, кстати, можно встретить и на деньгах других стран. Например, китайских или афганских. Что лишь доказывает, что появление священного казана из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на купюрах будущих выпусков Казахстана вполне ожидаемо и остается лишь делом времени.
Котел, второй по величине после туркестанского, запечатлен на вышедшей из обращения афганской купюре в 10 тысяч афганей 1993 г.
(рис. 9.) Он установлен у входа в Джума мечеть в Герате (Афганистан). Его первоначальная высота оценивается в почти полтора метра. К сожалению, подставка-постамент этого сакрального сосуда навсегда утрачена. И назвать точную высоту невозможно. Диаметр гератского казана чуть больше 1,7 метра. Однако он старше своего собрата из ханаки Ходжи Ясави. Если верить надписи на котле, он был отлит мастером Хасаном ибн Али Исфахани в 1375 году. Похожий бронзовый котел находился и в ханаке Джалалуддина Руми в городе Конья.
Многие историки считают, что появление этих обрядовых предметов вблизи или внутри мусульманских святынь так или иначе связано с традициями и обрядами доисламского периода. Известно, что в жизни кочевых племен, например скифов********, такие котлы играли важную роль. В них не только готовилась пища, но и варились ритуальные напитки. О предназначении туркестанского тай-казана именно для воды следует и из надписи верхнего орнаментального пояса самого котла. По данным исследований Института археологии им. А.Х. Маргулана, «подслащенная вода из котла раздавалась правоверным после пятничной молитвы, когда происходила общественная поминальная трапеза, во время которой бедные и паломники угощались особым образом приготовленным блюдом — "халим"». В то же время легенды, рожденные, скорее всего, еще во времена Тимура, приписывают этому казану волшебные свойства именно как сосуда, в котором жарилось мясо. Одно из таких мистических преданий приводит в своих записях и М.Е. Массон: «туша жертвенной овцы, помещенной в огромный котел, чудесным образом наполняла его мясом, если жертва оказывалась богоугодной».
Для религиозных обрядов использовался и упоминавшийся прежде древний бронзовый сосуд в форме котла, изображенный на китайской боне в 1 юань 1936 года, выпущенной Центральным банком Китая.
(рис. 10.) Такие ритуальные сосуды для вина применялись во время религиозных жертвоприношений душам предков еще в II-I тысячелетиях до н.э. Благодаря кропотливой работе археологов и реставраторов они во множестве сохранились до наших дней. И теперь украшают как музейные экспозиции во всем мире, так и многочисленные частные собрания предметов декоративного и бронзолитейного искусства древних народов.
И все-таки царем среди такого рода ритуальных артефактов следует считать невероятно огромный бронзовый котел, установленный над могилой суфийского святого Ходжи Бекташа, в его ханаке вблизи турецкого города Кыршехир. В свое время он был пожертвован туда все тем же Тимуром Великим. И по непроверенным данным был рассчитан... «на 24 быка»!