Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Усть-Катав  (Прочитано 4534 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dimich

  • Ветеран
  • *****
  • Отзывы +102/-0
  • Сообщений: 2 363
  • Наше дело правое!!!
    • Просмотр профиля
Усть-Катав
« : Июнь 05, 2011, 12:01:32 »

Город Усть-Катав основан в 1758 г. или несколько позже (но до 1764-1765гг.) как железоделательный завод и поселок при нем на покупных у башкир землях, при впадении в реку Юрюзань ее левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основание завода связано с деятельностью на Южном Урале компании симбирских купцов и заводчиков- братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и их зятя Ивана Семеновича Мясникова.
Первоначально предприятие при устье Катава представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань; железоделательный (молотовый, или передельный) завод был пущен, вероятно, позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов.Вокруг Усть-Катавского завода возникло поселение, укрепленное стенами и башнями, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России, переведенные с Катав-Ивановского завода и составившие мастеровой и работный люд предприятия. К началу Пугачевского восстания 1773-1776гг. в заводском поселке насчитывалось около 800 человек населения.
Усть-Катавский заводской поселок Пугачевское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Жители поселка поддерживали восставших. Завод в ноябре 1773г.был остановлен.В июне 1774г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжег завод и поселок.В ноябре 1775г.(др.данным, в 1776г.) предприятие было восстановлено.Иногда Усть-Катав потрясали и другие волнения рабочих людей, возникшие по разным причинам.
Хотя принадлежавшими им заводами Твердышевы и И.С.Мясников владели сообща, но непосредственно введении последнего (до его смерти в 1780г.) находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в т.ч. Усть-Катавское.В 1780-1783гг владельцем Усть-Катавского завода являлся Я.Б.Твердышев.Затем заводом владела дочь И.С. Мясникова Е.И.Козицкая, а с 1810 - дочь последней, в замужестве княгиня А.Г.Белосельская-Белозерская.В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции 1917г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских.
Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов сбывалась главным образом в Центральной России, Поволжье. Туда она до начала 1890-х гг.сплавлялась с Усть-Катавской судовой пристани по рекам Волго-Камского бассейна.Заводская товарная продукция, не распроданная внутри страны, шла за границу.Так, ее охотно покупали английские купцы.В 1862г. оба завода демонстрировали свою продукцию на всемирной Лондонской промышленной выставке.С Усть-Катавского предприятия на выставку были отправлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.
С 1861г. по начало 1920-хгг поселок Усть-Катавский завод являлся центром Усть-Катавской волости, в которую входило несколько окрестных деревень и сел. В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами было устроено телефонное сообщение с длиною провода свыше 50 верст - одно из первых в России. В 1889-1890гг близ Усть-Катавского поселка была проложена железная дорога.
В январе 1899г. с разрешения императора Николая II Усть-Катавский железоделательный завод князем К.Э.Белосельским-Белозерским, его владельцем, был продан в аренду бельгийскому акционерному "Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу". При бельгийских акционерах Усть-Катавский завод преобразуется из железоделательного в вагоностроительный, на нем начался выпуск подвижного состава и иной продукции для железных дорог.
В 1899-1900гг на правом берегу реки Юрюзань началось строительство поселка для прибывавших туда акционеров-иностранцев (гл.обр., по-видимому франкоязычных бельгийцев). Этот поселок - "Колония", ныне Первомайский в северной части г.Усть-Катава - в 1913-1914гг.был соединен с левобережным Усть-Катавским поселком железнодорожным Французским мостом.До марта 1917г. проход по мосту и в поселок иностранцев коренным устькатавцам был категорически запрещен.Ныне Французский мост- одна из достопримечательностей г.Усть-Катава.
Количество жителей Усть-катавского заводского поселка в 1894 г. составило 4597 человек, а к 1914г. насчитывалось уже 4670 человек.К тому же 1914г. в Усть-Катаве имелись училище, почтово-телеграфное отделение, общество потребителей, 43 торговых предприятия с оборотом в 361 тысячу рублей и 3 промышленных предприятия с оборотом в 360 тысяч рублей.
После февральской революции в марте 1917г. в Усть-Катавском поселке был создан Совет рабочих депутатов, председателем которого стал рабочий-слесарь Ф.Е.Бахарев. Усть-Катавское волостное земство-власть по линии Временного правительства - по результатам выборов в сентябре 1917г. оказалось большевистским. Оно в дальнейшем сотрудничало с Советом. В конце октября 1917 г. в поселке мирным путем была установлена Советская власть, а волостное земство распущено.
После Октябрьской революции в борьбе за Советскую власть на Южном Урале свой весомый вклад внесла Усть-Катавская Красная гвардия. Из ее рядов в годы гражданской войны 1918-1920гг. выходили красные партизаны, красноармейцы. С 6 июля 1918г. по 6 июля 1919г. Усть-Катавский поселок находился в руках белочехов и белогвардейцев.
В 1919г. в состав поселка Усть-Катавский завод была включена располагавшаяся северо-восточнее, на правобережье реки Юрюзань, деревня Шубино.
Между тем, в 1920-хгг, был восстановлен и начал давать железнодорожную продукцию разоренный в гражданскую войнуУсть-Катавский вагоностроительный завод .
Записан
Ищите и найдете!!!

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +578/-1
  • Сообщений: 15 200
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes
Re: Усть-Катав
« Ответ #1 : Июнь 05, 2011, 13:01:01 »

Записан