Таганрог — город в Ростовской области, порт на берегу Азовского моря (в Таганрогском заливе, в 70 км от Ростова-на-Дону).
Археологические исследования установили, что на месте нынешнего Таганрога в VII—VI вв. до нашей эры существовало греческое поселение, в настоящее время полностью разрушенное морем. Оно изучено только по фрагментам керамики, которые и сейчас можно найти на берегу Азовского моря. Существует гипотеза, что это поселение носило название Кремны, упоминаемое у античных авторов. Поселение было основано во второй половине VII в. до н. э. и разрушено после середины VI в. до н. э., вероятно, в результате набегов кочевых скифов. Помимо Таганрогского поселения, в VII в. до н. э. на северном берегу Чёрного моря существовала только одна греческая колония на острове Березань.В эпоху активной колонизации итальянцами бассейна Чёрного моря примерно в XIII в. здесь был построен город-порт Порто-Пизано.
В 1696 г., после взятия Азова, по приказу Петра I начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на Таганьем Роге. Инженер Лаваль, руководивший до этого укреплением Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем году, Пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семеновская крепость). Этими работами руководили уже барон Эрнест фон Боргсдорф, Рейнгольд Трузин и датчанин Юрий Франк. Но и это решение так же было признано не вполне правильным и работы были перенесены на место нынешнего Таганрога.
12 сентября 1698 г. Пушкарский приказ постановил: "Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога..." Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге Строительство гавани велось под руководством Матвея Симонта, крепостное строительство возглавил «инженер городового дела» - швед Рейнгольд Трузин. Первый же план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский барон, военный инженер-строитель. В 1698-1699 годах он был главным смотрителем работ в крепости.
Троицкая крепость представляла собой сегмент территории оконечности мыса, огороженного земляным валом высотой 8 м и рвом глубиной 5 м при ширине 40 метров. Общая протяженность 3 км. В центре (по оси нынешней улицы Чехова) вал достигал примерно нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны вала упирались в обрывы. В крепостной вал были встроены: три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Внутри, вдоль вала были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Внутри территория крепости имела радиально–лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель "московского барокко".
Вход в гавань оборонял форт «Черепашка», устроенный на рукотворном острове. Конструкция его молов и фундамента, установленных на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой передовой и впервые использовалось в России. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 кубометров камня. Матвей Симонт, один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, сообщал в Москву: "Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена". Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих «Записках о России» писал: "... Он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы".
В дополнение к Троицкой были возведены Павловская крепость (ее валы еще сохранились на окраине села Гаевка) в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость. В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Между ними был протянут земляной Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Федор Апраксин.
Петр I писал губернатору И.А.Толстому: "Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог". Таганрог - первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану, а таганрогская гавань - первая в мире построенная не в естественной бухте, а в открытом море.
И даже по устойчивым слухам, якобы Екатерина II, в письме Вольтеру обронила: Пётр Великий предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией.
Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». В 1699 году в крае учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится ее центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье и чиновники, и духовные лица, а также выходцы из дворянства. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны - в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма.
Зимой и весной 1709 г. Петр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: "Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть". В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный "Спящий лев", 60-пушечные "Гото-Предестинация" и "Шпага", 50-пушечные "Геркулес", "Скорпион", "Ласка" и "Уния", 30-40-пушечные "Вилькельчаг", "Дельфин", "Еж", "Меркурий" и "Соединение".
В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 г. приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: "Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой - гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана". В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г. из Москвы, Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю». Медаль эта, известная в значительном количестве копий, была овальной формы, с ушком. На ее лицевой стороне действительно был изображен Петр I, а на оборотной стороне — план крепости и гавани Таганрога, дата «1709» и надпись «ЗА ДЕЛО ГАВАНИ КАПИТАНУ МАТВЕЮ СИМОНТОВУ»…
В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов,Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов. В 1711 г., после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора Россия обязалась разрушить гавань и город, что и было сделано в феврале 1712 г.
"Как не своею рукою пишу, - сообщал Петр Апраксину, - нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит".
Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами был передислоцирован в крепость недалеко от Черкасска (ныне – станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 24 года Приазовье находилось под властью турок. Если Азов они старались укреплять, то Таганрог был полностью заброшен. В ходе очередной русско-турецкой войны в 1736 г. после четырехмесячной осады Азов был вновь взят, отошел к России и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Но после заключения союзника России Австрии сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления опять пришлось срыть, хотя территория и остались за Россией. Россия также не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот, а торговля на Черном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах.
И только после победоносной войны 1768-1774 гг. Россия вернула себе эту землю уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для создания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 г.) Екатерина II говорит: "Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов ... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла ..." В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 г.: "Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Черного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная".
В конце апреля 1771 г. А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: "При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого ... здесь не видали". А в конце мая 1771 г. под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова. В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город.
После основания Севастополя в 1783 г. Таганрог потерял военно-стратегическое значение и превратился в крупнейший торговый порт России. Развитию города способствовала близость к сельскохозяйственным районам. Шла торговля пшеницей, льном, паюсной икрой, пенькой. В Таганроге были открыты 15 иностранных консульств.