«Деньги революции»(фрагменты статьи)
Сегодня, держа в руках бумажный рубль с гербом СССР, мы не задумываемся над большой и сложной историей, которую в течение почти полувека прошел советский денежный знак. Между тем в ней много любопытного и поучительного.
Вот один из эпизодов, относящихся к самому началу истории, вернее даже к предыстории советских денег. Источником этих сведений являются воспоминания художника Е.В.Орановского.
Необходимость в выпуске собственных денежных знаков появилась у молодой Советской республики в начале 1918 года. Президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов решил срочно организовать среди художников конкурс на их оформление. К участию в конкурсе привлекли художников В.Фалилеева, В.Масютина, А.Манганари, Ф.Захарова, Н.Буниотова, Э.Норберта, А.Шусева, И.Жолтовского. В жюри конкурса вошли В.Бакшеев, К.Коровин, С.Малютин, Н.Ульянов, С.Жуковский и С.Коненков.
3 апреля 1918 года жюри единогласно признало лучшими работы, присланные под девизом «И так далее» эскизы денежных знаков трех достоинств «на доске, листом с семью рисунками», как было сказано в решении жюри. Постановили: автора премировать и поручить ему «исполнить всю серию в окончательной раскраске».
Вскрыв конверт с девизом, обнаружили в нем записку с собственноручной подписью – Александр Викторович Манганари.
…Уже решено было печатать знаки в мастерских бывшего Строгановского училища. Уже были подобраны мастера, найдены литографские камни и краски. Но – события на фронте заставили приостановить дело…
Рисунки денежных знаков, хранившиеся в несгораемом шкафу президиума Моссовета, были, по-видимому (как предполагает Е.В.Орановский), уничтожены вместе с другими документами тех дней, которые не было возможности вывезти из Москвы. Среди них были и рисунки скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, принесенные им в дар Республике. «Они были характерны, - пишет Орановский, - как проявление общественного энтузиазма художников-реалистов, а также как образчик графического мастерства великого скульптора».
Несколько слов о А.В.Манганари. Это был крупный офортист, питомец петербургской Академии художеств по классу знаменитого художника-гравера Матэ…
…За эскизы денежных знаков он взялся с большим воодушевлением. Эскизы его, по словам видевших их, производили впечатление шедевров. Манганари, богато использовав русский орнамент, изобразил кремлевский ансамбль в условно-сказочной манере, тонкой и прозрачной.
Но самое главное, что запомнилось современникам, - что Манганари уже тогда создал эмблему серпа и молота – символическое изображение союза рабочих и крестьян. Вскоре идея этого символа получила официальное признание.
В мае 1918г. Петроградская коллегия по делам искусств и художественной промышленности при отделе изобразительных искусств комиссариата народного просвещения открыла конкурс на проекты рисунков для серебряных монет, для народного флага, для народного герба, печати Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, причем в условиях этого конкурса было сказано:
«…В композиции печати СНК и ВЦИК необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики – орудия труда (например, серп и молот)».
Не хочется думать, что навсегда и бесследно пропали те подготовительные материалы, которые дали возможность А.В.Манганари создать эскизы первых денежных знаков, получивших столь высокую оценку. Весьма возможно, что они хранятся у кого-то из его родных или товарищей..
"Деньги революции". Н.Вержбицкий, Э.Медведовская. Журнал «Москва» №6 1966 г