Самое распространённое хобби на свете – это чтение. И читатели, на протяжении последних 10-ти лет вовсю пользуются преимуществами технологического процесса, в виде электронных читалок («е-ридеров»).
Коллекционирование, как хобби, находится на почётном, втором месте, и хотя коллекционеры являются более интеллектуальной, и организованной частью общества – они, до сих пор вынуждены пользоваться печатными изданиями «книг для коллекционеров» - каталогами, хотя также «заслужили» иметь в своём распоряжении продукт новой технологической эпохи.
Печатные каталоги в большинстве случаев громоздкие, и едвa появившись на свет уже морально устаревшие, не отражающие реальную картину, как в ценообразовании, так и в статистике, часто бывают моно-язычными, нo всегда субъективные. Т.е. отражающие субъективное мнение их авторов.
Составителей (авторов) этих каталогов нельзя винить за то, что преподносят свой продукт в таком неудобоваримом виде. Они следовали идеям и положениям (философии построения) придуманным более полувека назад.
******
Два великих имени: Николай Кардаков и Альберт Пик. Оба стояли у истоков современной теории построения каталогов для нумизматов. Оба жили в Берлине в 50-х годах прошлого века. (Вероятнее всего были знакомы друг с другом). Оба посылали в издательство Краузе свои идеи...
Но только одного из них – Альберта Пика - издательство Краузе выбрало в качестве основного автора системы нумерации для применения в своих каталогах.
Этому решению есть весьма логическое объяснение.
Несмотря на то, что система предложенная Кардаковым, была более прогрессивная и научно построенная (не забывайте, что Кардаков был учёным – систематиком с мировым именем, и в 1956 году его работы выдвигались на Нобелевскую премию!) - она намного опережала своё время. Она представляла собой «двухмерную» модель записи информации. Но в то время не было инструмента, который мог бы полностью раскрыть её преимущества.
В противоположность ей – «линейная» модель записи информации предложенная Альбертом Пиком – полностью ложилась в тогдашние представления. Она была намного проще в понимании, и более практичная в использовании, хотя в ней, с самого начала, были заложены «проблемы».
“Запаса прочности” системы Альбертa Пика, как и всех остальных построенных на этом принципе, в точности хватило ко времени начала широкого применения персональных компютеров и интернета - т.е. практически на 50 лет (что само по себе прекрасный результат!).
В настоящее время количество каталожной информации практически удваивается каждый год, а технологии обновляются каждые два года, и как бы хороша не была идея придуманная 60 лет назад, к сожалению, она морально устарела.
***
Вернемся к Николаю Кардакову.
Возьму на себя смелость утверждать, что одной из причин отказа издательства Краузе, послужила позиция Кардакова в вопросе «коллекционер и каталогизатор». Николай Кардаков считал, что
«коллекционер» и «каталогизатор» в подавляющем большинстве случаев - это абсолютно разные «приложения»:
“Ты можешь быть самым знаменитым коллекционером, в какой-то конкретной области коллекционирования;
У тебя может быть самая большая коллекция «этой области»;
Но это не означает, что ты можешь, и самое главное знаешь, как правильно закаталогизировать свою коллекцию”
Иногда это срабатывает на «локальных» выпусках. Но всегда приводит к плачевному результату, когда этот подход пытаются применить глобально.
Счастливым исключением из этого правила, как раз и был Альберт Пик.
В настоящее время только система Фридбергов, является исключением из правила, но она применяется иcключитeльно в Штатах.
*****
Ещё одна немаловажная проблема – это многоязычность и многозначность.
1)
Пример многоязычности. Естественно, в Китае, никто и не подумает печатать полный каталог банкнот Китая, в 15 томах, на русском языке. Но что-же делать русскоязычному коллекционеру, который собирает Китай, и кроме красивых картинoк, во всех 15-ти томах, ничего “не понимает”?
2)
Пример многозначности В разделе банкнот Мозамбикa, в случае с 10 центавос «гашеная» банкнота имеет индекс «b», а буквально через строчку, под изображением банкноты в 50 центавос, под этим же индексом обозначен разный вид подписи (печатная/рукописная). И такая «каша» повсеместно. Не только между разными каталогами, но и внутри одного и того же каталога описывающего конкретную страну.
3)
Пример многозначности и многоязычности.
Кто может сходу сказать – какая разница между этими обозначениями:
0; O; NEUF; АНЦ (Пресс); KFR; FdS; и (1)DW. Да, никакой!
Это всё обозначение одного и того же грэйда - только на разных языках мира. Если с латинским алфафитом ещё можно как-то справиться – то что делать, если под руку попался китайский, или корейский каталог, с написанием текста иероглифами?
Полный мрак, и безысходность.
***
Философия построения Э. В последнем номере журнала ИБНС была опубликована статья одного из их старейших членов, в которой он сочуственно отзывается о коллективе издательства “КРАУЗЕ”, которое по его словам, продолжает выпускать свои каталоги с присущими ошибками и прочими безобразиями, только из-за того, что когда их купил печатный концерн, то его "бухгалтера" обрезали финансирование...
Я понимаю сложность ситуации в которой оказался коллектив "КРАУЗЕ". К сожалению, в настоящее время, финансовая составляющая преобладает над тематической (профессиональной).
Но главная проблема состоит в другом.
Коллектив "КРАУЗЕ", пусть и в уменьшенном составе, продолжает пользоваться морально устаревшей системой Альберта Пика.
Да, она была превосходна в 60-х - 80-х годах прошлого столетия. В 90-х, она по прежнему была хороша, но начала сдавать свои позиции, но уже с начала -2000-х, с момента начала бурного развития ПК, она начала стремительно "падать".
Возьмите, к примеру, читателей. В настоящее время они "наслаждаются" благами цивилизации и технического прогресса, в виде "е-читалок" типа "КИНДЛ".
А почему коллекционеры не могут последовать их примеру.
Ответ очень прост.
Е-книги, это своего рода ПДФ формат. Т.е. статическая "картинка". Поэтому создать "е-читалку" было намного проще, чем "е-каталог", в котором в первую очередь, кроме "картинок", должны быть особые, динамические табличные данные.
Для того чтобы эти данные были "понятны" компъютеру необходимо было создать универсальную систему ("язык"), которая, в свою очередь, также была бы и "языком" общения между коллекционерами.
Ещё одним, немаловажным фактором, при разработке Э. было желание следовать технологическому прогрессу, и как следствие, основному правилу современной тенденции развития рынка:
“Сначала технология – потом маркетинг”Поэтому, философия применения всего комплекса Э. была построена вокруг идеи, под девизом:
«Будущее – начинается сегодня!»Нынешнее поколение коллекционеров продолжает с успехом использовать многочисленные каталоги, построенные на базе идей полувековой давности, чего нельзя будет сказать о будущих поколениях. Количество информации практически удваивается каждый год, не говоря уже о самих технологиях, которые развиваются ещё более быстрыми темпами, и им (будущему поколению) будет невероятно трудно, (а главное незачем!), добраться до истоков “вчерашнего дня”.
Согласно существующей философии построения и записи информации в каталогах для коллекционеров - даже если новый порядковый номер был каким то образом «вписан» в уже существующий ряд - то правила построения(записи) этой информации заложенные во время её разработки тут же изменяются, и к тому же результат не однозначен. Т.е. новый индекс может «выглядеть» по разному. И если представить себе ситуацию, что такая система будет действовать в течении длительного периода времени (50-100 лет), то количество такой “новой” информации может значительно превысить объём уже существующей, и докопаться до идеи построения будет практически невозможно, и в какой то момент это приведёт в тупик.
К тому же, ещё 20-30 лет назад, не говоря уже о 50-ти 60-ти, когда закладывался фундамент современных каталогов, при рассмотрении предложений возможного конечного результата необходимо было делать поправку на “человеческий фактор”. Поэтому реальные результаты очень часто отличались от желаемых.
В настоящее время, с помощью применения компютерных технологий, появилась уникальная возможность добиться максимального подобия “желаемых” и “реальных” результатов, наконец-то исключив этот фактор из списка “проблем”.
Конечно же, в такой ситуации будет уместен следующий вопрос: Что насчёт людей (которые и есть “человеческий фактор”) управляющиx этим компютером?
В этом и была самая большая проблема. Каким образом построить модель управления каталогом так, чтобы максимально исключить этот фактор?
Ответ был однозначен: СИСТЕМА.
Но не просто «система», а «УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА». Научно обоснованная, в которой нет места объяснениям типа “так общепринято …” и опиранием “на мнение …”, а где ВСЕ её компоненты систематизированы и унифицированы. Только такой подход позволяет сделать шаг вперёд, к построению настроящего «электронного каталога».
***
Раньше были печатные каталоги. Громоздкие, с кучей ошибок, и «мёртво рождённых» цен. Их многочисленность также порождала “непонимание” между коллекционерами.
Теперь появился реальный шанс иметь на руках “электронный” каталог, лишённый всех недостатков печатного, к тому же построенный на СИСТЕМЕ, позволяющий использовать его на любых электронных устройствах, и намного облегчающий понимание между коллекционерами. Другими словами – универсальный «язык общения». (Что и было отражено в названии: «СИСТЕМА ЭСПЕРАНТО»)
Ещё одно отличие - это принципиально новый подход, который позволяет максимально исключить “человеческий фактор”.
Это - особенно «больное» место, в разговоре со старыми «членами партии».
Как коллекционер – я, и вместе со мной весь Клуб, глубоко уважают их труд и знания на поприще бонистики, НО –
как каталогизатор, я не имею права основывать свои решения на чъём-то опыте и знаниях, не касающихся науки построения каталога.
Это глубоко ошибочное мнение, что
“коллекционер - он же каталогизатор”. За редчайшим исключением это не так.
На маленьком пространстве (выпуск какого-то региона, или атамана) – это действительно работает, но когда они пытаются распространить этот конкретный принцип на всё окружающее пространство - это приводит к краху.
Возьмитe, к примеру Петра Рябченко. Как
КОЛЛЕКЦИОНЕР, он сделал величайшее дело - «нашел» статистически громадное кол-во бон, и «запротоколировал» их, потратив на это десятки лет кропотливых исследований. Т.е. он сделал бесподобную работу по систематизации. Он организовал имеющуюся информацию сразу по нескольким параметрам: что, откуда, и чем отличается друг от друга. Но когда он попытался превратить это в «каталог Рябченко» - ... результат Вы знаетe
Тоже самое происходит с подавляющим большинством «великих» имён от бонистики. Но в тоже самое время, их нельзя винить за это - когда они познавали азы бонистики персональных компютеров не существовало, и они «вынуждены» были познавать всё c карандашом и стиркой в руках, и на основе имеющихся разрозненных данных.
Пятьдесят, сорок... и даже десять лет назад, подход применяемый ими был ЕДИНСТВЕННО возможным. Имея на вооружении только карандаш и бумагу – лучшего не придумаешь! Но с появлением компютеров ситуация кардинально изменилась, к сожалению везде, кроме коллекционирования. Все существующие вэб сайты для коллекционeров создают на своим страницах своего рода «псевдо-электронные» каталоги. Каждый из них дословно “переписывает” информацию заложенную в тот или иной печатный каталог на страницы своего вэб сайта. А раз «переписывает» - то в нагрузку получает все ошибки и проблемы ранее заложенные в них.
***
Ещё одна «сторона медали», о которой необходимо упомянуть.
Каждый раз, когда появляется новый каталог, его авторы считают своим долгом «облить грязью» уже существующие каталоги и их авторов.
Это, как минимум, не этично.
Такие вещи не рождаются с «помощью Фотошопа» за несколько часов. На их создание уходят годы, иногда десятки лет, и какой бы не был этот каталог несовершенный, с точки зрения его критиков, надо ВСЕГДА с уважением относиться к труду автора.
*****
Комплексным решением всех вышеуказанных «проблем» я и занимался последних 15 лет.
Результат – создание универсальной системы е-каталогов для коллекционеров - «СИСТЕМА-ЭСПЕРАНТО» (Э.)
Как я уже описал ранее - за прошедшие 40-45 лет печатания (печатного издания) каталога «КРАУЗЕ», его издатели смогли подчинить мышление подавляющего большинства коллекционеров принципам его построения. В тоже самое время он, как и все остальные, построенные по принципу используему системой нумерации Альберта Пика, является очень хорошим информативным источником, не только для начинающих коллекционеров, но и для многих с опытом.
Разработанная мною универсальная система нумерации «ИБОНС», являющаяся частью «Э.» не является «противником» (антагонистом) «Краузе», и любых других существующих на сегодняшний день печатных каталогов.
Наоборот. Она является их объединяющим началом. С её помощью можно объединить в единое информационное пространство все имеющиеся на сегодняшний день системы, и каталоги построенные на их базе.
Э. является уникальным инструментом позволяющим не только описать все существующие на сегодняшний день выпуски денежных знаков, но и органично вписать в неё
любые вновь найденные знаки а также те, которые будут выпущены позже.
Общеизвестно, что как только печатный каталог попадает на прилавки магазинов он становится «мёртворождённым». 1) Вся содержащаяся в нём информация, к моменту появления на рынке, уже безнадёжно устарела. Печатный процесс занимает от полугода и более. (В настоящее время информацию необходимо обновлять намного чаще). 2) Диктат цен – это всегда субъективное мнение его составителей, также не успевающего за изменениями на современном рынке. 3) Как и любое печатное издание (книги, журналы, каталоги) - оно постоянно теряет своего читателя.
Всех этих недостатков лишена “СИСТЕМА ЭСПЕРАНТО”: 1) Потребителю предлагается “электронный” вариант (как на СД/ДВД, так и на страницах специализированного вэб сайта) с постоянными обновлениями, по мере поступления новой информации, выраженными не месяцами ожидания, а в буквальном смысле слова - днями. 2) В «Э» полностью отсутствует диктат цен. Пользователю предоставляется полная свобода собственной оценки цeны на интересующую бону - на основе постоянно обновляемой базы данных «PRICE ADVISER». 3) Как и любое идущее в ногу со временем «электронное» издание - Э. завоёвывает всё больше и больше почитателей (типа электронных читалок, которые вытесняют книги).
«Зрительная» составляющая Э. построена с использованием системы цветового кодирования. Системы грэйдинга, и «ТИП-вариация» построены на припципе интуитивного восприятия и применения универсальных обозначений.
На базе «ИБОНС» был построен модуль «КАМЕРТОН».
Применение этого модуля - как основы постороения вэбсайта позволяет не только оптимизировать все возможные задачи в.с., но и коренным образом улучшить «ПОИСК», и фактически заменить эту функцию. В новом поколении вэбсайтов для коллекционеров данной кнопки вообще нет - её с успехом выполняет КАМЕРТОН. Этот модуль, в буквальном смысле слова, позволяет «настроить» вэб сайт на максимально эффективную работу. Нет больше надобности громоздить постоянные апгрэйды для разных составляющих, и потом мучительно «переписывать линки». КАМЕРТОН в одиночку, справляется со
ВСЕМИ задачами. И к тому же его не надо обновлять.
Подводя итог хочу отметить, что Э. кроме того что она является ПЕРВОЙ универсальной системой построения е-каталога для коллекционеров, также является своего рода универсальным «языком общения» коллекционеров. Следуя принципам построения универсального языка Эсперанто, я старался взять из различных «языков общения» коллекционеров, т.е. каталогов, всё самое лучшее и прогрессивное. Я надеюсь, что применяя принципы построения заложенные в Э. коллекционеры наконец то смогут забыть про языковой барьер.
Список лиц и организаций которым я хочу высказать слова благодарности за помощь в разработке «Системы-Эсперанто» граничит с бесконечностью, но первым в этом списке по праву находится Николай Кардаков. Его видение, и не побоюсь этого слова – гениальность систематика, намного опережавшие время в котором он жил, наконецто нашли своё воплощение в каталожной системе разработанной в 21-м веке.
Также Оуэну Линцмаеру - за его “Banknote Book” которая является прорывом в идее построения системы нумерации, и построение первой «не линейной» системы нумерации.
Особые слова благодарности Гарри Сайнту, автору сайта «Нумизмондо», и Корне Аккерману (аукционный дом «Аккерман») за их видение, веру и подержку моего проекта на всех стадиях его развития.
Среди создателей вэб сайтов для бонистов, не могу не отметить Алексея Гладкова (Клуб Бонистика), Антона Путятина (Вэбэррор) и Павла Соболева (Фохнот).
И в заключение, многочисленные слова благодарности всем коллегам по «бонистическому» цеху, которые своими «критическими» замечаниями и советами внесли вклад в мой проект.
Персонально, среди русскоязычных коллег (по алфавиту): Алексей Авчухов, Алексей (Rast), Алексей (PAV), Александр (Мангол), Александр Баранов, Александр Голдберг, Александр Кузнецов, Анатолий Шишкевич, Андрей Самарин, Вадим Тисленко, Владимир Дьяков, Геннадий Копейкин, Дмитрий Архипов, Дмитрий (ДИМАН), Дмитрий Загоренко, Дмитрий Невмывако, Илья Бабичев, Кадюня, Михаил Истомин, Олег Лещенко, Роман Леонов, Рольф Майзингер, Сергей Гирик, Федот Федотыч, ALEXst, Bongeld, Dimitri, Igor, NUMIZZZ, Norum, и Mirage.
Среди англоязычных коллег: Альберт Пик; далее по алфавиту: Алан Тов, Анил Бохора, Боб Беднар, Дон Кливленд, Джэймс Дауни Дж., Джо Боулинг, Мади Всейсо, Кайл Маттерс, Пабло Ч., Питер Саймес, Рон Ричардсон, Сев Онишкевич, Стив Феллер, и Ховард Даниэл III.
С уважением
Дмитрий Литвак,
Автор «Система-Эсперанто»
Президент "ISES" (Международный Клуб Коллекционеров)
Нью-Йорк, 2014