Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Газета « Кузбасс»  (Прочитано 4171 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Газета « Кузбасс»
« : Ноябрь 20, 2012, 14:18:18 »

ВРЕМЯ и ДЕНЬГИ   

03.08.2012        17:31    

Чем хуже жизнь – тем больше денег. Справедливость этой, на первый взгляд, парадоксальной закономерности давно уже вывел коллекционер из Кемерова Геннадий Рогов. Известный своими достижениями в бонистике (Геннадий Иванович одним из первых в стране был награжден правительственной медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России»), он не просто собирает дензнаки, а еще и пишет научные исследования о них. Каталог «Денежные знаки Кемеровской области», изданный им за свой счет, стал настоящим раритетом. Библиотекам, музеям, да и просто коллегам он раздарил половину тиража. А потом узнал: кое-кто из знакомых продает эту книгу как библиографическую редкость. Уходит влет!



Исследования Рогова, посвященные кузбасским деньгам, подтверждают: в самые напряженные времена (например, период Гражданской войны или постперестроечные 90-е) обилие и разнообразие купюр, имеющих хождение среди наших сограждан, просто не знало предела. Едва ли не каждое предприятие имело свою валюту. По некоторым подсчетам, только с 1990-го по 2007 год в Кемеровской области было выпущено около 2000 экземпляров частных денежных знаков, имевших оборот в 155 организациях и учреждениях.
 Например, в коллекции Рогова есть валюта школы № 94. Такие талончики с надписью «молодец» и размером оплаты в 80 или 100 баллов, отшлепанные на ксероксе, выдавались детям за участие в субботниках, уборку помещений и др. В школьном магазине на них можно было приобрести ручки, карандаши и прочую канцелярию.



- А вот я вижу в вашей коллекции денежку «1 тулей». Это что?
 - Это купюра 1991 года. Отдел культуры Кемеровского горисполкома проводил тогда проектно-деловую игру «Культура города в новых условиях хозяйствования». Наиболее успешные участники набирали эти боны. Потом отоваривали их в магазине, открытом там же, в рамках игры.
 К слову сказать, свежевведенные дензнаки часто получали названия по имени руководителя предприятия, на котором они вводились. Например, Юргинский машзавод выпустил в 1997 году талоны для расчета в магазинах и столовых стоимостью в 1000 и 5000 рублей, но без указания номинала. Купюры, отличавшиеся только цветом, работники завода тут же прозвали «есауловками» (по фамилии директора завода В.Н Есаулова). «Степашками» называли талоны Киселевской обувной фабрики – по имени директора Степана Степановича Креховца…
Понятно, что период задержки зарплат, времена бартера и расчетов с сотрудниками собственной продукцией вынуждал предприятия идти на такие ухищрения… На некоторых купюрах даже надпись есть – «зарплата».



- А вот какие красивые денежки! Это что?
 - Кузбассчеки. Это – билеты бестиражной лотереи Кемеровской области. То есть когда-то они были напечатаны для лотереи, а потом, в 1992 году, их распределяли среди семей с новорожденными детьми и среди беременных женщин, чтобы они могли по этим «кузбассчекам» получать в специально определенных магазинах продукты питания и дет-ские смеси. Один чек отоваривался на сумму в 250 рублей.
 Боны времен перестройки вообще имеют очень разнообразный вид. В кемеровской автоколонне № 1962, к примеру, «талоны внутрихозяйственного пользования», как они тут назывались, закатали в пластик: чтобы не истирались, не истрепывались от грязных шоферских рук.

- Получается, чем тревожнее время – тем больше разнообразных валют в народе функционирует. А при стабильных временах и деньги скучные, все одинаковые.
 - Да, и покупательная способность их практически не меняется. Вот он, советский рубль. Я на такой во время студенчества три раза пообедать в столовой мог.
 А вот когда в 1963 году в нашей стране разразился продовольственный кризис, в Кемерове гражданам стали выдавать так называемые «приглашения» на покупку муки к праздничным дням. В это время в совхозе «Зенковский» Прокопьевского района и в «Безруковском» Новокузнецкого руководители попытались ввести свои талоны, вроде тех, что имели хождение четверть века спустя, в перестройку. Но в 60-е годы за несанкционированный выпуск «собственных денег» их привлекли к уголовной ответственности!

- Любопытно, а в перестройку валюту разных предприятий можно было обменивать одна на другую?
 - Я такие случаи не знаю. Но вот обратите внимание на эту надпись, видите? «Талон №… Для расчетов со служащими Кульчугинского райотделения… 3 рубля по овсяному курсу». Как думаете, что за «овсяной курс» такой? А я объясню. Эти талоны, выпущенные в 20-х годах прошлого века, уже не обеспечивались золотым запасом. Но власти же должны были как-то гарантировать надежность! Считать эквиваленты. Вот и ввели этот «овсяной курс». Очевидно – запасы овса в закромах района. В других регионах, бонисты это хорошо знают, в 1918 году были дензнаки, обеспеченные «табачным акцизом» и даже «опиумным запасом».
 - Овес как энергоноситель. Нормально! У нас сейчас есть же такое выражение – нефтедоллары. Твердая валюта. А тогда транспорт был преимущественно гужевой… Вместо бензина – овес.
 Вообще замечательно, что деньги – это такая странная, мифическая субстанция: они имеют отношение ко всему. Они отражают время – как язык или мода. В Древнем Египте храмовые проститутки – жрицы богини Иштар – использовали денежные расчеты как символ общения с «высшими силами». Индейцы Южной Америки считали, что серебро – экскременты луны, а золото – экскременты солнца. Кстати, во многих цивилизациях соотношение цены серебро-золото равнялось соотношению лунного месяца и солнечного года. Так что и с астрономическим календарем, с самой основой мироздания деньги как-то таинственно связаны.



А еще с чем?
 - С искусством. Взгляните на купюры первых лет советской власти – видите, портреты красноармейца, рабочего? Это работы известного художника Ивана Шадра. Он специально ездил по деревням, искал новые типажи, лица новых хозяев жизни. Порой они у него такими забавными выходили! Чрезвычайно натуралистичными.
 А вот трехрублевую купюру выпуска 1924 года в народе прозвали «ленивцы». Видите, на ней изображены рабочий и колхозник, лежащие – голова к голове — за чтением книги.
 Деньги, имевшие в 20-е годы хождение на севере России, в Архангельской области, рисовал художник Сергей Чехонин. Их называли «моржовки»: тут, по краям купюры, два моржа изображены.
 А вот бумажные «Две копейки», выпущенные для лагеря особого назначения ОГПУ. Посмотрите на просвет. Водяные знаки в виде тюремной решетки!

- А какие купюры вы считаете самыми красивыми?
- С портретом Екатерины Второй 1898-го и 1910 года выпуска, и с портретом Петра Первого – 1898-го и 1912 годов. Их можно рассматривать просто как произведения искусства – такая тонкая работа!

- Да, не подделать, наверное…
 - Вообще-то фальшивомонетчики умели подделывать все. У меня в коллекции есть фальшивки – некоторые поражают остроумием! А некоторые – полной тупостью изготовителей. Например, нарисовал один фальшивку и поставил год выпуска – 1931. А того, глупец, не знал, что в 1931-м эмиссии не было, купюры такие только в 1932 году печатали.
 Или вот забавная фальшивка – 500 рублей. Толстенькая такая, да? Потому что склеенная из двух бумажек. А чтобы на просвет читались якобы «водяные знаки», они там простым карандашом наведены.
 - Цены, как я понимаю, нет вашей коллекции! И для оперативников, и для музейщиков – просто клад.

Вас вообще деньги любят?
 - Да. Думаю, да.

- А вы их?
 - Скорее – платонически. Мне их изучать, рассматривать интереснее, чем ими пользоваться. «Керенки», условно говоря, меня волнуют больше, чем современные дензнаки. И потом, я – не Плюшкин, меня коллекционирование как таковое не очень-то увлекает. Мне интереснее все знать про свои экспонаты: сколько просуществовали? что на них можно было купить? кто их такими придумал и почему?

- А как вы вообще бонистикой увлеклись? Вы кто по профессии-то?
 - Окончил политехнический, но всегда очень интересовался отечественной историей. Работал на механическом заводе, потом довольно долгое время был на партийной работе, потом в администрации области, потом – 17 лет – в Центробанке.

- Ага, вот оно откуда!
 - Да нет, в банке я с финансами связан не был — управление безопасности возглавлял.

- И тем не менее скажите мне, как человек, который все знает про деньги: что надо делать, чтобы они у тебя водились?
 - Поверье такое есть. Найдите купюру, номер которой оканчивается датой вашего рождения. И носите ее постоянно с собой.

- Вы носите?
 - А как же? Вот она у меня, сейчас покажу, за корочкой паспорта…

Фото Федора Баранова.
Записан

NUMIZZZ

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +26/-0
  • Сообщений: 166
    • Просмотр профиля
Re: Газета « Кузбасс»
« Ответ #1 : Ноябрь 20, 2012, 19:18:57 »

Landser, Огромное спасибо за интересный пост!
Записан

Рольф Майзингер

  • Прохожий
  • *
  • Отзывы +26/-0
  • Сообщений: 45
    • Просмотр профиля
Re: Газета « Кузбасс»
« Ответ #2 : Ноябрь 21, 2012, 12:57:53 »

Очень интересный материал! Но вот тут по-моему закралась махонькая ошибка.


 В Древнем Египте храмовые проститутки – жрицы богини Иштар – использовали денежные расчеты как символ общения с «высшими силами».

Иштар - это богиня древнеиранская. Достаточно вспомнить знаменитую достопримечательность Пергамского музея в Берлине (вывезенную с Ближнего Востока) - ворота богини Иштар.

Записан

AlterRub

  • Ветеран
  • *****
  • Отзывы +423/-0
  • Сообщений: 2 001
    • Просмотр профиля
Re: Газета « Кузбасс»
« Ответ #3 : Ноябрь 21, 2012, 13:49:59 »

Очень интересный материал! Но вот тут по-моему закралась махонькая ошибка.
Иштар - это богиня древнеиранская. Достаточно вспомнить знаменитую достопримечательность Пергамского музея в Берлине (вывезенную с Ближнего Востока) - ворота богини Иштар.
И здесь небольшая ошибка. :)
Иштар (Астарта) - богиня плодородия в Месопотамии, к Ирану отношения не имеет.
Ворота в Берлин привезены из Вавилона.

Записан

Рольф Майзингер

  • Прохожий
  • *
  • Отзывы +26/-0
  • Сообщений: 45
    • Просмотр профиля
Re: Газета « Кузбасс»
« Ответ #4 : Ноябрь 21, 2012, 21:15:29 »

Очень интересный материал! Но вот тут по-моему закралась махонькая ошибка.
Иштар - это богиня древнеиранская. Достаточно вспомнить знаменитую достопримечательность Пергамского музея в Берлине (вывезенную с Ближнего Востока) - ворота богини Иштар.
И здесь небольшая ошибка. :)
Иштар (Астарта) - богиня плодородия в Месопотамии, к Ирану отношения не имеет.
Ворота в Берлин привезены из Вавилона.



Надеюсь, мы с вами не будем сейчас на эту тему копья ломать :-) Всеж тема здесь несколько другая... Однако, на ваше замечание отвечу.

1. Месопотамия это даааалеко не Египет! А аккадцы, шумеры, вавилоняне и ассирийцы - все это, как ни крути, предки современных иранцев и иракцев. А значит Иштар можно запросто "обозвать" древнеиранской богиней :-)

2. Вавилон находился на территории сегодняшнего Ближнего Востока. И ворота Иштар вывозили тогда уже, кстати, не из Вавилона, а из Ирака.
Записан