Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Водяной знак"  (Прочитано 7024 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
"Водяной знак"
« : Декабрь 06, 2012, 15:01:31 »

МЕДАЛЬЕР, ПЕЧАТАВШИЙ КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ



Якоб Рейхель делал деньги и на Монетном дворе, и в Экспедиции заготовления государственных бумаг


В этом году исполняется 225 лет со дня рождения Якоба (в России его называли Яковом Яковлевичем) Рейхеля – медальера, коллекционера и ученого, первого вице-президента Археологическо-нумизматического общества. Личность Рейхеля для «Гознака» уникальна: был период, когда он являлся управляющим типографическим (печатным) отделением Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) и одновременно числился в штате Монетного двора и получал здесь жалованье. Рейхель стал связующим звеном между двумя предприятиями, которые через много лет вошли в объединение «Гознак». Общий стаж работы его на Монетном дворе и в Экспедиции составил 54 года. Хранит благодарную память о Якове Яковлевиче и Эрмитаж, который приобрел его богатейшую коллекцию русских, западноевропейских монет и медалей. Такое приобретение почти вдвое увеличило русскую часть нумизматического собрания Эрмитажа и пополнило его редкими и уникальными образцами.

По стопам отца

Отец Рейхеля, Иоганн Якоб, медальер Варшавского монетного двора, в 1801 году, оставив семью в Варшаве, приехал в Санкт-Петербург. Это было не первое его путешествие за границу. В 1780 году, когда родился сын Якоб, он был направлен польским королем Станиславом Августом Понятовским в Бахчисарай для усовершенствования монетного дела. Об этом короля просил хан Шахин Гирей.

В Санкт-Петербурге Рейхель-старший устроился на работу на Монетный двор, но, не приступив к ней, неожиданно умер в возрасте 53 лет. Все заботы о матери, двух сестрах и двух братьях легли на плечи старшего сына — Якоба. Тяжелое материальное положение семьи заставило Рейхеля-младшего вслед за отцом отправиться в Санкт-Петербург. Первое время он занимался гравированием штемпелей для пуговиц и миниатюрной живописью. В феврале 1802 года он был принят на работу на Монетный двор, где так и не успел поработать его отец. На работу он был принят в «звании медальерного студента». Практические навыки будущей работы Якоб получил еще от отца, а теоретические — при обучении в Академии наук в Варшаве. Официально Рейхель получил должность медальера Санкт-Петербургского монетного двора только через шесть лет работы.

Можно предположить, что у молодого Рейхеля были влиятельные покровители, или, выражаясь современным языком, серьезные спонсоры. Иначе трудно объяснить многие факты из жизни Якоба. Во-первых, например, на какие средства он с братом уехал стажироваться во Францию и Италию на год и четыре месяца, являясь единственным кормильцем большой семьи? Вояж за границу осуществлялся за его счет. Во-вторых, почему его не уволили с работы, хотя его непосредственный начальник в период его отсутствия ходатайствовал об этом и даже по этому делу была составлена записка для доклада министра финансов Д. А. Гурьева Александру I? Но и после поездки Рейхель продолжил работу на Монетном дворе.

По мнению специалистов, работы Рейхеля ничем особо не отличались от работ других медальеров Монетного двора. В настоящее время сохранилось около 10 подписных работ Якова Яковлевича. В числе их и медали-премии для воспитанников Царскосельского и Демидовского лицеев. Рейхелю приписывают и выполнение рисунка к константиновскому рублю. О загадочных, почти детективных историях, связанных с этой знаменитой монетой, одним из участников которых был Рейхель, «Водяной знак» уже писал (№ 2, 2003 год).



По рекомендации Бетанкура

В 1816 году Августин Бетанкур представил Александру I план устройства нового заведения «для делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг». Оно должно было состоять из правления и двух отделений: 1-го — «по заготовлению бумаги» и 2-го — «типографического». Августин Августинович пригласил к себе в помощники по устройству нового заведения, которое позже назовут Экспедицией заготовления государственных бумаг, Рейхеля. Он же рекомендует Якова Яковлевича и на должность управляющего 2-м отделением и члена правления. Удивительно, что на такой высокий пост был приглашен человек, не имевший никаких чинов и званий! Уже после, одновременно с назначением на работу Рейхелю было присвоено звание титулярного советника.

Руководство Экспедицией осуществлялось управляющим и двумя членами правления. Управляющего назначал император по представлению министра финансов, членов правления — только сам министр финансов. Согласно утвержденному штату, управляющий получал 4000 рублей, а члены правления — по 3000 рублей в год. Для того чтобы представить заработную плату руководящего состава того времени, можно привести следующую справку: сюртук, брюки и фуражка для рабочего стоили 40 рублей. Таким образом, на годовой оклад управляющего можно было одеть 100 мужчин. Мастерам платили в среднем 500–700 рублей в год.

По имеющимся данным, в Экспедиции в 1820 году работало 38 мастеров и подмастерьев, из них во 2-м отделении — 24 человека. В их число входили: граверный мастер, его помощник, гравер, резчик, мастер печатания и другие. В основном это были иностранцы, принятые на работу по рекомендации Бетанкура.



Как Рейхель управлял

Рейхель, являясь управляющим 2-м отделением, должен был отвечать за прием бумаги из 1-го отделения, за печатание и штемпелевание бумаги, за передачу отпечатанных листов в правление и составление отчетов. Кроме того, ему был поручен контроль за приемом необходимых для печати материалов, за нормальной работой всего оборудования и за успешным выполнением работ во вверенном ему отделении. Нумерование ассигнационных листов проводилось уже в правлении в присутствии его членов.

Яков Яковлевич изучил печатное дело в совершенстве (для этого он посетил лучшие предприятия в Европе), был в курсе всех передовых технологий. Не было машины в печатном отделении, с работой которой он был незнаком. Каждое утро он обходил вверенное ему хозяйство, проверял работу не только учеников, но и мастеров. Все с благодарностью пользовались его советами и опытом. Знавшие Рейхеля отмечали его жесткий, но прямой характер. Стоило кому-то из подчиненных сказать только: «Я пожалуюсь Якову Яковлевичу», чтобы разом прекращались всякие ссоры. Министр финансов Е. Ф. Канкрин, характер которого был очень похож на характер Якова Яковлевича, особенно любил и ценил Рейхеля. В 1837 году он назначил его чиновником по особым поручениям. На этой должности, которую он выполнял помимо основных обязанностей, Яков Яковлевич состоял до 1845 года.

С момента появления и всегда Экспедиция стремилась использовать все новинки отечественной и зарубежной техники. Почти все способы печати были опробованы в мастерских 2-го отделения. ЭЗГБ в печатном деле достигла такой высоты, какая только была возможна при скудных технических средствах того времени. Особой тонкостью отличалась ручная гравюра для ассигнаций, граверные работы были выполнены на более высоком уровне, чем при печатании ассигнаций в Сенатской типографии (там печатались ассигнации до строительства Экспедиции, позднее она вошла в ее состав). Главным недостатком печатных изделий ЭЗГБ того времени можно было считать лишь резкую разницу в отчетливости и чистоте первых и последних оттисков каждого стереотипа. Рисунки, по которым выполнялись оригинальные штемпеля для денежных знаков, не отличались особым изяществом. На ассигнации изображался двуглавый орел с император­ской короной и московским гербом в остроконечном щите и держащий в когтях лавровый венец, молнию и факел.

В 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа. На всем пространстве империи единственной монетной единицей был признан серебряный рубль. Бумажные деньги обменивались на рубль по определенному курсу. Были выпущены взамен ассигнациям государственные кредитные билеты.

В успешном проведении реформы большая заслуга принадлежала Экспедиции, а в печатании кредитных билетов — управляющему 2-м отделением Рейхелю. Под его руководством впервые в мире была освоена техника гальванопластического копирования и размножения клише для печати. По словам изобретателя гальванопластики Бориса Семеновича Якоби, именно в ЭЗГБ эта технология получила первое промышленное применение.

В первые годы своего существования ЭЗГБ изготавливала ценные бумаги только по заказу правительственных учреждений. Позднее она стала брать заказы и от частных обществ и даже отдельных лиц. Впервые в Экспедицию обратились с частной просьбой напечатать бумаги для учреждавшегося тогда «Российского страхового от огня общества». За разрешением управляющий ЭЗГБ князь Хованский обратился к Канкрину, и оно было получено. В 1825 году в заведении для выполнения чисто типографских работ по правительственным и частным заказам была учреждена особая типография.

Сначала в ней работали мастера и рабочие Экспедиции в свободное от работы время, за работу они получали дополнительное вознаграждение. Позднее для работы в этой типографии были взяты дополнительно специалисты. Типография давала значительный доход, который, опять же с разрешения министра финансов, распределялся для награждения рабочих и служащих. В типографии имелись высококачественные образцы разнообразных шрифтов: греческого, готического, славянского, славяно-русского, арабского и многих других. Имелись особые шрифты для точной передачи монетных надписей типографским способом. Эта типография долгое время являлась единственной для печатания археологических источников. В этой же типографии печатались 9 томов каталога рейхелевского собрания монет и медалей (10-й том остался в рукописи).

Под руководством Рейхеля были напечатаны: «Сочинения Жуковского» (1834 г.), «Басни Крылова» (1835 г.), первое посмертное Собрание сочинений А. С. Пушкина и другие периодические издания.

Рейхель, занимая в ЭЗГБ высокий пост, никогда не забывал о том, что недавно сам являлся кормильцем семьи с тяжелым материальным положением. Среди архивных документов сохранились многочисленные прошения Якова Яковлевича о поощрениях детей за усердие в работе, о назначениях пенсий вдовам и детям умерших мастеровых. Он пишет ходатайства о перечислении некоторых рабочих за их проявленное усердие и искусство из обязанных (крепостных) в звание вольнонаемных.



Первые марки вышли комом

1 мая 1858 года впервые в России была введена в обращение первая русская почтовая марка. Подготовка к ее изданию продолжалась несколько лет. Яков Яковлевич очень серьезно занимался этим вопросом. Он писал министру финансов о том, что для производства марок в Экспедиции нужно дополнительно иметь три помещения, в которых должны работать 12 мастеров, 3 переплетчика и 1 счетчик. Руководить новым для ЭЗГБ делом должен опытный мастер, хорошо знающий печатное дело. Яков Яковлевич планировал закупить новое оборудование. Им даже было продумано использование особого клея, хорошо соединяющего марку с конвертом, чтобы она без повреждения не отрывалась. Это предотвратило бы повторное использование марок.

Первоначально планировался выпуск марки круглой формы с перфорацией вокруг рисунка. Яков Яковлевич разработал эскизы марок. Гравер Экспедиции Кирхнер выгравировал два штемпеля для печатания марок. Рисунок одного из них представлял голову Меркурия, считающегося покровителем почты, а на втором был изображен герб Почтового департамента с двуглавым орлом и почтовыми рожками. Позднее со штемпелей были сделаны пробные оттиски различного цвета. Наклеенные на конверты и погашенные штемпелем-прессом, они были переданы 13 июня 1856 года министерством финансов Почтовому департаменту.

Проект первых марок круглой формы не утвердили, эти марки не были изданы и остались в истории знаков почтовой оплаты России неосуществленным проектом, но об этом Рейхелю не суждено было узнать, и он не увидел первую русскую марку. Умер Яков Яковлевич 30 октября 1856 года.

Незадолго до смерти Рейхель был направлен за границу. Предполагалось серьезное переоборудование Экспедиции. В Германии, Бельгии, Франции и Англии он должен был ознакомиться с работой лучших бумажных фабрик, механических заводов и типографий.

В области производства бумаги он должен был обратить внимание на способы варки и отбелки сырья, способы размола волокнистых полуфабрикатов, их очистки. «Ему рекомендовалось вникнуть в производство машинной бумаги и удостовериться на опыте» о возможности получения качественной бумаги с водяным знаком непрерывным способом. В печатном деле Рейхелю предлагалось «не упустить из виду того, что может клониться к улучшению последнего». Якову Яковлевичу была выделена солидная сумма — 4000 рублей на путевые издержки, то есть командировочные расходы. Он был снабжен всеми сведениями и чертежами, которые могли быть ему полезны для исполнения возложенного поручения. Якову Яковлевичу давались широкие полномочия. Познакомившись со всеми новыми достижениями в области производства бумаги и полиграфии, он должен был «сообразить, что из новых открытий и улучшений, т. е. машин и аппаратов, может быть сделано в России, а что необходимо заказать за границей и чего это будет стоить с доставкой, установкой». Ему предоставлялось право приглашать на службу специалистов, которые могли участвовать в реконструкции ЭЗГБ.

Задание было чрезвычайно ответственным, выполнение его во многом определяло будущее Экспедиции, и справиться с ним мог только такой специалист высочайшего класса, каким был Рейхель. Сопровождал его в поездке племянник Алексей Рейхель, он и сообщил в Экспедицию о смерти дяди в Брюсселе от тифозной горячки.

Рейхель никогда не был женат, не принял российского гражданства на протяжении всей своей жизни, хотя это делало большинство проживавших в России иностранцев. Яков Яковлевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском лютеранском кладбище.



Медальер, коллекционер, ученый

Работа в Экспедиции позволила Рейхелю сделать блестящую карьеру. Не имея никаких званий до службы в ЭЗГБ, за 25 лет работы в ней он дослужился до звания действительного статского советника. Современному читателю это мало о чем говорит, но при переводе на военные чины царской армии это соответствовало бы чину генерал-майора. За плодотворную работу Яков Яковлевич много раз награждался, в том числе и орденами Св. Станислава 1-й степени и Св. Анны 1-й степени. Работа в Экспедиции принесла ему и высокое материальное благосостояние. Кроме высокого оклада, он получал и солидные премии за усердие при выполнении многих ответственных работ.

Полученные деньги Яков Яковлевич вкладывал в коллекционирование античных, а затем русских и западноевропейских монет и медалей. Нумизматика стала для него подлинной страстью и делом всей его жизни. Он начал заниматься этим делом в 1820-е годы. Яков Яковлевич писал: «Я мало тратил на женщин и на карты, а берег деньги на покупку монет, и это мое лучшее утешение в старости». Рейхель покупал интересовавшие его медали и монеты у многих известных российских собирателей, а также на зарубежных аукционах по всей Европе. Нумизматическое собрание Рейхеля получило мировую известность благодаря опубликованным в 1842–1850 годах девяти томам каталога. За исключением двух томов, он был автором этого научного труда.

В 1851 году Эрмитажем было куплено у Рейхеля прекрасное собрание русских монет и медалей в количестве 4712 экземпляров. После смерти Якова Яковлевича, в 1857 году Эрмитаж приобрел у наследников оставшуюся часть его коллекции. Так сбылось пожелание нумизмата о «том, чтобы собрание сих редких монет сохраняемо было в Императорском Эрмитаже, где они в целости сбережены будут…»

Кстати, медальеру Рейхелю удалось еще при жизни увидеть себя изображенным на медали. В 1851 году его друзья заказали медаль. С одной ее стороны в центре была изображена голова Я. Я. Рейхеля (работы П. Х. Пфейффера). С другой — помещался двупольный герб с изображением в верхней части отвеса, а в нижней — скалы среди волн. На медали имелась подпись на латинском языке: «В честь лучшего исследователя монет — друзья, 1851».

Рейхель входил в состав Археологической комиссии, был одним из вице-президентов Петербургского археолого-нумизматического общества. Он был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, он автор более десяти научных статей по русской и западноевропейской нумизматике.

В 2002 году была выпущена памятная медаль выставки Государственного Эрмитажа «Якоб Рейхель — медальер, коллекционер, ученый». На одной стороне медали был изображен Я. Я. Рейхель на фоне здания Петербургского монетного двора и винтовой монетный пресс-балансир. С другой стороны медали — здание Нового Эрмитажа и над ним летящий коронованный двуглавый орел с перунами, молниями и лавровым венком в лапах.

Ольга Воробьева, заведующая музеем Санкт-Петербургской бумажной фабрики

№ 10 (30) октябрь 2005   


© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/30/584.htm
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля

ВОДЯНОЙ ЗНАК: ОТ РУЧНОГО ОТЛИВА ДО БАНКНОТНОЙ БУМАГИ

И. А. Мочалов, технический директор объединения «Гознак» с октября 1994 г. по ноябрь 1999 г.


Рассказ о самом известном защитном признаке – водяном знаке – мы начали в прошлом номере журнала. Тогда мы планировали уложиться в две публикации: одна – про историю, вторая – про современность. Однако по мере подготовки материала стало очевидно, что двух публикаций – явно недостаточно. И если в прошлом номере мы рассказывали о художественной стороне этого удивительного ремесла, то сегодня, продолжая разговор о водяных знаках, мы предлагаем вам познакомиться с тем, как получают водяные знаки в бумаге.

Классика жанра

Существует четыре классических способа получения бумаги с водяным знаком:

1. Ручным черпанием посредством специальной формы, сетка которой имеет узор воспроизводимого водяного знака. Это самый древний способ, зародившийся на заре производства бумаги в Европе. Он известен с 1276 года и родился в Италии. На Ленинградской бумажной фабрике Гознака участок ручного отлива существовал до 1975 года.

2. Машинным способом: с помощью черпально-листовых машин, осуществляющих формование листа способом, аналогичным ручному черпанию. Почти одновременно появились черпально-листовые машины Дюпона и Зембрицкого.

3. На круглосеточных бумагоделательных машинах. На сетке цилиндров таких машин нанесен методом штамповки и/или закреплен филигранный узор для получения бумаги с водяным знаком. При этом знак формируется одновременно с формованием бумажного полотна.

4. На столовых бумагоделательных машинах. При этом способе производства водяной знак наносится на формирующуюся, совершенно сырую (сухость 4–6 %) бумажную наслойку с помощью сеточного валика – дендироля, на поверхности которого нанесен узор методом штамповки сетки или с помощью прикрепленных элементов филиграни.

Дендироль – слово английское. С помощью вращающегося сеточного цилиндра, располагавшегося между отсасывающими (сифонными) ящиками на сеточном столе, получали бумагу с более ровным просветом. Получалась красивая – «франтоватая» бумага.

По-английски франт – dandy, дэнди. Отсюда и появилась название дендироль. По-французски определение подобного качества звучит так: эгутер от eqoutter – отжимать, разравнивать, т. е. разравнивающий способ. Поэтому в русской транскрипции мы чаще слышим – ровнитель.

Имитации водяных знаков

Все другие способы получения различных водяных знаков на бумаге лишь их имитируют, поэтому их нельзя смешивать с подлинными водяными знаками, получаемыми при формовании бумажного листа.

Из способов, имитирующих водяной знак, можно упомянуть следующие:

– в 1873 году Консоль и Монгольфье применили способ имитирования водяного знака на первом или втором сушильном цилиндре буммашины методом прессования – малетирования. Осуществлялось это с помощью бронзового гравированного вала с нанесенным рисунком водяного знака, который оставляет на еще влажной поверхности бумаги четкие, но только светлые элементы.

Позднее перенесли малетирование в прессовую часть, установив привод на малетный пресс.

– в 1891 году У. Экк, основатель завода по изготовлению суперкаландров в Германии, применил способ получения знака на сухой бумаге, при некотором ее увлажнении перед пропуском через вальцы, на одном из которых выпукло нанесены элементы водяного знака.

Такими способами получается только светлый водяной знак – имитация филиграни.

Истинный водяной знак получается непосредственно в процессе формования бумажного полотна. Техника изготовления водяного знака существует уже семь столетий. Она постоянно совершенствовалась, улучшалась на базе техники филиграни.

А в 1818 году в России на бумажной фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг изобрели способ получения многотонового водяного знака (впоследствии с плавными полутоновыми переходами) с помощью штампованной сетки. Наступила новая эра защиты банкнот и ценных бумаг.

Без малого два столетия существует и совершенствуется этот способ изготовления водяных знаков. И сегодня он остается очень важным публичным способом защиты, создающим визуально контролируемый признак подлинности банкнот и ценных бумаг.

Тона и полутона

Технология изготовления штампов для получения полутоновых портретных водяных знаков была доведена в ЭЗГБ до высокого уровня. В конце 30-х годов девятнадцатого века замечательным российским физиком и электротехником Б. С. Якоби в ЭЗГБ была создана первая в мире гальванопластическая мастерская для размножения медных штампов.

В лаборатории изготавливали штампы, которыми производили тиснение на сетке, а затем с помощью этой сетки получали водяной знак на бумаге. Также с помощью гальванопластики впервые в мире в ЭЗГБ началось изготовление печатных железных форм для металлографской печати.

Разработанная Б. С. Якоби технология получения форм для штамповки сеток гальваническим способом широко применялась во всем мире с определенными техническими усовершенствованиями до конца двадцатого столетия. На некоторых бумажных фабриках в мире она, возможно, существует и до сегодняшнего дня.

Первоначально штемпель для изготовления клише вырезался из дерева в увеличенном размере. Затем с помощью копировально-гравировального станка c пантографом делали на металле его уменьшенную копию, с помощью которой и штамповалась сетка. В связи с тем, что бумага отливалась в то время только ручным способом, при котором она усаживалась одинаково в двух перпендикулярных направлениях, штамп заранее не деформировался под неравнозначную деформацию бумаги.

Потребность в этом возникла в конце 90-х годов ХIХ века, когда появилась технология получения водяного знака (прежде всего – портретного) на бесконечном полотне круглосеточной бумагоделательной машины.

Рождение литофании

По мере усложнения водяного знака, особенно после появления необходимости получать портретный водяной знак, повторяя печатный сюжет на ассигнациях, а также в ходе совершенствования гальванических процессов была создана технология, при которой основной, исходный штемпель гравировался вручную на воске. При этом полностью воспроизводили изображение, например портрет.

Такой восковой штемпель называли «литофания». Литофанию графитировали, т. е. наносили токопроводящий слой графита. Затем гальваническим способом наращивали на восковую литофанию медное отложение. Получалась матрица, с которой гальваноспособом получали отложение в виде медного штемпеля.

Далее уже шел известный процесс – копировально-гравировальный станок с пантографом, уменьшая изображение на штемпеле до требуемого размера, гравировал вращающейся тонкой фрезой на латуни или стали штамп – оригинал. С него делалась медная гальванокопия – рабочий штамп и контрштамп, с помощью которых штамповалась сетка. Такая технология, с определенными элементами усовершенствования существовала до 90-х годов XX столетия.

Технология ручного отлива

Прекрасные работы мастеров-бумажников, которые были показаны на страницах предыдущего номера журнала, были получены способом ручного отлива бумаги, которого нет в России уже более 30 лет.

Принцип ручного отлива, при всей своей внешней простоте, на самом деле – достаточно серьезное дело. Освоение ручного отлива бумаги – большая школа и практика получения высокохудожественных водяных знаков. Это возможность проведения различных экспериментов по совершенствованию работы над водяными знаками без дорогих затрат, связанных с выходом на промышленную машину. Но главное – в процессе ручного отлива можно ясно видеть четкий алгоритм получения бумаги с водяными знаками.

При изготовлении бумаги на круглосеточной машине операции, которые последовательно выполнялись при ручном отливе, объединены в непрерывный процесс. При этом если допускается нарушение последовательности взаимно связанных операций изготовления бумаги, то возникают различного рода проблемы, приводящие к потере качества водяного знака, других функциональных свойств бумаги, потере ее печатно-технологических характеристик.

При ручном отливе бумаги используются черпальный чан – емкость прямоугольной, иногда округлой формы, имеющей в поперечнике примерно 1,5 м, глубиной 1,2 м с наклонными передней и задней стенками, мешалкой в нижней конусной части и черпальная форма – ящик из хвойных пород дерева.

Между длинными сторонами ящика изнутри, касаясь подкладной сетки, с шагом 25–30 мм закреплены каплевидной формы в сечении упорные рейки. При качании формы они помогают обезвоживанию, разрушая силы поверхностного натяжения целостной пленки воды на поверхности сетки. Перед черпанием массы на сетку сверху накладывается декель – рамка из твердых пород дерева, проваренная в олифе для предотвращения намокания и прилипания волокон.

Часто, когда имелась возможность, для изготовления рамок применялось красное дерево, устойчиво ведущее себя в водной среде, долго сохраняющее прочностные свойства.

Профессии: черпальщик и валяльщик

Черпальщик заводил форму в чан под углом 60–65°, зачерпывал массу, легким толчком сбрасывал ее излишек и начинал трясти форму с массой в четыре стороны для обеспечения равномерного распределения волокна. Затем форма помещалась на горизонтальную доску над чаном для стока воды и до исчезновения на ее поверхности блестящего зеркала, т. е. до состояния наслойки, при котором масса теряла способность растекаться. Затем снимался декель, и форма передавалась второму работнику – валяльщику.

Валяльщик накрывал форму с наслойкой массы сукном, которое на 100–150 мм шире и длиннее листа, переворачивал форму и отжимал воду на валяльной горке – сначала легким перекатыванием формы по ней, затем постепенно усиливая прижим.

При этом наслойка с сетки переходила на сукно, как на более гладкую поверхность. Сверху ее покрывали вторым сукном. Из 150–200 таких «сэндвичей» образовывалась кладка. Кладка помещалась под винтовой или гидравлический пресс, где под значительным давлением выдерживалась в течение 10–15 минут. (На гидравлических прессах нагрузка на цилиндре составляла 150–200 атмосфер при площади листа 50х50 см, т. е. при удельном давлении 0,6–0,8 бар / квадратный сантиметр.)

После прессования следующий рабочий – «выметчик» отделял листы бумаги от сукна, складывал их в столбец. Влажные листы сушили на вешелах, а позднее – на отдельно стоящем сушильном цилиндре, к которому лист прижимался бесконечным сушильным сукном или сеткой. Первоначально сушильные цилиндры обогревались горячими углями, помещаемыми внутрь цилиндра в жаровнях.

Впоследствии сушильные цилиндры стали обогревать паром. Далее бумагу проклеивали крахмальным или животным – желатиновым клеем на специальных машинах, преимущественно фирмы «Кебика», выглаживали, помещая между листами полированной меди, затем досушивали на вешелах.

Работа черпальщика требовала высокой квалификации. Вместе с тем, это был очень тяжелый физический труд. Во время отрыва формы от поверхности черпальной ванны приходилось прикладывать усилие более 20 килограммов. Черпальщик и валяльщик поднимали и перемещали десятки тонн массы. Бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600–700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.

Автоматизация ручного отлива

Черпально-листовые машины – это машины Дюпона и Зембрицкого, повторяющие, вернее имитирующие, ручной отлив, но со значительной степенью механизации. На этих машинах до 30-х годов прошлого столетия вырабатывали на Гознаке прекрасную бумагу, не уступающую, прежде всего по качеству водяного знака, бумаге ручного черпания.

Машина Дюпона изобретена в 1882 году и приобретена ЭЗГБ в том же году, что говорит о стремлении специалистов Бумажной фабрики Экспедиции шагать в ногу со временем, внедрять самую новую передовую технику и технологию. Характерно, что машина Дюпона – это практически агрегат полунепрерывного действия в отличие от машины Зембрицкого, изобретенной в 1881 году. ЭЗГБ приобрела машину Зембрицкого в 1885 году.

Главное достоинство этих агрегатов не в том, что их производительность в 5–6 раз выше, чем при ручном черпании. Главное, за счет более точного дозированного количества массы получалась более равномерная по толщине и весу квадратного метра бумага, что очень важно для банкнот, их защищенности от подделок. Кроме того, сохранялась возможность применения волокон лубяного происхождения.

Не менее положительным было и то, что по сравнению с ручным черпанием, где формат листа ограничивался физическими возможностями черпальщика, на черпально-листовых машинах применялись формы больших размеров, а следовательно, можно было снимать листы двойного (с машины Дюпона) и учетверенного формата (с машины Замбрицкого), которые в дальнейшем разрезались перед печатью на отдельные листы.

Для производства банкнотной бумаги

Первые круглосеточные машины, примененные для производства банкнотной бумаги в конце ХIХ века, произвели переворот – непрерывным способом за сутки отливалось до 1000 кг бумаги. Возможность отлива банкнотных бумаг на круглосеточных машинах появилась прежде всего там, где основным сырьем для изготовления банкнотной бумаги была хлопковая целлюлоза, – в Англии.

Бесспорно, непрерывное производство имело существенные экономические преимущества по сравнению с периодическим в листах: прежде всего, большую произ-водительность, большую стабильность по весу и толщине бумаги. Однако бумага с круглосеточных машин обладала большим недостатком – волокна, ориентированные вдоль направления отлива, придавали бумаге неравнопрочность вдоль и поперек полотна – большую анизотропию.

В связи с вытяжкой вдоль и усадкой поперек полотна получалось искажение водяного знака. Из-за этого требовалось при штамповке сетки вносить коррективы в размеры штампа, в расстановку элементов водяного знака.

Кроме того, на круглосеточной машине того времени с достаточно примитивной системой подачи массы к сеточному цилиндру очень трудно поддавался регулировке вес квадратного метра бумаги по ширине, в связи с чем эти машины первоначально имели ограниченную ширину – в пределах 1000–1200 мм.

На Гознаке первая круглосеточная бумагоделательная машина была установлена на Ленинградской бумажной фабрике в 1925 году.

На Краснокамской бумажной фабрике 8 декабря 1936 года была введена в эксплуатацию бумагоделательная машина № 5 – круглосеточная, трехцилиндровая машина, которая своей первой бумагой открыла историю гознаковского производства на уральской земле.

На круглосеточных машинах в настоящее время производится подавляющая масса банкнотных бумаг в мире. И связано это не только с совершенствованием технологии получения бумаги, но и с постоянно растущими требованиями по повышению ее защищенности. Именно о современном уровне защиты банкнотных бумаг и перспективных направлениях пойдет речь в следующем номере журнала.



При ручном отливе бумаги бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600 – 700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.

№ 3 (95) июнь 2012

© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.

http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/95/1533.htm
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: "Водяной знак"
« Ответ #2 : Декабрь 14, 2012, 09:48:31 »

ТАМ, ГДЕ БУМАГУ ПРЕВРАЩАЮТ В БАНКНОТЫ

А также — в паспорта, векселя, сертификаты и прочие важные документы


Если банкноты, выпущенные за прошлый год на Пермской печатной фабрике «Гознака», выложить друг за другом в цепочку, ими можно будет обернуть земной шар шесть с половиной раз.

Сколько всего за время существования ППФГ здесь было выпущено купюр — и советских, и российских, и иностранных, — никто не считал. Но — очень много.

В июле этого года Пермской печатной фабрике исполняется 40 лет. Юбилей совпал с выходом в свет модифицированных российских банкнот, которые с полным основанием можно назвать визитной карточкой «Гознака» в целом и Пермской печатной фабрики в частности.

Не важно, знали вы до сих пор о существовании Пермской печатной фабрики или нет. Главное, что продукцию ППФГ знает каждый. Причем не просто знает, а активно ею пользуется — ежедневно и ежечасно. Потому что на Пермской фабрике «Гознака» печатают деньги. И не только деньги — там печатают еще паспорта — внутренние и заграничные; документацию ГИБДД; специальные марки, которыми оклеивают бутылки с вином, водкой и сигаретные пачки; страховые полисы; векселя, облигации и другие ценные бумаги, а также прочую продукцию, относящуюся к категории защищенной.

А поскольку с результатами работы ППФГ мы сталкиваемся постоянно и от ее качества во многом зависит наша безопасность, спокойствие и благополучие, юбилей Пермской фабрики — событие, выходящее за рамки внутрикорпоративного праздника.

Поэтому накануне 40-летия ППФГ корреспонденты «Водяного знака» отправились в Пермь — посмотреть, как на Пермской печатной фабрике делают деньги.



Все под контролем

Как театр начинается с вешалки, так предприятия «Гознака» начинаются со службы режима. И Пермская печатная фабрика — тому подтверждение. «Безопасность складывается из нескольких составляющих — собственно физической защищенности фабрики, организации технологического процесса в соответствии с требованиями режима, подбора и работы с персоналом», — рассказывает заместитель директора ППФГ по экономической безопасности Борис Дектяренко.

Конечно, есть забор. И не простой, а, как уверяют на фабрике, «с секретами». Перелезть через этот забор можно даже не пытаться: чуть что — срабатывают технические средства охраны, теленаблюдение, и караул, круглосуточно несущий службу, направляет наряд именно на тот участок, где произошло нарушение. Имеются и другие «технические рубежи» на случай несанкционированного проникновения. В общем, охрана Пермской печатной фабрики сильно напоминает охрану государственной границы…

Кстати, охраняют фабрику сотрудники специализированной ведомственной охраны Министерства финансов. Они стоят и на проходной, и на входе в каждый цех. «Система построена таким образом, что каждый работник должен быть только там, где в нем есть технологическая необходимость. В пропусках содержатся специальные шифры, которые дают возможность их владельцам попасть в конкретное место в конкретный временной диапазон», — объясняет Борис Дектяренко.

Весь технологический процесс на Пермской печатной фабрике проходит под лозунгом: «Учет и контроль». Выглядит это приблизительно так.

Фабрика получает бумагу. Перед тем как на ней будет что-то напечатано, представители печатного цеха вместе с цехом подготовки бумаги тщательно пересчитывают данную партию. Пересчитали — и бумага доставляется в кладовую печатного цеха. Приходит печатная бригада — перед началом смены они вместе с кладовщиком бумагу вновь пересчитывают. Отработали смену — опять идет подсчет листов. Если вдруг хоть один пропал (случается, что печатная машина «зажует» лист) — никто цех не покидает, пока пропажа не найдется. Если же не удалось ничего обнаружить — проводится анализ раствора, которым с машин смывают печатную краску. По словам Бориса Дектяренко, это — исключительные случаи: «На моей памяти таких было всего один-два. В ходе анализа действительно в растворе находили бумажные волокна. То есть валиками печатной машины бумагу просто перемололо, а потом эту кашицу смыли вместе с краской».

Во время производства будущие деньги (паспорта, специальные марки и так далее) перемещаются из одного цеха в другой. Каждое такое перемещение сопровождается полным циклом пересчета. Есть специальные машины, которые моментально — по уголкам — просчитывают продукцию как еще в листах, так и уже в разрезанном на отдельные экземпляры виде. В технологическом цикле также заложены контрольные и выборочные пересчеты готовой продукции.

Возможное влияние человеческого фактора сведено к минимуму: в кладовой никто не остается в одиночку, работа ведется только группой в два-три человека, у которой — коллективная материальная ответственность.

Столь же тщательно контролируются и расходные материалы — например, используемые при печати различные краски.



Это не деньги. Это — «изделие»

Один из главных цехов Пермской печатной фабрики — цех металлографской и орловской печати. Мужчин в цехе работает больше, чем женщин (при том, что в целом по фабрике ситуация обратная).

Именно в этом цехе белые листы с водяными знаками и защитными нитями превращаются в денежные полуфабрикаты: здесь наносятся изображения методом орловской печати, металлографии и трафаретной печати, здесь листы с оттисками банкнот крупных номиналов «дырявятся» методом лазерной микроперфорации, здесь на будущих деньгах появляются порядковые номера. Кстати, кроме гознаковских предприятий, больше никто в России не имеет права использовать ни орловскую, ни металлографскую печать, ни лазерную микроперфорацию.

Первая смена начинается в 7 утра, но в цех приходят минут за 20.

«Встаю в 6 утра, когда в первую смену работаю. Тяжело? Да нет, привык уже. И живу рядом с фабрикой — в пяти минутах ходьбы. Дом наш, кстати, тоже гознаковский — в свое время фабрика много домов построила», — рассказывает Владимир Шумихин, печатник металлографской машины 8-го (высшего) разряда.

«Про наш цех говорят, что это — лицо «Гознака». Все приходилось печатать — и паспорта, и акцизные марки, и даже открытки с металлографией. А сколько денег напечатал — не считал никогда. Когда работаешь, не думаешь, что это — деньги. Мы говорим: изделие или бумага», — продолжает Шумихин.

Когда будущий печатник только приходит на фабрику, его, конечно, сразу к станку никто не ставит. Вначале надо, как говорят сами работники, «вникнуть в азы». Например, научиться видеть возможные дефекты уже на металлографских формах. А они вращаются с довольно-таки ощутимой скоростью: производительность станка — 8 тысяч листов в час. Для человека со стороны — сплошное мелькание металла и бумаги…

Быстро увидеть то, что обычный человек вряд ли заметит, даже если будет долго вглядываться в изображение, — один из главных профессиональных навыков представителей другой очень важной фабричной профессии — контролеров. Есть даже такой специальный цех — цех контроля. Работают здесь в основном женщины, и руководит ими тоже женщина.

Вначале просматриваются полуфабрикаты — листы с будущими банкнотами (марками и т. д.). Норма на смену — 2,5 тысячи листов. Если просто разделить рабочий день на этот показатель, получится, что на каждый лист можно затратить около 10 секунд. А на листе — как минимум 28 оттисков банкнот (это если речь идет о 1000-рублевых купюрах; 50-рублевок же, к примеру, на листе умещается 35 штук). Причем посмотреть надо как с лицевой стороны, так и с оборотной.

Если контролер находит брак, такой оттиск «гасится» — помечается в специальном месте карандашной линией. Позже, когда листы разрежут на отдельные банкноты, они, перед тем как их упакуют, поступят на специальную машину, которая отделит качественные экземпляры от «погашенных» (после чего брак будет уничтожен).

Но машину тоже проверяют. Уже после того, как банкноты пересчитаны и упакованы, из каждой партии берут по две пачки (в каждой по 1000 банкнот) — на выборочную сортировку.

Рассказывает Светлана Копылова, контролер готовой продукции: «Моя задача — проверить, нет ли брака. Норма — в пределах 20 тысяч экземпляров за смену. Причем каждое изделие надо просмотреть и с лицевой, и с оборотной стороны. Если обнаруживаю брак — сообщаю по инстанции, и эту партию тормозят. Работа, конечно, трудоемкая. Вначале, когда пришла на фабрику, ничего не получалось. Даже плакала иногда — норму не выполняю, «веер» правильно не делаю. Но — втянулась. Сегодня проблем с нормой нет: уже есть определенный автоматизм движений, уже знаешь, где посмотреть и на что посмотреть. Да и качество продукции с каждым годом лучше становится».



«Жаль, что табличку сняли»

Сегодня не многие предприятия могут похвастаться рабочими династиями. Предприятия «Гознака» — в том числе Пермская печатная фабрика — счастливое исключение. Сколько здесь работает династий — подсчитать невозможно. Потому что мама и сын — это уже династия. А две двоюродные сестры?

В общем, принято считать, что на Пермской фабрике более 30 «больших» династий. Например, династия Вахрушевых насчитывает уже 11 человек, из которых восемь работают на фабрике по сей день. В династии Логиновых — 10 работников фабрики, в династии Фадеевых — 8.

«Так было всегда. У фабрики была огромная социальная инфраструктура — одних детских садов восемь! Дети вырастали, родители приводили их на фабрику», — рассказывает начальник отдела управления персоналом Евгения Пешина.

Сегодня устроиться на работу на ППФГ — задача не из легких. Текучка кадров здесь упорно стремится к нулю (официальный показатель — 0,4 процента). По словам Пешиной, часто обращаются люди с высшим образованием, которые готовы идти на рабочие специальности. В результате сегодня на фабрике сформирована своего рода база данных претендентов на рабочие места. И в этой базе данных — свыше 2 тысяч фамилий.

«Людей привлекает прежде всего стабильность, которой мы всегда славились. Плюс — социальные гарантии. И к тому же — хорошая зарплата. И если люди получают работу, они ею действительно дорожат. Хотя работать, конечно, непросто. Мы — предприятие режимное: пришел на работу — и никто тебя не отпустит ни в магазин «на пять минут», ни тем более в парикмахерскую. К тому же работа очень ответственная», — объясняет Евгения Пешина.

На Пермской фабрике любят говорить о гознаковском стиле работы. Это и ответственность, и качество, и надежность, и особые отношения между людьми. «Раньше у нас над входом висела табличка, что мы — предприятие высокой культуры. Жаль, что эту табличку сняли, — говорит Светлана Копылова. — У нас на самом деле высокая культура производства. У нас ведь даже слесари не матерятся!»

Надежда Ветрова

 № 7-8 (15-16) июль-август 2004   

© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.

http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/15-16/305.htm
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +374/-0
  • Сообщений: 10 620
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
СТАНОК УЧАТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ
« Ответ #3 : Декабрь 14, 2012, 09:51:03 »

СТАНОК УЧАТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Гравировальный комплекс, разработанный специалистами "Гознака", не простаивает




Год назад "Водяной знак" писал об уникальном гравировальном станке, за изобретение и внедрение которого авторский коллектив специалистов, в том числе и "Гознака", получил Государственную премию.

С тех пор станок успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. В частности, благодаря его появлению впервые за многие годы были выпущены почтовые марки с металлографским элементом. В перспективе, уверяют представители "Гознака", на станке будут изготавливаться металлографские формы для наиболее защищенной полиграфической продукции объединения.

Без граверов бы не справились

Впрочем, сами специалисты утверждают, что корректнее говорить не о станке, а о комплексе прецизионного гравирования. "Собственно станок - это набор механических деталей, очень точно подобранных и точно исполненных, обладающих точными перемещениями, но не более того. Для того чтобы все эти детали перемещались с нужными параметрами в нужном направлении, необходим управляющий модуль ЧПУ и очень специфическое программное обеспечение. Кроме того, без технологии резания, без специальных резцов невозможноне только получить новые высокозащищенные элементы, но и нарезать гравюру, гильоширные элементы, а технология изготовления резцов с острием режущей части в 10 микрон - это особая сфера, которая тоже входит в состав комплекса неотъемлемой частью", - объясняет начальник отдела разработки новой продукции объединения "Гознак" Александр МОЧАЛОВ.

Сейчас станок пережил довольно серьезную модернизацию. По словам гознаковцев, то, что в прошлом году объединение представило на выставке, являлось очень хорошим, удачным опытным образцом для выбора оптимальных технологических параметров, отработки всей производственной цепочки от компьютерного моделирования до изготовления металлографской формы, оптимизации резцов, отработки технологии получения заготовок для достижения максимального качества форм. Сейчас производительность комплекса существенно улучшена - она выросла примерно в два раза. И это еще не предел. "И на нынешнем этапе работы, и на этапе внедрения гравировального комплекса в производство очень важно понимать, что, как бы ни был совершенен комплекс, его работа была бы невозможна без людей. В первую очередь - без граверов, Алексея Грекова и Дмитрия Грачева.

Если бы не их энтузиазм и руки, мы бы не добились сегодняшних результатов", - говорит Мочалов. Дело в том, что подготовить на компьютере гравюру художником-гравером оказалось задачей более простой, чем правильно задать глубину штрихов. В отличие от других видов печати, в металлографской печати можно за счет глубины гравюры в широких пределах варьировать толщину красочного слоя и, соответственно, оптическую плотность рисунка. Проще говоря, металлографская печать позволяет получать рисунки с гораздо большим количеством тонов, чем другие виды печати. И вот правильное задание этой глубины - непростой вопрос. Казалось бы, что проще: оцифровать действия гравера-художника, и все дела. Но как, скажите, оцифровать фразу: "Я чувствую, что здесь надо сделать именно так, а не иначе". Поэтому граверам, работающим с комплексом, кроме хорошего знания материала, навыков резания, пришлось стать и технологами, и конструкторами, и заказчиками для программистов. Несмотря на сложность работы, успехи, перемежающиеся с неудачами, граверы Московской печатной фабрики "Гознака" блестяще справились со своей задачей, и теперь гравировальный комплекс органично впитал в себя мастерство и опыт московской гравировальной школы и позволяет изготавливать металлографские формы любой сложности. Но даже впоследствии, когда с совершенствованием программного обеспечения интеллектуальная нагрузка на человека будет снижаться, роль гравера в работе комплекса останется очень высока, потому что всегда будет необходимо передать на металле творческое решение того или иного портрета или изображения, не утратив при этом живого обаяния авторской работы художника.



Марки стали красивее и дешевле

За время, прошедшее с момента внедрения станка, на гравировальном комплексе выполнено несколько работ, в том числе серия художественных марок с применением металлографии "Царская династия Российской империи" (металлографской здесь является рамка, а само изображение отпечатано способом офсетной печати). "Металлография этого проекта была полностью сделана на станке, работа была производственной, серийной, а не экспериментальной, и мы смогли уложиться в заданные производством сроки", - констатирует Александр Мочалов.

По его словам, металлографская печать не только защищает изделие - она позволяет передать значительно больше тонов изображения, чем другие способы печати. За счет варьирования толщины красочного слоя, зависящего от глубины гравюры, можно воспроизвести очень тонкие оттенки цвета, фактически печатая с офсетными толщинами красочного слоя, и передать насыщенные оттенки цвета, чего офсет в принципе не может. Кроме того, разрешающая способность металлографии значительно выше, чем у офсетной печати. В совокупности это позволяет сделать изображение объемным, с легчайшими светами и глубокими тенями. Естественно, что это качественным образомулучшает типографское исполнение марки и привлекает к ней истинных ценителей - филателистов. "Металлографская печать - достаточно дорогая, и поэтому наш заказчик, ИТЦ "Марка", в какой-то момент просто отказался от марок, выполненных металлографским способом.

Но гравировальный станок весьма ощутимо снижает стоимость марки, так как гравюра делается быстрее и дешевле", - говорит Мочалов.

Производительность станка - выше, чем у гравера. Например, марка резалась на станке около недели. После модернизации достаточно будет 3-4 дней. Гравер на такую марку потратит не меньше двух недель. Уже сейчас производительность комплекса выше, чем гравера, в 4-5 раз. Сегодня перед коллективом МПФ "Гознака" и разработчиками стоит задача - добиться скорости, при которой оригинальная металлографская форма формата банкноты будет выполняться станком за 7-12 дней, тогда как раньше, при ручном труде, на это уходило 30-60 дней.

Сейчас на "Гознаке" продолжается работа над тем, чтобы на станке была создана полностью металлографская марка. Это позволит печатать очень изящные изображения в несколько цветов. "Мы хотим, чтобы художественная, эстетическая ценность марок для филателистов поднялась и чтобы люди опять стали собирать марки с таким же увлечением, как прежде", - признается Александр Мочалов.

Сегодня печать марок иногда заказывают за рубежом, хотя "Гознак" обладает практически всеми технологиями, необходимыми для их качественного изготовления. Впрочем, есть у французских полиграфистов технология, которую в объединении пока не освоили, - она сходна с припрессовкой тонкой фольги. Точнее, даже не фольги, а сусального золота. "Однако взамен этой технологии мы можем предложить много других, не менее замечательных. Надеемся, что с полным внедрением станка все российские марки будут печататься в России", - говорит Мочалов.



Банкнота рекламирует возможности "Гознака"

Впрочем, гравировальный станок успел поработать не только на производстве марок. На нем выполнены элемент для защищенного бланка "Вид на жительство" и рекламная банкнота 2004 года. Для истории гознаковского гравировального комплекса эта банкнота важна тем, чтоона была изготовлена на станке полностью, в соответствии с тем заданием, которое было "дано станку".

Причем эта рекламная банкнота, по мнению специалистов, показала не только возможности технологии изготовления металлографских форм с помощью гравировального комплекса, но и вообще возможности гознаковских технологий, включая эффект MVC, микроперфорацию, трафаретную печать, сложные виды нумерации и другие интересные вещи. Печать рекламной банкноты позволила еще раз подтвердить уникальные возможности гравировального комплекса, превосходящие не только традиционную офсетную печать в передаче полутонов по разрешающей и выделяющей способности, но и возможности ручного гравирования и травления. "С точки зрения защищенности металлографии с применением гравировального комплекса мы вышли на очень высокий уровень, который невозможно повторить традиционными способами", - рассказывает Александр Мочалов.

Впереди у гравировального комплекса - интересные и сложные задачи. Планируется, что все наиболее защищенные металлографские формы будут изготавливаться на нем. Это значит, что на станке будут производиться формы для ценных бумаг, акций, облигаций, банкнот. Не исключено, что в перспективе подобные гравировальные комплексы будут экспортироваться, - предвидя интерес к гравировальному комплексу, на "Гознаке" не исключают любых форм сотрудничества.

Елена Киселева

№ 11 (19) ноябрь 2004

© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.

http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/19/372.htm
Записан