Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Топливные талоны Югославии  (Прочитано 686 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

мистер Запас

  • Постоялец
  • ***
  • Отзывы +87/-0
  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля
Топливные талоны Югославии
« : Апрель 12, 2025, 16:17:32 »

Топливные талоны — это денежный документ, который является бланком строгой отчётности. Он печатается на специальной бумаге с защитой от подделок и имеет определённый номинал — в литрах или денежных единицах.На талонах указаны вид топлива и номинал, то есть количество литров бензина или дизельного топлива, которое можно получить на АЗС в обмен на талон.
Сами топливные талоны не являются денежными знаками, хотя в некоторых случаях,использовались в денежном обращении, например В Малайзии и Сингапуре топливные талоны, выпущенные с 1947 по 1950гг., использовались в качестве средства обмена или бартерной торговли.Также в случае если эти талоны на бензин не были использованы владельцем, их можно было обменять по заранее оговоренной стоимости и обменять на товары или другие услуги.
В августе 2008 года компания  Western Union, которая обрабатывала переводы в      твердой валюте в страну от зимбабвийцев, проживающих за рубежом,заявила, что    больше не может производить выплату платежей  в местной валюте из-за нехватки банкнот. Вместо этого она будет выдавать  в качестве  денежных знаков,талоны на топливо номиналом в 20 литров,  которые являются практически единственным        способом получить топливо, на которое можно обменять на необходимые продукты        или другие предметы.
Топливные талоны в Югославии и в тех странах, которые появились после её распада в 1991 году, также не являлись денежными знаками, но по словам некоторых очевидцев и респондентов того времени, топливные талоны, неофициально могли приниматься в качестве денег, а в Союзной Республике Югославии, топливные талоны можно было обменять на продукты питания и другие товары.
Топливные талоны, выданные  Авто-Мото Союзом  Югославии(AMS JUGOSLAVIJA).
 1. Авто-Мото Союз Югославии(AMS JUGOSLAVIJA), выпускал топливные ваучеры на покупку бензина(дизеля) на всех автозаправочных станциях Югославии.    Бенефициаром ваучера мог быть иностранец   или гражданин СФРЮ, проживающий за границей, при условии наличия транспортного средства иностранной регистрации или служебного(коммерческого) транспортного средства с иностранной регистрацией.         Продажа или передача ваучера другому лицу не допускалась  и наказывалась по закону. Ваучер, приобретенный в течение одного календарного года,  был действителен до 31  марта следующего года. Неиспользованный ваучер можно было возвратить в течение срока его действия.

2.Топливные талоны выданные  Бизнес-Ассоциацией  Петролунион( Poslovno udruzenje Petrolunion) – JUGOPETROL.
Выпускались талоны на покупку бензина и дизельного топлива. Выпускались ваучеры с изображением на них легкового автомобиля около автозаправочной колонки. Номинал: новые 50 пара;10 новых динаров ( 1965г).  На лицевой стороне текст на латинице: «POSLOVNO UDRUZENJE
Petrolunion• Beograd -Bon za kupovinu benzina i dizel goriva u vrednosti od N.DIN. 10 N.DIN DESET NOVIH DINARA - SARAJEVO  OVAJ BON VAZI NA CELOJ TERITORIJI SFRJ - FALSIFIKOVANJE JE KAZNJIVO - ZAVOD ZA IZRADU NOVСANICA NARODNE BANKE SFRJ»  - «БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЯ Петролунион * Белград Ваучер на покупку бензина и дизельного топлива стоимостью от Н.Дин. 10 Н.Дин ДЕСЯТЬ НОВЫХ ДИНАРОВ Сараево 130995 ЭТОТ ВАУЧЕР ДЕЙСТВУЕТ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СФРЮ - ПОДДЕЛКА ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ - БЮРО ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ БАНКНОТ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА СФРЮ». Существуют ваучеры выпущенные для Белграда, Нового Сада,Сараево и Скопье.

 В 1978 году  были выпущены талоны номиналом в 100   динар. На лицевой стороне в фигурной рамке изображены буквы «JP», текст на талоне  «POSLOVNO UDRUZENJE Petrolunion• Beograd
Bon za kupovinu benzina i dizel goriva u vrednosti od  sto dinara  JUGOPETROL BEOGRAD - stampano u zavodu za izradu novcanica 1978. - ovaj bon vazi na celoj teritoriji sfri- falsifikovanje je kaznjivo».
Позже с 1981 по 1991 гг, были выпущены купоны номинальной стоимостью 500;1000;2000 динаров.
После распада СФРЮ, JUGOPETROL выпускал собственные ваучеры на топливо , с 1992 по  1993 год  были выпущены ваучеры номиналом в 2000;50 000;500 000; 1 000 000;  2 000 000 ; 5 000 000;     20 000 000;4 000 000 000;100 000 000 динаров. Также в это время  выпускались ваучеры  «НАФТНА    ИНДУСТРИJА СРБИЈЕ JUGOPETROL» и  «НАФТНА ИНДУСТРИJА СРБИЈЕ НАФТАГАС ПРОМЕТ». Все ваучеры отпечатаны  в бюро по изготовлению банкнот(ZIN).

3.Топливные талоны 1982-1984гг.
Ваучер на покупку бензина и дизельного топлива был дополнительным активом или ваучером, который существует с 1982 года  до 1984 года  в качестве обязательного ограничения на закупку нефтепродуктов на всей территории С.Ф.Р Югославии югославскими гражданами во время экономического кризиса.
Внедрение топливных ваучеров началось на всей территории С.Ф.Р Югославии по решению федерального правительства в 1982 году, из-за периодических недостатков горючего для   транспортных средств. Югославские власти в том году, помимо бессрочных заимствований за рубежом, из-за недостаточного количества нефтепродуктов на рынке были вынуждены принять и применить, помимо прочего, временные меры.В  октябре 1982 года федеральный исполнительный совет   ввел в    обращение  ваучеры (боны) на покупку бензина и дизельного топлива для частного и официального использования.
В течение следующих двух лет, с некоторыми изменениями и дополнениями, владельцам различных типов транспортных средств и машин, выдавалось определенное количество ваучеров, выраженное в литрах топлива в месяц:   
-  владельцы бензопил  и газонокосилок  расход  5 литров топлива в месяц;
-на личные автомобили расход  40 литров топлива в месяц;
- на малую сельскохозяйственную и строительную технику, от бульдозеров до бетономешалок  - 500 литров.
 Больше всего литров топлива предназначалось   владельцам автотранспортных средств, грузоподъемностью более 7 тонн, и  для автобусов  общественного  транспорта.Также     большее количество ваучеров  выдавалось "работникам на местах", врачам, ветеринарам, инспекторам с собственным автотранспортом, инвалидам, а также религиозным общинам и священникам, которые использовали транспортные средства для совершения религиозных обрядов. То же самое было с владельцами тракторов, зарегистрированных лодок и такси. Ваучеры также выдавались    иностранцам, и местным жителям, которые путешествовали по Югославии по туристическим и коммерческим ваучерам, выданным Ассоциацией авто-мото федерации Югославии(AMS JUGOSLAVIJA).
В соответствии с постановлением Союзного правительства Югославии были изготовлены ваучеры двух типов — для бензина и дизельного топлива. Ваучеры были  напечатаны на бумаге с  водяными знаками размером 11,8 х 4,6 см.    Ваучеры  были   изготовлены  в типографии Национального банка СФРЮ в Топчидере, Белград.   Были выпущены ваучеры  номиналом 5, 10, 20 и 50 литров топлива и отличались они  по цвету и надписи - бензин или дизельное топливо. В заголовке ваучера указаны месяц и год его действия, а под ним кириллицей и латиницей указано название ваучера. На левой стороне ваучера   был указан серийный номер и изображение  герба Югославии. Текст был написан одним цветом на четырех разных языках и двумя шрифтами - латиницей и кириллицей. Каждые три месяца ваучеры выдавались в управах  местных общин  в определенное время. С     1 января 1985 года печатание и распространение ваучеров прекратилось.
 Перед проведением  XIV Зимних Олимпийских игр  в 1984 году, проходивших в Сараево с 7 по 19 февраля, Олимпийский комитет Югославии, для привлечения большего количества иностранных туристов и спортивных болельщиков начал рекламировать акцию  по продаже топливных ваучеров за конвертируемую валюту. Покупка  данных ваучеров давало право на получение   топлива со скидкой в 10 процентов. Ваучеры можно купить в офисах авиакомпании Yugoslav Airline в США и других странах Западной Европы  и в самой  Югославии.

4.Югославская народная Армия (JNA).
 Для воинских частей JNA, выпускались специальные боны двух типов, на получения бензина (красный цвет),  и дизельного горючего(жёлтый цвет). Номинал 5;  10;20;50 и 100 литров.
         
5.Топливные талоны  Союзной Республики Югославии 1992-1993гг.
30 мая 1992 года была принята Резолюция 757 Совета Безопасности ООН, вводившая всеобщие санкции против Югославии. В Югославию перестали завозить бензин и дизель, жители страны пересели на общественный транспорт, но и тот сократился почти вдвое. Из-за нехватки удобрений, которые были преимущественно завозными, вдвое упал урожай пшеницы. Учитывая нехватку топлива и постоянные перебои с электроснабжением, это привело к тому, что в магазинах не хватало даже базовых продуктов вроде хлеба, сахара и растительного масла. Из продажи пропали сигареты. Из-за нехватки сырья и горючего закрывались фабрики и заводы.
Топливо (бензин и дизель), стало одним из товарных заменителей денег, топливные талоны, которые были выпущены правительством СР Югославии, распределялись в строго ограниченном количестве, и те, кто имел данные талоны, мог неофициально приобрести необходимые товары, особенно продукты питания в окрестных сёлах. Как говорил один из респондентов «На селе было все — курочки, поросятки, овощи. Но их было очень сложно привезти родственникам в город, потому что элементарно не было бензина». 
Для обеспечения топливом сербов, некоторые  судовладельцы дунайских стран разработали систему перекачки топлива через шланги во время прохода  судна по Дунаю, возле граница с Сербией, и торговли с  топливом  с корабля на лодку. Так же сербы наладили контрабандные поставки топлива, через   российские и украинские суда, которые проходили по Дунаю, это хорошо показано в фильме «Чёрная кошка белый кот» (серб. Црна мачка бели мачор) 1998 года, Э.Кустурицы.  После того как, эти действия были раскрыты, и последовали угрозы в конфискации данных судов, замеченных в контрабанде и наложения санкций на судовладельцев, сербы приступили с созданию контрабандного  так называемого "Дунайского Шестого флота".
В деревнях вокруг Джердапа стали  строили небольшие танкеры, которые при заправке немного подтапливали  под поверхностью, чтобы они становились невидимыми для европейских наблюдателей на румынском побережье, пытающихся предотвратить контрабанду топлива.  С этих подлодок "Шестого флота" люди покупали топливо на канистрах, а продавали его на улицах из полуторалитровых пластиковых бутылок, которые предварительно отпаривали, чтобы уменьшить их объем. 
Ввозили контрабандный бензин в Югославию и  топливными  автоцистернами.   В санкциях была небольшая лазейка, которая допускала транзит горючего через СРЮ, в связи с этим  некоторые предприимчивые дельцы направляли якобы транзитом топливные автоцистерны, которые  пересекали границу, сливали топливо в Югославии, а уезжали из страны уже пустыми в надежде, что на таможне соседней страны   не будет проведён досмотр этого автотранспорта.   Одна такая автоцистерна могла принести доход её владельцу  от 40 до 60 тысяч долларов.
После распада СФРЮ,  топливные ваучеры на бензин и дизельное топливо  выпускала уже CР JУГОСЛАВИJА, номиналом в 5;10;20;50 литров , выпускались также ваучеры и на моторное масло. В 1992-1993 году,  CР JУГОСЛАВИJА, выпускала специальные  ваучеры (боны) на  дизельное топливо для проведения сельхозработ, сельскохозяйственными   крестьянскими  организациями (кооперативами)  и фермерами. На бонах указано  : «ПОЉОПРИВРЕДНИ – POLJOPRIVREDNI»- сельскохозяйственный; «ЖЕТВА –ZETVA»- жатва;  «3 Е Л Е Н И  - Z E L E N I», или с надпечаткой «ПРОЛЕЋНИ РАДОВИ» - весенние работы.   
Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности , промышленности и транспорта Республики Черногории, в 1992-  1993 году , выпускало собственные два типа  топливных ваучеров на бензин и дизельное топливо     для транспортных средств юридических лиц-  «ЗА ВОЗИЛА ПРАВНИХ ЛИЦА», для транспортных средств физических лиц «ЗА ВОЗИЛА ФИЗИЧКИХ ЛИЦА»,   и для «ЗА ПОЉОПРИВРЕДНЕ И ГРАБЕВИНСКЕ МАШИНЕ»- сельскохозяйственных и грузовых  машин, номиналом в 10;20;100 литров. 

Топливные талоны СР Югославии  1993 года( январь месяц) ),   были напечатаны на  бумаге с водяным  знаком букв «СФРЮ», топливные талоны СР Югославии  1993 года ( начиная с марта месяца),   были напечатаны на бумаге с водяными знаками( греческий меандр), которая использовалась для изготовления  банкнот  Сербской  Краины третьей серии 1993 года и четвертой серии 1994 года, и банкнот Республики Сербской 1993 года.
 
   
 6. Хорватия.
 Компания «INA» выпускала топливные боны (ваучеры) на закупку бензина и дизельного топлива( номинал 500 динаров) и  ваучер на покупку сжиженного нефтяного газа( номинал 100 динаров).Данные ваучеры были действительны на всей территории СФРЮ. Ваучеры были   отпечатаны  в бюро по изготовлению банкнот(ZIN).
В 1995 году в Хорватии  для нефтегазовой компании  Industrial Nafta Zagreb (INA), были отпечатаны купоны (ваучеры)   на покупку бензина,   номиналом в 10;20;40;50 кун,   Код на лицевой стороне купона «BMB-95» или « MB-98» , данные купоны предназначались  для   использования гражданскими лицами. Код на лицевой стороне купона «CD BMB-95» или  «CD  MB-98 », эти купоны предназначались  для   использования    дипломатическим корпусом. В 1996 году,  были   изготовлены   топливные талоны       номиналом в 5,10,20 литров, для сил S.F.O.R NATO, которые использовались  для поддержания мира в Боснии и Герцеговине. На купонах стоит код «S.F.O.R BMB-95» или «S.F.O.R  MB-98».     Все эти  купоны были напечатаны на бумаге с водяными знаками( греческий меандр), которая использовалась для изготовления  банкнот  Сербской  Краины третьей серии 1993 года и четвертой серии 1994 года, и банкнот Республики Сербской 1993 года. 

7.Республика Сербская Краина.

В качестве средства платежа по мимо банкнот, использовались    талоны на бензин выпущенные от имени  Республики Сербской Краины, номиналом в  10 и 20 литров, выпускаемые в 1992 -1994 гг, и начале 1995года или  талон на бензин номиналом  5 литров, выпущенные  «Општинска Управа - Книн -Одjел за привреду и финансиjе»- (Общее управление Книнского департамента экономики и финансов), по желанию  работников управления Книнского департамента экономики и финансов, часть зарплаты могли выдаваться  данными талонами.

8.Республика Македония 
 В 1992 году выпуск собственных талонов на топливо , номиналом в 5;10;20;50 литров. На талонах 1992 года имелось изображение флага  Республики Македонии 1992-1995гг.  На флаге Республики Македония  в этот период, была изображена «Вергинская звезда».   Как   название страны «Республики Македония», так и  изображение Вергинской звезды на флаге*,  вызвало протесты со стороны Греции.     
* Флаг  синего цвета с  изображением «Вергинской звезды»  используется как официальный  символ греческой провинции Македония. 

Источники:

1.„Boni za nakup bencina in dizla”. www.delo.si 27. oktobar 2015. Приступљено 21. 12. 2018.
2.„Pravilo par – nepar: Ogranicenje voznje za stednju goriva”. www.vecernji.hr (на језику: хрватски). Приступљено 2020-05-17. 
3. Avalic, Gorica. „Istorija bonova. Od ta?kica do vaucera”. www.blic.rs, 21.06.2015. Приступљено 21. 12. 2018.
4. Boris Subasic. SRBI SU BILI BEDNI MILIJARDERI: Godisnja inflacija 1993.iznosila 352,5 triliona odsto. www.novosti.rs.
5.Википедия- ru.wikipedia.org.
6.Numista-ru.numista.com.

 

 
Записан