Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: «От керенки до совзнака: деньги и революция»  (Прочитано 25258 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes

Экспонат выставки
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes

Экспонат выставки
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes
Re: «От керенки до совзнака: деньги и революция»
« Ответ #272 : Апрель 14, 2018, 11:43:07 »

Экспонат выставки
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes
Re: «От керенки до совзнака: деньги и революция»
« Ответ #273 : Апрель 14, 2018, 11:43:51 »

Экспонат выставки
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes
Re: «От керенки до совзнака: деньги и революция»
« Ответ #274 : Апрель 14, 2018, 11:44:52 »

Рихард Заррин (Rihards Zari??): «звезда» ЭЗГБ начала XX века

Рихард Заррин – один из самых известных художников, трудившихся в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). Среди его работ - знаменитые дореволюционные банкноты «катеньки» и «петеньки», первая советская почтовая марка, государственный герб Латвийской республики и эмблемы ЭЗГБ, ставшие основой современного логотипа Гознака.

Крестьянин по происхождению, Рихард Заррин родился в 1869 году в Лифляндии. Талант художника обнаружился впервые ещё в школьные годы. В 1887 году отправился учиться в Петербург в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. После окончания училища с отличием он обучался разным техниками рисования в Европе, где познакомился со своей будущей женой Евой – шведкой по происхождению.

В 1899 году Заррин поступил на службу в ЭЗГБ и в том же году занялся оформлением рекламного буклета Экспедиции для Всемирной выставки в Париже. Постепенно он стал фактически «художественным руководителем» предприятия, отдав работе в ЭЗГБ два самых плодотворных десятилетия своей творческой жизни.

В конце XIX – начале XX века важной продукцией ЭЗГБ были богато иллюстрированные книги, календари и открытки. Рихард Заррин являлся автором многих из них. В 1902 году к столетию министерства финансов Экспедицией был издан иллюстрированный сборник, все художественные заставки и часть рисунков которого были выполнены Зарриным.

В оформлении главной продукции ЭЗГБ – денежных знаков – художник также принимал значительное участие. Кроме работы над «катенькой» и «петенькой» (банкнотами с портретами Екатерины II и Петра I), Заррин участвовал в проектировании практически всех банкнот того времени, а также создал множество проектов банкнот, которые не были выпущены в обращение. Заррин продолжал заниматься разработкой оформления банкнот и после начала Первой мировой войны. Интересно, что некоторые его эскизы сильно отличаются от разменных знаков тех лет, выпущенных в обращение. На них можно видеть сложные композиции, например – античного бога торговли Гермеса.

В 1917 году после Февральской революции художник занимался разработкой банкнот Временного правительства. На них появилась эмблема Временного правительства – орёл без царских регалий с опущенными крыльями, и здание Таврического дворца в Петрограде, где заседала Государственная дума. В том же году Заррин участвовал в разработке «революционного кредита» – серии новых российских денег, которая так и не была выпущена в обращение.

В 1919 году художник уехал в Латвию, ставшую независимым государством. Там вместе с Вилисом Круминьшем он создал изображение государственного герба республики, утвержденного в 1921 году.

Рихард Заррин занимался также разработкой дизайна латышских монет, в том числе – знаменитой серебряной монеты достоинством в пять латов с изображением Милды – молодой девушки в национальном костюме, ставшей одним из символов Латвии. Сейчас ее можно увидеть на монетах Латвии достоинством 1 и 2 евро.

Творческое наследие художника обширно: он трудился не только над денежными знаками, но и над почтовыми марками, календарями, открытками, плакатами, оформлением книг и созданием экслибрисов. Без сомнения, Рихард Заррин – художник, внесший огромный вклад в историю Экспедиции заготовления государственных бумаг начала XX века.

Нина Чернышёва, Выставочный комплекс АО «Гознак»
Записан

Fox Notes

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +284/-1
  • Сообщений: 8 733
    • Просмотр профиля
    • Fox Notes
Re: «От керенки до совзнака: деньги и революция»
« Ответ #275 : Апрель 20, 2018, 16:47:44 »

Между двумя веками:
как отмечали 100-летие ЭЗГБ

Накануне двухсотлетнего юбилея Гознака интересно вспомнить, как праздновали столетие Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ) в 1918 году. Разобраться в этом нам помогут газеты столетней давности.

Столетие ЭЗГБ пришлось на очень непростой исторический период. Не так давно для Советской России закончилась Первая мировая война; разгоралась война Гражданская. Петроградские газеты пестрели известиями с фронтов. Страну охватил голод, особенно остро ощущаемый жителями крупных городов. Большевики, меньше года назад захватившие власть, видели выходом политику ?военного коммунизма?. Создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись на реквизицию хлеба в деревни. Это стало одной из важных тем петроградских газет августа 1918 года.

Но даже в этих непростых условиях было решено отметить юбилей Экспедиции. Основное торжество, по выражению корреспондента ?Красной газеты?, – ?грандиозный митинг?, на который собралось три тысячи рабочих, – проводили 21 августа 1918 года в зале нового фабричного корпуса ЭЗГБ. ?Импровизированный зал собрания рабочие красиво декорировали красными знаменами и стягами, причем на некоторых из них, кроме вытканных пролетарских лозунгов и девизов, имелись художественные изображения, символизировавшие победу рабочего класса над капиталом? – писала газета ?Северная коммуна?.

С трех часов дня в зале играл оркестр под управлением ?рабочего композитора? Амосова. Кроме исполнения революционных гимнов, музыканты сыграли марш, написанный специально к столетию Экспедиции, который публика просила повторить.

Около пяти прибыл Г. Е. Зиновьев, глава высшего органа власти в Петрограде – Петросовета. Он говорил о проблемах, важных для рабочих Экспедиции: о мобилизации, о ?величайшем контрреволюционере? – голоде, о продотрядах.

Выступил и комиссар финансов Союза коммун Северной области А. И. Потяев, в непосредственном ведении которого находилось предприятие. Его речь была посвящена тому, что в будущем, когда отменят денежные знаки, ЭЗГБ нужно будет обратить внимание на ?изготовление художественных произведений, культурно-просветительского характера?. Ему вторил хроникер ?Северной коммуны?: ?Когда социализм одержит полную победу над капитализмом и империализмом, денежные знаки станут ненужными. Но пока без денег обходиться нельзя, и станок ЭЗГБ работает?. По его мнению, Экспедиция пригодится и при социализме для того, чтобы делать бумагу для изданий классиков и современных авторов.

Не все пророчества участников праздничного митинга сбылись: после 1918 года фабрики Гознака выпустили немало изданий произведений русской и мировой классики, однако потребность в денежных знаках не исчезла. Банкноты и монеты – по-прежнему самая узнаваемая и востребованная продукция Гознака.

Вера Березина
Выставочный комплекс АО ?Гознак?
https://vk.com/id467288738

Изображение: Г.Н. Рейндорф, М. Антонов.
Эскиз памятного жетона к 100-летию
Экспедиции Заготовления
Государственных Бумаг. 1918 г.
Записан