Сейчас на нашем форуме представлены экспонаты выставки «От керенки до совзнака:
деньги и революция» из фондов АО «Гознак». И вот что меня удивляет. Гознак, это
не музей (хотя музей при нём есть). Тем не менее периодически становятся доступными
"широким массам бонистов" хранящиеся в недрах Гознака раритеты, публикуются книги и
статьи о ранее неизвестных художниках - авторах рисунков на денежных знаках и т.п.
Всё это можно только приветствовать, тем более что у предприятия есть и основные функции,
в силу которых, кстати, доступ к архивам может быть ограничен. Здесь всё ясно.
А теперь перейдём к нашим баранам, сиречь музеям. Когда-то я задавал на одном из форумов вопрос
о судьбе коллекции пробников Колчака (см. статью А.А.Каткова). Ответа конечно не последовало,
да и вопрос был скорее риторический. Дела давно минувших дней, или говоря более приземлённым
языком: концов уже не найти. Коллекции бон, в том числе очень редких, имеются во многих музеях.
В музее города Чайковский находится коллекция известного московского коллекционера В.В.Селивонова.
К сожалению кроме упоминания об этом факте на сайте музея нет ни одной иллюстрации. В музее
Казанского университета хранятся первые русские ассигнации XVIII века, «ханские» шелковки
(см. скан ниже) и др. из коллекций Добросмыслова и В.В.Чумакова. Крупная коллекция бон М.Д.Кишкина
находится в краеведческом музее Златоуста. Перечень можно продолжать. Проблема, однако, заключается
в том, что даже список наиболее важных предметов (если таковой существует) найти в интернете
практически невозможно. Например о том, что в Иркутском областном краеведческом музее хранится
ассигнация 25р 1798 года №1261065 можно узнать не на сайте музея, а лишь благодаря монографии
Л.И.Аскаровой и В.М.Лапенкова о денежных знаках Иркутской области. Ссылки на недостаток
финансирования вряд ли в данном случае убедительны, почти у всех музеев сайты есть. Интернет
позволяет «извлечь» из запасников ранее малодоступные экспонаты, а для таких плоских предметов,
какими являются боны, даёт уникальную возможность компенсировать недостаток выставочных площадей.
В качестве позитивного примера можно привести небольшую экспозицию бон Сахалинского областного
краеведческого музея, которая полностью представлена сканами в интернете.
Оставим, однако, в стороне периферийные музеи и "замахнёмся" на самый главный музей, Государственный Эрмитаж.
В "доисторические" времена судьба, аналогичная колчаковкам из иркутского музея Революции, постигла видимо
и коллекцию Л.М.Иольсона, о которой, цитирую П.Ф.Рябченко: «ходят слухи, что в свое время коллекционер
Иольсон завещал свою крупнейшую коллекцию бон Эрмитажу, но через несколько лет после получения этой
коллекции Эрмитаж не смог представить эти боны для изучения ученым». Как говорится, без комментариев.
Общеизвестным является факт передачи Эрмитажу коллекции К.В.Антипина, включавшей крупнейшее собрание шелковок
Хорезма. Кто-нибудь видел эти боны в музее? Не так давно А.Ю.Кузнецовым опубликован наиболее полный каталог
по бонам Хорезма. При его составлении автор использовал многочисленные источники. Я не заметил в их числе
ни одной ссылки на музейную коллекцию Антипина. Что это означает?
В 1972 году в Эрмитаж поступила большая коллекции Я.Л.Шрайбера. На сайте музея есть упоминание об этом,
но где её описание?
Коллекция бон В.В.Лукьянова поступила в Эрмитаж ещё позже, в конце 80-х. Кто-либо из бонистов знаком
этим музейным собранием?
Имеются в музейной коллекции Эрмитажа и лагерные боны, подлинные экземпляры которых особенно
интересуют бонистов-исследователей. Однако в известной работе В.В.Чагина по этой теме я также
не обнаружил соответствующих ссылок.
Ядром музейной коллекции является "старина" - боны Российской Империи до 1898 года из коллекции
Г.Н.Лихачева. Всё, что мне удалось обнаружить, это ссылка на тезисы (!) доклада: М.Маршак
"Русские ассигнации в собрании Эрмитажа", 1995г. И даже эта ссылка является «уникальной»
- имеется только на сайте bonistikaweb.ru. Смахивает на конспирацию. Иллюстративная часть на
сайте музея ещё более «впечатляет»: при попытке сделать поиск появляется несколько сканов,
причем их количество варьируется (!), то аверс появляется, то реверс. Цирк какой-то.
Мне непонятно, почему до сих пор не опубликован (или я не нашел?) для всеобщего сведения полный
список, пусть без сканов, коллекции "старины" Эрмитажа?