Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Главная загадка имперских знаков  (Прочитано 1226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Al-r

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +214/-0
  • Сообщений: 883
    • Просмотр профиля
Главная загадка имперских знаков
« : Октябрь 29, 2018, 16:01:48 »

Долгое время одной из главных загадок истории денежного обращения Империи оставался вопрос  - почему на 50 рублях 1899 года нет водяного знака? Ведь для ЭЗГБ это было совсем не характерно и полтинник остался единственным знаком имперского довоенного периода без подобной защиты.

Делались различные предположения, самое правдоподобным из которых считалось, что ЭЗГБ, внедрив орловскую печать, добилось настолько впечатляющих успехов в борьбе с фальшивомонетчиками, что филигрань становилась как бы уже и не нужна.
Однако действительность превзошла все наши умничанья.

Прослушав доклад А.Богданова на 1-й международной научной конференции "Деньги в Российской истории" я выяснил, что причина отсутствия  водяного знака на полтиннике была до гениальности банальна.

Дело в том, что на ЭЗГБ под реформу Витте планировали обновить весь ряд кредитных билетов, для чего даже выписали из Австрии художника Рудольфа Рёсслера. Однако к назначенному сроку гравировальщики не успевали - очень сложный планировался рисунок.
Тогда просто поменяли текст на существующих 1 - 25 рублях и экстренно начали подготавливать старшие номиналы достаточно простого рисунка 50, 100 и 500 рублей. Причем 50 рублей также планировали выпустить с купоном.

Однако для полтинника всё равно не успели подготовить водяной знак и поэтому у проекта просто отрезали купон (на котором этот водяной знак должен был быть), а сам знак вышел совсем без воды.
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +322/-0
  • Сообщений: 9 567
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Главная загадка имперских знаков
« Ответ #1 : Октябрь 29, 2018, 16:07:57 »

Тогда возникает вопрос почему не использовали бумагу не с локальным водяным знаком, как планировали, а с общим водяным знаком по всему полю купюры. Уголками скажем.
Записан

Al-r

  • Старожил
  • ****
  • Отзывы +214/-0
  • Сообщений: 883
    • Просмотр профиля
Re: Главная загадка имперских знаков
« Ответ #2 : Октябрь 29, 2018, 22:16:38 »

Полагаю, что причина та же - аврал.
Интереснее другое - почему, когда всё-таки сменили "модельный ряд", рубль и полтинник оставили в старом дизайне.
Записан

Landser

  • Модератор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Отзывы +322/-0
  • Сообщений: 9 567
  • Наши дети - наше будущее
    • Просмотр профиля
Re: Главная загадка имперских знаков
« Ответ #3 : Октябрь 30, 2018, 07:51:03 »

Меняли то не все сразу, очередь наверное не дошла.
Записан

ab2111

  • Прохожий
  • *
  • Отзывы +15/-0
  • Сообщений: 20
    • Просмотр профиля
Re: Главная загадка имперских знаков
« Ответ #4 : Декабрь 04, 2018, 10:53:54 »

Полагаю, что причина та же - аврал.
Интереснее другое - почему, когда всё-таки сменили "модельный ряд", рубль и полтинник оставили в старом дизайне.

В смысле в 1905 - 1909 годах?
Я думаю, просто очередь не дошла - проекты и пробные оттиски были.
К тому же, к "разноголосице", которая началась с 1890-х годов уже все привыкли.
Записан

ab2111

  • Прохожий
  • *
  • Отзывы +15/-0
  • Сообщений: 20
    • Просмотр профиля
Re: Главная загадка имперских знаков
« Ответ #5 : Июнь 03, 2019, 17:25:16 »

Тут есть еще одно соображение.
Для крупных купюр 1898 - 1899 годов использовали портреты, награвированные ранее для "императорской" серии по эскизам Р. Рёсслера, которую не успели выпустить к реформе.
На эскизе 50 рублей 1897 года, который лег в основу банкноты образца 1899 г. - не Николай I, а Александр II. А на 50 рублях Рёсслера - Николай I, причем портрет по размеру гораздо больше Александра II.
Если предположить, что в какой-то момент, когда уже были готовы клише, портрет Александра II на 50 рублях был заменен на портрет Николая I, тогда все встает на свои места – «рёсслеровский» Николай просто не поместился в рамку, предназначенную для Александра, и портрет пришлось делать заново. Судя по первоначальному эскизу, для него тоже предполагался купон с локальным водяным знаком, но, как известно, от этого отказались, возможно – также из-за смены портрета.
Записан