Экономический кризис в СРЮ 1992-1994гг.
30 мая 1992 года была принята Резолюция 757 Совета Безопасности ООН, вводившая всеобщие санкции против Югославии. Совет Безопасности ООН потребовал, чтобы все государства-члены выполнили следующие требования:
(а) предотвращать импорт всех продуктов и товаров из Югославии или любую деятельность их граждан по продвижению такого экспорта;
(б) предотвращать продажу всех продуктов и товаров в Югославию, за исключением гуманитарной помощи;
(c) не предоставлять Югославии какие-либо коммерческие, промышленные или общественные фонды или финансовые ресурсы и т.д.
С помощью этих санкций страны Запада пытались заставить Югославию отказаться от поддержки боснийских сербов в войне с боснийцами на территории, отделившейся к тому времени Боснии и Герцеговины. На протяжении 1584 дней страна, расположенная в центре Европы, жила в тотальной изоляции от всего европейского континента: были разорваны все экономические связи, культурные и научные контакты, прекратились поставки топлива, остановилось авиасообщение. Все эти ограничения сильно подорвали экономику Балканского государства, вызвав мощнейшую инфляцию, — югославский динар обесценивался буквально на глазах.
В Югославию перестали завозить бензин и дизель, жители страны пересели на общественный транспорт, но и тот сократился почти вдвое. Из-за нехватки удобрений, которые были преимущественно завозными, вдвое упал урожай пшеницы. Учитывая нехватку топлива и постоянные перебои с электроснабжением, это привело к тому, что в магазинах не хватало даже базовых продуктов вроде хлеба, сахара и растительного масла. Из продажи пропали сигареты. Из-за нехватки сырья и горючего закрывались фабрики и заводы. В январе 1992 года начинается проявляться нехватка моющих средств, растительного масла, сахара. Правительство Сербии во главе с премьером Радоманом Божовичем принимает постановление об ограничении оборота стратегических продовольственных товаров – пшеницы, кукурузы, муки, сахара и растительного масла.
В соответствии с правительственной программой «организованного снабжения населения», в августе 1993 года были введены талоны на муку, растительное масло, соль, сахар и моющие средства. Кроме того, правительство Сербии заморозило цены на основные продукты питания и коммунальные услуги.
Выдавались следующие купоны:
Хлеб
Выпускались несколько видов купонов на хлеб:
- „Купон за Хлеб 600 грама Новембар 1993”, купоны имели семизначный номер;
- „Купон за Хлеб 700 грама Новембар 1993”, купоны имели шестизначный номер;
- купоны на бесплатнвй хлеб 1993г-на купоне помещён текст: "Децембар - 1993 ХЛЕБ 600г. „БЕСПЛАТНО”;
- купоны на хлеб выдаваемые Скупштина обштина Заjечар ” Купон за Хлеб Октобар1993”, на купоне имеется текст: „БОН ВАЖИ ЗА ЈЕДНОГ ЧЛАНА ПОРОДИЦЕ”- "Бон действителен для одного члена семьи" ;
- купоны на бесплатнвй хлеб 1994г-на купоне помещён текст: "ЈАНУАР - МАРТ 1994 ХЛЕБ 600г. „БЕСПЛАТНО”, "МАРТ 1994 ХЛЕБ 600 г.„БЕСПЛАТНО”;"АВГУСТ 1994 ХЛЕБ 600 г.„БЕСПЛАТНО”;
- бона на бесплатный хлеб - на купоне помещён текст: " БОНОВИ ЗА ХЛЕБ (БЕСПЛАТНО) ЈАНУАР – МАРТ ИМЯ И ПРЕЗИМЕ".
Мука
Купоны на муку города Белграда - текст " Град Београд Септембар 1993 КУПОН ЗА БРАШНО 6kg".
купоны данного дизайна также были выпущены для: општина Раковица; Нови Београд; месна заједница"Хусински Рудари", градска општина Чукарица ;
Соль
-купоны на соль города Белграда - текст " Град Београд Октобар 1993 КУПОН ЗА СО 1kg".
купоны данного дизайна также были выпущены для: општина Раковица; Нови Београд; месна заједница"Хусински Рудари".
Сахар
- купоны на сахар города Белграда - текст " Град Београд Октобар 1993 КУПОН ЗА ШЕЋЕР 1kg"
купоны данного дизайна также были выпущены для: општина Раковица; Нови Београд; месна заједница"Хусински Рудари";
- бон на сахар муниципалитета Нищ - текст "СНАБДЕВАЧКЕ ОРГАНИЗАЦИЈЕ И МЕСНЕ ЗАЈЕДНИЦЕ У ОПШТИНИ НИШ ШЕРЋЕР 1 кг”;
- купон на сахар общины Заjeчaр - текст "Скупштина општине Заjeчaр КУПОН ЗА ШЕРЋЕР ОКТОБАР 1993 бон важи за jeдног члана породице".
Молоко
- „ Купон на Млеко 1 литар Новембар 1993” , купоны имели семизначный номер.
Растительное масло
- купон на растительное масло города Белграда - текст „ Град Београд Октобар 1993 КУПОН ЗА УЉЕ 1 L”
купоны данного дизайна также были выпущены для: општина Раковица; Нови Београд; месна заједница"Хусински Рудари", градска општина Чукарица;
- бон на масло муниципалитета Нищ - текст "СНАБДЕВАЧКЕ ОРГАНИЗАЦИЈЕ И МЕСНЕ ЗАЈЕДНИЦЕ У ОПШТИНИ НИШ УЉЕ ЗА ЈЕЛО 1 л”;
- бон на масло общины Владичин Хан – текст " Скупштина Општине Владичин Хан Бон За ЈЕСТИВО УЉЕ 1 лит";
- бон на масло общины Лесковац - текст " Град - Општина Октобар 1993 КУПОН ЗА УЉЕ 1 L" надпечатка на купоне "ПОПУСТ 40%".
Кофе
- бон для приобретения кофе муниципалитета Нищ - текст"СНАБДЕВАЧКЕ ОРГАНИЗАЦИЈЕ И МЕСНЕ ЗАЈЕДНИЦЕ У ОПШТИНИ НИШ КАФА 100 кр”.
Купоны на моющее средство
- купон на моющее средство города Белграда- текст :
- „ Град Београд Септембар 1993 КУПОН ЗА ДЕТЕРЦЕНТ 1 kg ”
купоны данного дизайна также были выпущены для: општина Раковица; Нови Београд; месна заједница"Хусински Рудари";
- „ Град Београд Октобар 1993 КУПОН ЗА ДЕТЕРЦЕНТ 1 kg ” надпечатка на купоне "ПОПУСТ 30%" ;
- бон на моющее средство муниципалитета Нищ - текст "СНАБДЕВАЧКЕ ОРГАНИЗАЦИЈЕ И МЕСНЕ ЗАЈЕДНИЦЕ У ОПШТИНИ НИШ ДЕТЕРЦЕНТ 1 кг ”;
- купон общины Заjeчaр - текст "Скупштина општине Заjeчaр КУПОН ЗА Детерцент ОКТОБАР 1993 бон важи за jeдног члана породице".
Также в тоже время различными организациями и предприятиями выпускались ваучеры на питание или покупку продуктов питания, например:
- МДД Беотурс Београд јединствени бон за организовану друштвену исхрану радника на подручју града Београда 10 мај 1993- 50000; 100000 динара. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN);
- JП ЕПС Београд Стандард Костолац Абонентски бон- 5;10;20;50;100 динар;
- Jugobanka osnovna banka kula- bon za topli obrok- стоимость 2000;50000 динар
В городе Ниш в 2000 годах, муниципалитет выпустил ваучеры для малообеспеченых семей - Град Ниш-Комунални бон - Даљинско грејање водопровод и канализација Изношење смећа – 100 динара- 2002 год , и коммерческих организаций - Град Ниш-Комерцијална запис - Даљинско грејање водопровод и канализација Изношење смећа - 10;20 динара-2001-2002, для компенсации коммунальных затрат.
Источник:
1.KAportal.hr «KAretrovizor: Sumrak socijalisti?ke ekonomije – ?ivot na bonove u redovima za ulje, deterd?ent i kavu » 14.08.2016;
2. Иван Белоусов. «Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма. ??pikabu.ru;
3. Экономические кризисы Югославии из материала Максима Лебского. vk. com;
4. Экономические причины распада Югославии. Экономический кризис в СФРЮ.dzen.ru;
5. Павкович Йошко. Кризис югославской федерации и "Меморандум" сербской академии наук и искусств;
6. Фадеева Инна Авенировна. Системный кризис в бывшей Югославии: последствия и уроки. Экономические науки • 2020 • № 3 (184);
7. B. Colanovic. "DUGOVI JUGOSLAVIJA - Istina i mistifikacija o zaduzenosti";
8. Momcilo Cemovic "Zasto, kako i koliko smo se zaduzili : kreditni odnosi Jugoslavije sa inostranstvom"1985;
9. Duro Vojnovic "Tackice i drugi robni bonovi od 1944. godine" (I-IV ) Numizmaticki Casopis Dinar- br.23;24;25;26.
1
: Вчера в 23:03:45
|
||
Автор мистер Запас - Последний ответ от мистер Запас | ||
2
: Вчера в 22:47:27
|
||
Автор мистер Запас - Последний ответ от мистер Запас | ||
Экономический кризис в СФРЮ 1982-1985 гг.
В 1952–1965 гг. югославская экономика пережила свой «золотой век», конкурируя с Японией как с наиболее быстро растущей экономикой в мире. За период между 1950 и 1985 гг., только Тайвань (6,64 %), Япония (6,26 %) и Китай (5,1 %) по темпам ежегодного роста ВНП обгоняли Югославию (4,46 %). За 1957-1961 гг. экономика Югославии получила помощь в размере 1,7 млрд. долларов по 350 млн. долларов в год. Несмотря на определенный крен в сторону потребления, в конце 1950-х гг. промышленное производство показывало хорошие результаты роста: в 1957 г. – 16. 7 %, 1958 г. – 11 %, 1959 г. – 13 %, 1960 г. – 15 %, 1961 г. – 7 %. Предоставленные западные кредиты правительство СФРЮ помимо модернизации и строительства новых предприятий, также тратило на закупку продовольствия и товаров широкого потребления в западных странах. В этом ошибочном решении заключалась одна из причин, приведших югославскую экономику к глубокому кризису в 1980-е гг. Говорить о том, что руководство страны не осознавало негативные последствия для страны от роста своей зависимости от Запада беспочвенно. Так как экономические реалии этого процесса лежали на поверхности. Для сокращения дефицита платежного баланса в конце 1950-х гг. был выработан ряд мер:1) Усиление роста сельского хозяйств, что должно было повлечь за собой сокращение импорта и увеличение экспорта сельхозсырья; 2) Проникновение товаров югославской промышленности на рынки «третьего мира»; 3) Использование западных кредитов для финансирования предприятий, ориентированных на экспорт. Тревожная ситуация сложилась в сфере внешней торговли. Только за один 1970 г. импорт вырос на 27 %, а экспорт только на 3,3 %. Среднегодовой рост цен за 1960-е гг. составлял 10%. В 1962 г. национальный доход на душу населения составлял в Словении 378 тыс. динаров, в Хорватии – 232 тыс., в Воеводине – 903 тыс., в Сербии – 175 тыс., в Черногории – 142 тыс., в Боснии и Герцеговине – 137 тыс., в Македонии – 134 тыс., в Косово – 71 тыс. Также важно добавить, что во второй половине 1960-х гг. темпы роста личных доходов, равнявшиеся 7,2 %, превышали темпы роста общественного продукта на 24 % и на 44 % – темпы роста производительности труда. Относительно высокие темпы роста югославская экономика демонстрировала до середины 1970-х гг. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. в ходе, которого цена на баррель сырой нефти подскочила с трех долларов до двенадцати, сильно ударил по Югославии, в этих условиях Югославия должна была ежегодно платить за ввоз нефти около 7 млрд. долларов. В связи с высокими ценами на нефть экономика страны была вынуждена менять свой энергетический баланс, увеличив долю угля (с 27 % до 34 %), и снизив долю нефти (с 44 % до 35 %). Повышение цены нефти в 1979 г. (с 14 до 32 долларов) способствовало резкому снижению темпов роста промышленности (1979г. – 9 %, 1980 г. – 3,5 %) и капиталовложений (1979г. – 6,4 %, 1980 г. – -5,9 %). Также увеличилось число безработных (в 1978 г.- 7,8 % по сравнению с 4,1 % в 1968 г.). Если на протяжении 1960-х г. среднегодовой прирост розничных цен составлял 8%, то в 1970-х гг. – 20%, а впоследствии цены резко выросли (1985 г. – 60 %). Также одной из основных проблем югославской экономики конца 1970-х гг. являлась валютная долговая кабала, в которую страну загнало руководство СКЮ, беря бесчисленные кредиты у Запада. Конституция 1974 г. позволяла республиками в обход центрального правительства брать займы у иностранных государств, что крайне сильно осложнило общее финансовое положение федерации. Внешний долг рос как снежный ком: 1971 г. – 1,2 млрд., 1977 г. – 9,54 млрд., 1985 г. – 21 млрд. Традиционной проблемой югославской экономики был и отрицательный платежный баланс. За период с 1965 по 1980 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составили 5,2 %, а импорта – 7,3 %. Дефицит внешнеторгового баланса в 1979 г. достиг суммы в 7,2 млрд. долларов. Если проанализировать структуру импорта в Югославию за указанный период то получается, что в среднем на долю сырья приходится 62 %, на машины и оборудование – 23 %, на товары широкого потребления – 15%. Руководство Югославии вместо вкладывания инвестиций в развитие производства отечественного сырья и энергии с долгим циклом окупаемости, сделало ставку на закупку дешевого сырья за рубежом для развития обрабатывающей промышленности с коротким циклом окупаемости. После удорожания многих ресурсов в 1974 г. экономика была вынуждена импортировать необходимо сырье для продолжения производства собственных товаров на экспорт(3). Зависимость от поставок сырья не позволило Югославии снизить количество импорта в 1980-е гг., что значительно ухудшило состояние торгового баланса. Экономический кризис в СФРЮ, повлиял на всё экономическое пространство страны, затронув все союзные республики. Кризис сопровождался резким спадом промышленного производства (снижение с 7,8% в 1960–1980-х годах до 1,4% в 1980–1989 годах), стремительным ростом безработицы, неконтролируемой инфляцией (которая достигла 167% к 1987 году) и падением уровня жизни. На фоне всех этих неблагоприятных процессов, в начале восьмидесятых годов прошлого века социалистическую Югославию охватила экономическая рецессия, для населения было установлено нормированное потребления электрической энергии, дефицитом стали многие продукты потребления, такие как кофе, сахар и стирального порошок, для покупки бензина владельцам автомобилей были введены топливные талоны. Чтобы обеспечить снабжение необходимым товаром местных жителей, и предотвратить спекуляцию, а также вывоз дефицитных товаров в другие регионы отдельные муниципалитеты ввели в обращение собственные товарные талоны (боны, ваучеры) (4). По решению штаба снабжения муниципалитета Карловац и в районе Карловацкой коммуны в 1983 году, были введены купоны на снабжение дефицитными продуктами. Этот способ продажи носил временный характер, и был направлен на обеспечение постоянного и равномерного снабжения всех потребителей на территории муниципалитета, чтобы предотвратить накопление избыточных запасов в домашних хозяйствах, возможные спекуляции и другие негативные явления, а также ожидание в очередях перед магазинами. Купоны напечатаны в трех разных цветах и предназначены для покупки пищевого масла, моющих средств и кофе. Количество выделяемых дефицитных продуктов определялось количеством членов семьи. Таким образом, каждый член семьи мог получать на месяц: 1,2 килограмма моющего средства в месяц, 1 литр пищевого масла и 100 граммов кофе. Право на покупку кофе имеют только члены семьи старше 16 лет. По данным штаба снабжения, для ежемесячных нужд Карловаца необходимо было обеспечить 70 000 литров пищевого масла, 6,5 тонн кофе и 80 тонн моющего средства. В общине Валево (Ваљево), в 1983 году, тоже были введены купоны на покупку дефицитных продуктов, напечатанных в трех разных цветах и предназначены для покупки пищевого масла, моющих средств и кофе. В Республике Македония в 1983 году были введены боны на масло, текст - "Февруари 1983 БОН МАСЛО ЗА ЈАДЕЊЕ 1 литар Месна Заедница - Скопје ", "Март 1983 БОН МАСЛО ЗА ЈАДЕЊЕ 1 литар Месна Заедница - Скопје ", боны имели шестизначный номер, и были отпечатаны в издательстве "М.З. Драчево". В начале 80-х годов годовой рост инфляции в СФРЮ составил 50%.В 1985 г. рост цен в Югославии составил уже 70%, а в 1988 г. - приблизился к 300%, а по некоторым данным - превысил эту величину. Текущий уровень инфляции, который был зафиксирован в начале 1989 г., давал основания предполагать, что по итогам года он может превысить 450%. В феврале розничные цены выросли настолько, что инфляция при сохранении такой тенденции по итогам года могла достичь величины почти в 1000%. В результате жизненный уровень стал падать, рост зарплаты не поспевал за ценами, по предварительным данным, только за 1988 г. реальные заработки трудящихся в СФРЮ уменьшились на 12,2%. Чтобы компенсировать рост инфляции, многие предприятия стали выпускать ваучеры на горячее питание, которые сотрудники получали за часть заработной платы. Эти ваучеры можно было обменять на еду в ресторанах компаний или магазинах, которые сотрудничали с данными предприятиями или сельскохозяйственными предприятиями, товар которых поступал по прямому бартеру за нужный или производимый товар. Это время выпускается огромное количество ваучеров на горячее питание, ваучеров на еду, абонентские боны на питание, предприятиями, магазинами, университетами. За эти ваучеры нельзя было получить или купить в магазинах, или кафе, пиво, сигареты, пачку кофе. Примеры: - JNA - Словения Bon Samo za interny upotrebu - Ваучеры для внутреннего использования Uprava Drustvene Ishrane Ljubljani- Podoficira Menza- Preplata za hranu – Управление общественного питания Любляны-унтер-офицерская столовая-предоплата за еду. Номинал: 1;2;5;10;20 динар Uprava Drustvene Ishrane Ljubljani- Podoficira Menza- Preplata za hranu- Restoran br.115 – Управление общественного питания Любляны- предоплата за еду - Ресторан №115. Номинал: 2;5;10;20;50динар; - Kartonazna tovarna LJUBLJANA bon za prehrano-200;500;1000 динар; - JAT - Jugoslovenski Aerotransport - YUGOSLAV AIRLINES В 80-х годах 20 века, Югославские авиалинии выпускали ваучеры, которые использовались в качестве платежных средств, для покупки продуктов питания в ресторанах, столовых и самолетах югославских авиалиний. Номинал: 100 динар " OOUR UGOSTITELJSTVO - VREDNOST BONA", и 200 динар -" OUR KDU- VREDNOST BONA". К этому времени относится выпуск абонентских бон, аэродрома Белграда, номиналом в 30 и 100 динар. - Сава Тент Обреновац Бон за исхрану радника -5;10;20;50 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - ДП за трговину, гостопримство и туризам "ПРОЛЕТЕР" РЕСАВИЦА. Новчани бон 50;100;500 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - ПКБ Беотурс - Јединствение бон за органщована је друштвена исхрана радника подручију граду Београда ПКБ Беотурс. РО за туризам и угостителство Београд- 5000;20000динар.Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - ПКБ Имес ДОО Индустрија за прераду меса - бон за топли оброк; - ПКБ Турист ООУР «Ресторани» Београд - бон за топли оброк -10 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); -- Narodna banka Jugoslavije - BON ZA ISHRANU ZA KORISCENJE USLUGA U BANCINOM RESTORANU – 10динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - Jugoslovenska Investiciona Banka Beograd novcani - bon za ishranu -10 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); -R.O. ,,UGOSTITELJSTVO I TURIZAM'' OOUR ,,DRU?TVENA ISHRANA'' SARAJEVO BON ZA TOPLI OBROK- 50 динар; - IHTM - Institut za hemiju, teghnologiju i metalurgiju Beograd(ИХТМ-Институт химии, техники и металлургии Белград) - BON ZA TOPLI OBROK 10 DINARA; - BIRAC - HOLDING PREDUZECE. BIRAC-STANDARD ZVORNIK - Nov?ani bon- 10; 100 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - Студентски центар Универзитета у Београду студентски новчани бон -0,10;0,50,1;5;10;50;100;500;5000 динара. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - Студентски дом "Добрило Стамболиh" Ниш Студентски новчани бон- 100;2000;5000 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - NARODNO SVEUCILISTE GLINA BON ZA TOPLI OBROK 15 DINARA- Народный университет Глина ваучер на горячую еду; - Sluzba drustvene Ishrane u saveznim organima i organizacijama Bon za ishranu(Служба общественного питания в федеральных органах и организациях) - 20000; 50000; 100000 динаров. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); - RSUP SRBiH(Социалистическая Республика Босния и Герцеговина Республиканская служба внутренних дел)- Bon za topli obrok -5000 динар ; - SLOGA DURDEVAC-PREHRAMBENI BON 100 000 Dinara - пишевой ваучер; - RO ISTARSKI BOKSITI - ROVINJ Nov?ani bon 100 Dinara.; - UNIKONZUM - ZAGREB Novcani bon- номинал 10; 100; 500 динар. Ваучеры отпечатаны в бюро по изготовлению банкнот (ЗИН- ZIN); -Soko Standard: Bon za topli obrok 100 dinara 1983; Novcani bon Soko Standard 5000 - Авиационная фабрика СОКО (SOKO - Vazduhoplovne Industrija Mostar, Vazduhoplovne Industrija SOKO DD) Mostar – не были выпущены. (3)рабочая группа исполнительного комитета Президиума CK SKJ и Федерального исполнительного совета 12 декабря 1977 года, был предоставлен документ о состоянии экономики СФРЮ, на текущий момент, в нем сообщалось: „вызывает беспокойство тот факт, что общий экспорт нашей экономики не может даже покрыть импорт материалов для ее текущего воспроизводства. В то же время снижается чистый валютный неэробный приток, который до этого года увеличивался. Это связано с более медленным ростом денежных переводов наших работников из-за рубежа, чем снятие иностранной валюты со счетов граждан и замедление роста валютных поступлений от туризма и транспортных услуг. При этом еще больше усугубляется и без того неблагоприятный региональный график нашего обмена с зарубежными странами, за исключением развивающихся стран, с которыми мы заметно увеличили обмены и общие экономические отношения в последние годы. Доля экспорта в развитые страны Запада снижается, с дальнейшим ростом импорта из этой области, который за последнюю часть года составил 57,5 процента от общего объема импорта “. (4) VECERNJE NOVINE " BONOVI - RUZNA EPIZODA"19.01.1983 Autori:P.SPARAVALO, J. PETROV -Вечерняя газета "Ваучеры-уродливый эпизод" Бономания становится опасной эпидемией, которая отвлекает от производства и труда, и здесь наше единственное »спасение« вместо дебатов о очередях перед действиями нужно обсудить, как мы работаем и как мы устраиваем беспорядки и явышлюк являются большим источником дефицита, чем нехватка товаров Ваучеры, которые в основном вводятся по собственной инициативе отдельными муниципалитетами и местными общинами, почти достигли масштабов эпидемии. Все больше и больше тех, кто видит в них малое спасение от нехватки, даже не вдаваясь в суть самого дела — что »ваучерами« получается слишком мало, а слишком много теряется. Плохое снабжение становится все более политической проблемой, и поэтому неудивительно, что последний шаг Президиума федеральной конференции SSRNJ(Социалистический союз рабочих Югославии), который потребовал от Ассамблеи СФРЮ( Skup?tina SFRJ(Ассамблея Социалистической Федеральные Республики Югославии) и SIV(Saveznog izvrsnog veca- федеральный исполнительный совет) принять срочные меры для окончательного устранения дефицита. Предложение основных продуктов питания может быть улучшено только за счет увеличения производства, лучшей и более эффективной организации и более последовательной ответственности, а не за счет распределения товаров по ваучерам, отмечают на федеральной конференции. Перед Конституционным судом за или против ваучеров это вопрос, который в последнее время ломается во многих местах. Недавно Конституционный суд Югославии вмешался в эту «бономанию» и объявил ее неконституционной и незаконной, подчеркнув, что«свободный оборот товаров и услуг на всей территории СФРЮ является одной из основ югославского рынка». Сторонники ваучеров сразу же отреагировали аргументом о том, что есть республика, Конституции которой содержат положения, позволяющие принимать на их основе соответствующие положения об ограничении товарооборота. Инициатива по регулированию введения талонов на поставку специальным законодательным актом не прошла и в Ассамблее СФРЮ. Резко выступив против ваучеров, делегаты комитета Ассамблеи по рынкам и ценам недвусмысленно заявили, что дебаты о ваучерах уже должны быть прекращены. Даже Исполнительный совет парламента Хорватии не принял легализацию ваучеров. Не помогли и аргументы, выдвинутые сторонниками ваучеров - что нынешние очереди перед магазинами ведут к анархии и идут на пользу тем, кто сомневается в самоуправлении. Дискуссии о ваучерах продолжаются. Все больше и больше тех, кто выступает против них, и все же «бономания» распространяется. Они были введены даже в больших городах. У жителей Сараево уже давно есть ваучеры, как и у жителей Скопье (на масло и моющее средство), и белградцы ввели свои ваучеры(списки). Из 38 местных общин Мостара ваучеры были введены в 32. По спискам «делится» сахар, кофе, стиральный порошок и масло в Аранджеловаце(Arandelovac). В Сплите они, скажем так, категорически против ваучеров, но их вводят в близлежащих местах. Однако даже последняя попытка с помощью административно-распределительных мер улучшить поставки нефтепродуктов и, таким образом, добиться «благосостояния» не дала ожидаемых результатов. Со многих официальных сайтов все чаще слышно, что с момента введения талонов на бензин ваучеров не было. Вместо экономии потребление дизельного топлива было увеличено во время« правления " ваучеров на целых 20%, говорится на последнем заседании президиума SK SSRNJ. И этот бросок копья в шипы, кажется, не может убить тех, кто видит решение проблемы нехватки в давно преодоленных методах. Ностальгическое обращение к прошлому с напоминанием о том, что мы поступали так после войны, когда у нас не было ничего, кроме энтузиазма, сегодня не дает никаких результатов — список продуктов, которых нет, расширяется, а очереди на улицах становятся длиннее. Основной тезис "бойцов" за ваучеры-порядок любой ценой-пригодился только сатирику, чтобы заметить, что мы, наконец, «все в порядке». И аргумент о том, что с помощью ваучеров добиться равенства всех граждан в поставках, стоит на стеклянных ножках. О том, что о каком-то равенстве, которое должно быть обеспечено административным путем, говорить нельзя, свидетельствует опыт работы с бензиновыми ваучерами. За «Рено - 4», « zastavu 101» или каким-то "Опелем" следует такое же количество бензина -40 литров. Ваучеры есть, товаров нет во многих муниципалитетах, городах, деревнях и местных общинах потребители теперь имеют ваучеры, но продукты в магазинах нет. Однако это не единственная проблема, даже там, где есть, что взять за ваучеры. Сначала это почувствовали наши работники, живущие за границей. Они приехали на родину, чтобы провести с семьей зимние каникулы и остались без основных продуктов, потому что их имена не были включены в списки. Что будет, когда они прибудут на летний, гораздо более длительный отпуск. Если это для комфорта, нет никаких разумных экономических причин терпеть периодический дефицит и нерегулярное снабжение, утверждают знатоки этой проблемы. Дефицит, причем все более и более ожесточенный, все же есть. Почему? Лучшее снабжение даже "бережливое" производство обеспечивает лучшее снабжение, чем нынешнее, утверждает секретарь Федеральной конференции SSRNJ Ненад Бучин. Мы слишком медленно договариваемся, граждане это знают и реагируют обоснованно. Они особенно недовольны тем, что это медленно делается в Федерации. При практической работе в массах трудно объяснить и особенно обосновать эти явления. Даже в случаях отклонения от согласованных взглядов и политики нет реальной реакции, потому что каждый такой случай «прикрыт» каким-то неприкасаемым интересом, отмечает Бучин. На примере нефти федеральный секретарь по рынкам и общим экономическим вопросам лука Рейич показал, насколько медленно мы договариваемся. Мы знаем, сколько нефти нам нужно и сколько в стране мы можем производить, говорит Релич. Таким образом, мы также знаем, сколько нам нужно иностранной валюты для импорта этого жизненно важного продукта, но даже в этом случае мы месяцами договариваемся о том, что и как мы будем делать. Или, добавил Релич, как мы можем терпеть нехватку муки в некоторых регионах, когда прошлогодний урожай пшеницы был рекордным, более шести миллионов тонн. В среду снова идет медленная договоренность, обусловливая поставки не только муки, но и других продуктов, которых в стране достаточно. В диалогах между деловыми партнерами все чаще можно услышать «если вы дадите мне то, что мне нужно, вы получите то, о чем просите». Потребители могут понять дефицит, вызванный объективными причинами, и готовы отказаться, но не готовы терпеть субъективные слабости, дезорганизацию, недостаточную кординацию и нарушение социалистической морали, сказал недавно член Президиума СК SSRNJ Марьян Рожич. Они также готовы сэкономить, но им не сказали, сколько и когда. Все это подпитывает психоз безмерного накопления запасов, когда они получают в свои руки товары, которых нет на рынке. Потому что многие обещания стабилизировать рынок не сбылись. То, что они для ваучеров и тех, кто отвечает за поставку, также «понятно». Таким образом, они перекладывают ответственность и свои обязательства на другого, и не обращают внимания на тот факт, что административно переработанное потребление позволяет более слабым производителям получать средства к существованию. Следует ожидать, что более ценные также будут лень, приспосабливаясь к требованиям, чтобы производить только столько, сколько «покрыто» ваучерами. Смогут ли они с таким отношением к производству обеспечить экспорт миллиардом долларов, тем самым решив проблему поставок и оставив ваучеры эпизодом, который нужно как можно скорее забыть. Цена. То, что ваучеры вовсе не дешевое »развлечение«, показывает и цена их печати. Руководитель хозяйственно-бухгалтерского сектора бюро по изготовлению банкнот Йован Королия говорит, что печать талонов на бензин обошлась в 35 миллионов динаров. К этому следует добавить счет «Югопетрола», по которому один ваучер стоит им 76 пар. Так много расходов на сбор, регистрацию и отправку ваучеров. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ В Китае многие из наиболее важных продуктов можно купить только за ваучеры. Каждый гражданин может, например, покупать только шесть метров хлопчатобумажной ткани в год. Также рациональны поставки риса, масла, яиц... Самая сложная ситуация - с молоком. Он продается только для младенцев, а дети до трех лет могут получать только два децилитра в день. Различным ограничениям в Польше, по некоторым расчетам, подлежат около трехсот пунктов. В качестве средства рационального снабжения ваучеры формально не используются в Советском Союзе. Во многих городах во внутренних районах СССР ваучеры, тем не менее, в зависимости от конкретной ситуации, используются для различных продуктов питания, и решение об этом принимается местными органами власти и партийным руководством. По официальным данным, в Румынии еще не введены ваучеры. Неофициально подтверждается, что для всех граждан были введены списки закупать в ближайшем магазине до литра масла и полутора килограммов сахара на душу населения в месяц. |
3
: Вчера в 21:25:01
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Fox Notes | ||
Спасибо
|
4
: Вчера в 20:46:38
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Каспий17 | ||
На фото- верхняя бона с полем без микротекста, нижняя для сравнения.
|
5
: Вчера в 20:45:14
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Каспий17 | ||
Лицевая и оборотная стороны.
|
6
: Вчера в 20:43:40
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Каспий17 | ||
Можно добавить в каталог банкноту Казахстана 5000 тенге 2012 (2015), подпись К. Келимбетов, брак печати- отсутствует микротекст на крайнем правом поле оборотной стороны.
|
7
: Вчера в 19:23:03
|
||
Автор мистер Запас - Последний ответ от мистер Запас | ||
В СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия), в период строительства самоуправляемого социализма, выпускались разнообразные боны (ваучеры), для приобретения различных продуктов питания и товаров. Особенно много выпусков этих бон пришёлся на период с 1983 по 1990 годы.
В СФРЮ, выпускались следующие виды бон (ваучеров): - Новчани бон - Денежный ваучер; -Интерни новац - Внутренние деньги; -Абонентски бон- абонентский бон- документ, дающий право на получение абонентских услуг, таких как питание;. - Бон за исхрану радника - Бон для питания рабочих;(1) - Бон за исхрану - Бон для питания;(1) - Бон за топли оброк - Ваучер на горячую еду(1). Многие боны (ваучеры) имели номинал денежной стоимости. Некоторые боны были без номинала. (1)Руководство предприятий на основе соглашения между советом работников данных предприятий обеспечивало гарантированное питание в рабочее время в соответствии с социально-экономическим порядком того времени. Обычно это относится к финансированию питания, организации столовых и возможности использовать питание на территории предприятия или рядом с ним. Соглашение определяло способ финансирования обедов для рабочих, то есть, кто будет нести расходы на питание - будет ли это бизнес, рабочие или расходы будут разделены. Многие боны (ваучеры) имели номинал денежной стоимости, некоторые из них были без номинала. Период 1946-1975 После окончания Второй мировой войны Югославия была опустошена, экономика разрушена. В этот период в экономике была принята система классической концепции плановой экономики. Кроме того, была острая нехватка продовольствия и промышленных товаров, для решения этой проблемы государство ввело ограничении потребления продовольствия и услуг, введя дополнительно к зарплате, продовольственные и товарные карточки. Граждане были распределены на категории: рабочие, служащие, военнослужащие. иждивенцы, инвалиды и т. д, которым выдавались данные карточки на приобретение необходимых продуктов и товаров. Граждане ФНРЮ получали буклеты с карточками с отрезными купонами (марками) в дополнение к зарплате, данные купоны позволяли покупать в месяц определенное количество хлеба, мяса, масла, жира, молока, изделий из текстиля и т.д. (2) Для приобретения продукции для крестьян (фермеров), использовались справки о продаже сельскохозяйственной продукции с отрезными купонами, которая служила в качестве дополнительного платежного средства. Выпуск 1948-1949гг. На основании сдачи с-х продукции, крестьянам выдавались справки, по которым они могли приобрести необходимые им товары по низким фиксированным ценам. Текст на справке: "Potvrda o prodaji poljoprivrednih proizvoda. Bez potvrde kuponi ne vaze " Na osnovu ovoga bona zemljoradnik ima pravo da kupi po nizim jedinstvenim cenam", или: "Потврда о продаји пољопривредних производа. Без сертификата, купони не важе "на основу овог ваучера, пољопривредник има право да купује по ниској јединственој цени" - "Свидетельство о продаже сельскохозяйственной продукции. Без сертификата купоны не действуют "на основании этого ваучера фермер имеет право покупать по низкой единой цене". Номиналы:10;50;100;200;500;1000 динаров. С 1949 по 1951 гг, был, достигнут довоенный уровень экономического развития страны. После 1952 года, вертикальное командное планирование было заменено прямыми горизонтальными отношениями относительно автономных предприятий через регулируемый рынок с социальной собственностью. Государство имело полный контроль над инвестициями, инвестиционные фонды распределялись по предпочтениям планировщика, а не по сумме полученной прибыли. В период административной рыночной экономики предприятия не принимали самостоятельных решений о распределении доходов и расширении воспроизводства. Самый большой источник капитала приходился на переводы из аграрного сектора в промышленный сектор. Микроэкономические решения принимались самоуправляющимися компаниями, деятельность которых координировалась на рынке. План больше основывался на манипулирование стимулами, чем на команде. Согласно указанию Президиума народной Скупщины FNRJ от 12.4.1950 года, был создан Совет по торговле товарами правительства FNRJ(Savet za Promet Robom Vlade FNRJ) в рамках более широкой реорганизации федеральной власти, которая направлена на децентрализацию и деэтатацию управления на федеральном уровне. Совет по обороту был сформирован для "общего управления делами торговли, снабжения, государственных закупок, туризма и организации питания из федеральной юрисдикции, а также для координации деятельности органов народных республик, отвечающих за эти дела". С начала основания совет вошел в состав Экономического совета правительства FNRJ, который в течение всего своего существования (1944-1953) был главным создателем экономической политики всей страны. Совет был отменен 13.1.1953. От имени совета были выпущены следующие ваучеры: 1 )Industrijski bon - Промышленный бон. Эти талоны выпускались Советом по торговле товарами правительства Федеративной Народной Республики Югославии. На эти ваучеры работники промышленных предприятий могли покупать продукты и некоторые другие товары. Были выпущены следующие номиналы:1;2;5;10;20;50;100;500;1000 динар. 2) Bon za otkup - Бон для покупки. Эти ваучеры были выпущены правительством FNRJ. В отличие от рабочих промышленных предприятий, которые использовали промышленные продовольственные талоны, крестьяне за продажу своих продуктов государству, часть выручки получали продовольственными талонами на покупку, вместо реальных денег. За них они могли покупать необходимые промышленные товары и расходные материалы. Номиналы: 1;2;5;10;20;50;100;500;1000 динар. 3) Bon za prehranu - Продовольственные талоны на еду. В отличие от предыдущих ваучеров, которые можно было использовать для покупки различных товаров, эти продовольственные талоны использовались исключительно для покупки продуктов питания. Были выпущены следующие номиналы: 1; 5; 10; 20;100 динаров. Аналогичные ваучеры) Bon Za otkup i za prehranu - За покупки и за еду, были подготовлены военной администрацией J.A. Югославской зоны S.T.T. -“Vojna uprava J.A. Jugoslovenske zone S.T.T.", для территории STT (свободная территория Триест). Ваучеры имели следующие номиналы: 1, 2, 5, 10, 20 и 50 динаров. Помимо текста на словенском языке “Za prehranu”, была надпись и на итальянском языке- PER ALIMENTARE - для питания. Нуждающимся гражданам СФРЮ, выдавались «CARE»-karta, от помощь Югославии ООН и США. Также в это время выпускаются различные боны некоторых магазинов, например боны магазина Robna kuca "Narodni Magazin" Sarajevo- 100;500;1000;5000 dinar -1958г., абонетские боны различных преприятий и организаций- Abonentski bon - kod potrosnje jela vrijedi- Sluzba Radnickog Snabdevanje Pri Produzecu Zelezara Sisak Predgrade-1;5;10;50 dinara, ваучеры на питание(Bon za ishranu), и ваучеры на горячую еду(Bon za topli obrok Для офицеров и прапорщиков были выпущены ваучеры на офицерское снаряжение- Bon za oficirsku opremu . Выдавались эти ваучеры офицерами прапорщикам JNA. Номиналы: 100; 500 динаров. В начале 1960-х годов от этой системы начали отказываться не из-за плохой работы, а из-за недовольства различных групп югославского общества, которые ожидали, что альтернативная система принесет им больше пользы. В частности, Против концепции административной рыночной экономики выступали более развитые регионы, особенно Словения и Хорватия, некоторые политики из слаборазвитых регионов, опасавшиеся сербского политического господства, компании, находившиеся в привилегированном положении, а также интеллектуалы, выступавшие за большее влияние рынка. Эта группировка получила название коалиции за децентрализацию. За сохранение системы выступали более слаборазвитые регионы, рабочие на менее прибыльных предприятиях и более старые партийные кадры, они составляли коалицию за централизацию. Первой компанией в Сербии, которая ввела свои внутренние деньги (купоны) был сельскохозяйственный кооператив из Брза Паланка (Пољопривредно задруга Брза Паланка). Первое упоминание об этих “деньгах” датируется декабрем 1970 года. Данные внутренние деньги использовались для выплаты заработной платы сотрудникам кооператива, а так же широко принимались при наличном денежном обращении во всех местных магазинах, и даже в близлежащих деревнях. Были выпущены купоны следующих номиналов: 1;5 и 10 динар. 1 января 1973 года, текстильный комбинат „Nitex” расположенный в городе Ниш, выпустил для сотрудников комбината, «внутренние деньги» ( интерни новац), достоинством в 50 пара, 1, 2, 5 и 10 динар. Внутренние деньги были выпущены на общую сумму 850 000 динаров, из них: 50 пара- 40 000 шт.; 1 динар -60 000 шт.; 2 динара- 60 000шт.; 5 динар- 50 000 шт.; 10 дин. 40 000 шт. Позже была выпущена вторая серия данных «внутренних денег». Данные деньги сотрудники могли потратить на покупку еды в ресторане или кафе принадлежащих комбинату,или в других заведениях общепита города Ниш, которые заключили договор с комбинатом на обслуживание работников текстильного комбината „Nitex”. (2) Общие продовольственные карточки на хлеб и другие продукты питания типа:„Г” („для граждан”) карточка „T” („для трудниц”, беременных женщин) карточка содержала отрезные купоны на молоко, мясо и сахар). Карта „B”- для больных. Карточки „D”, „D2”(Д; Д2) содержащие купоны на 200 граммов хлеба каждый день, карточки с кодами „P-2” „R-2”„R-3 на сахар, соль, мясо, жир, кофе, мыло, карточки „Г”, „Г-1” на мясо, жир и другие пищевые продукты, карточки ”„Po”„SO-2”, на продукты питания. Потребительская карта „К " для домохозяйства. Карточки „ИР”, были выпущены номиналом в динарах для „дополнительного снабжения по более низким ценам”, карточка одержала купоны на сумму 450 динаров. Существовали также карточки „К” и „К-1” для древесины, гвоздей и аналогичные изделий. |
8
: Вчера в 19:18:14
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Fox Notes | ||
Новости сайта FOX NOTES - 30 июня 2025.
1. ОБНОВЛЕННЫЕ СТРАНИЦЫ 1.1. Добавлены новые сканы Banco di Napoli http://fox-notes.ru/img/italia_NEO_C_c922.htm Эмиссии Bank Indonesia. Индонезия. Выпуск 1992. http://fox-notes.ru/img/Indonesien-Abs-25-D241220.htm Португальская Западная Африка. Banco de Angola. Выпуск 1927. http://fox-notes.ru/img/Banco-de-Angola-Ausf-I-11072022.htm ----------------------------------------------------------- 1.2. Дополненные и исправленные страницы Республика Абхазия http://fox-notes.ru/img_sng/ABCHASIA_d20092018.htm Новости денежного обращения http://fox-notes.ru/ross_bon/Bonistika_portal_1_NEO_BILET.htm -------------------------------------------------------------- 2. НОВЫЕ СТРАНИЦЫ Herie-la-Vieville http://fox-notes.ru/img/Herie-la-Vieville-2I.htm Национальный банк Республики Абхазия объявляет о выпуске в обращение памятной банкноты номиналом 50 апсар (2025 год) http://fox-notes.ru/gezetz/Gesetz-ABCHASIA-2025-1-2J.htm ---------------------------------------------------------------- 3. Переработка каталога денежных знаков России Великое Княжество Финляндское. Финляндский Банк (Suomen Pankki, Finlands Bank). Билет 100 марок золотом тип 1898 года. http://fox-notes.ru/img_rus/Finlands-Bank-Sedel-1898-100-Mark-2G.htm -------------------------------------------------------------- |
9
: Вчера в 19:11:06
|
||
Автор RAMOS - Последний ответ от Fox Notes | ||
Спасибо.
|
10
: Вчера в 19:10:45
|
||
Автор Fox Notes - Последний ответ от Fox Notes | ||
Сегодня упал форум. Сейчас работа налажена.
|