Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - ab2111

Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8
91

Есть ли какие-нибудь дополнительные данные по нему в архивах?

Есть. В конце прошлого года историк бумажного производства в России А. П. Балаченкова обнаружила в фонде ЭЗГБ (ЦГИА СПб) документы, из которых следует, что 15-рублевки были изготовлены по указанию Я. Я. Рейхеля. В августе 1856 года он, отправляясь в заграничную командировку для изучения технологий производства банкнот, взял их с собой как образец того, что должна была производить ЭЗГБ после предполагавшейся реконструкции. Как известно, во время командировки (в Брюсселе) Рейхель умер, и находившиеся у него образцы вместе с другими документами, были возвращены в ЭЗГБ.

92
За прошедшие после моего доклада полтора года мне удалось найти новые материалы по теме.
Поэтому сейчас я уже не уверен, что причина исчезновения купона и водяного знака на 50-рублевке - спешка.
К этой версии добавились еще две. Возможно, истина лежит где-то посередине, и на отсутствие водяного знака повлияло несколько факторов.

Первая: новая 50-рублевка была защищена достаточно хорошо и без водяного знака, поэтому, принимая во внимание ее номинал, его сочли лишним. В пользу этого говорит текст заметки, опубликованной в "Петербургской газете" в 1900 году, где содержится пространное интервью корреспондента с не назвавшим себя сотрудником ЭЗГБ (вероятно, Г. И. Франком). Там написано и про усложненную по сравнению с 100- и 500-рублевыми купюрами орловскую печать, и про особую тонкую бумагу. Текст заметки - ниже.

Вторая версия: новая 50-рублевка лишилась купона из-за требований Госбанка, которому были неудобны банкноты крупного размера. В 1909 году по требованию Госбанка началась работа над новыми банкнотами уменьшенного размера, т. к. банкноты, которые были в обращении и проектировались тогда, не были удобны. Подробно об этом - в статье вашего покорного слуги, опубликованной в последнем выпуске "Нумизматических чтений" ГИМ. Статья - во вложении.



В. Пр-ов.
 «Защита» кредитных билетов

С сегодняшнего дня начинают циркулировать новые кредитные билеты 50-рублевого достоинства. Они были заготовлены уже давно, и в отчетах Экспедиции заготовления государственных бумаг значатся «образца 1899 года». Я видел их в витрине Экспедиции, присланной на парижскую выставку, кажется, недели за две до ее открытия.
Выпуск новых кредитных билетов в публику для Экспедиции заготовления государственных бумаг – событие. Как-то их примут? Как к ним отнесутся? Как… начнут подделывать? Вот вопросы, которые волнуют Экспедицию при выпуске новых денег.
Конечно, такое волнение вполне понятно: каждому производителю, не абсолютно лишенному самолюбия, дорого его производство. Но для сильных волнений Экспедиции имеется еще особенная, специальная причина.
Это – отсутствие в массе публики правильной оценки достоинства бумажных денег.
Так сказала мне вчера сама Экспедиция.
Вот ее слова:
— К сожалению, русская публика до сих пор не может уяснить себе сущность достоинства кредитного билета. Она смотрит на него исключительно как на картинку. А это в высшей степени неправильно.
Здесь я должен остановиться: моя фраза «так сказала мне вчера сама Экспедиция», пожалуй, вызовет некоторое недоумение. Разговор с Экспедицией – это что-то новое… С кем же именно: со стенами, трубами, машинами?
Недоумение надо выяснить. Я обратился вчера в Экспедицию заготовления государственных бумаг к лицу, заведующему специальным отделом, и получил от него ответы на все интересовавшие меня вопросы.
— Прошу только об одном, – сказал мой собеседник, – не называйте моей фамилии.
— Почему?
— Потому что у нас здесь нет ни Иксев, ни Игреков, ни Зетов. Здесь – Экспедиция. Все мы работаем для Экспедиции, а сами по себе ничего не значим, ничего из себя не представляем. Мы крошечные пружины огромного, сложного механизма. Значит и надо говорить только об этом механизме и только от его имени.
Возразить что-нибудь против такого аргумента было трудно. Приходилось сознаться, что мой собеседник прав.
Тогда я забыл фамилию лица, сидевшего со мной в кабинете, увешанном чудными гравюрами, и решил, что я разговариваю с Экспедицией заготовления государственных бумаг.
***
— В чем же Вы обвиняете публику?
— В том, что она придает слишком много значения художественной стороне кредитного билета. Это, как я Вам уже сказал, совершенно неправильно: мы могли бы приготовлять кредитные билеты несравненно высшего достоинства в художественном отношении, но эти билеты, как деньги, никуда не годились бы.
— Это почему?
— Да потому, что достоинство кредитного билета, прежде всего, в том, чтобы он был хорошо защищен.
— Защищен? От кого или от чего?
— От подделки. В этом отношении мы можем похвастаться: с момента выпуска новых 25-рублевых, т. е. уже лет семь наши билеты совершенно перестали подделывать. Я говорю, конечно, не о подделках ручных, когда тому или другому субъекту удается с громадным трудом подделать одну бумажку: это пустяки. Опасны фотомеханические подделки, благодаря которым бывает наплыв в страну фальшивых бумажек. Такие подделки производились прежде за границей и присылались или привозились в Россию тысячами листов.
— Какие бумажные деньги подделывались у нас последние?
— Сторублевые старого образца. Они не менялись тридцать лет и, для того времени, были исполнены безукоризненно. Но в конце концов и их начали подделывать, а особенно удачно благодаря тому, что водяные знаки на этих бумажках были затемнены с обеих сторон печатью. Вот вам сторублевый билет старого образца: посмотрите его на свет, вы почти не различите водяных знаков.
Мне был передан сторублевый билет старого образца, вынутый из большого конверта, лежавшего в аккуратно завязанной папке.
Я посмотрел. Действительно, водяных знаков не было видно.
— А взгляните-ка на билеты пятисотрублевый и сторублевый, нового образца…
Из той же папки появилось… шестьсот рублей.
— Теперь Вы, конечно, понимаете, почему мы помещаем портреты Петра I и Екатерины II, сделанные водяными знаками, на совершенно чистых купонах. Они прекрасно видны каждому, а подделать их чрезвычайно трудно.
Все это я понял, но вместе с тем, каюсь, заподозрил Экспедицию заготовления государственных бумаг в слишком легкомысленном отношении к кредитным билетам высокого достоинства.
Однако мое подозрение было напрасно. Когда я стал внимательнее рассматривать пятисотрублевый билет, то увидал, что посреди его было выбито слово «образец».
***
— Итак, нынешние билеты пятисотрублевые и сторублевые защищены превосходно?
— Да. В этом не может быть сомнения. Их защита вполне может быть названа полной.
— А как она достигается?
— Следующими средствами: во-первых – изготовлением бумаги высшего качества, чисто пеньковой, во-вторых – водяным знаком, о котором уже шла речь, и в-третьих – особым способом типографской печати, изобретения техника Экспедиции И. И. Орлова.
— Что это за способ?
— Сущность способа Орлова состоит в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов или красок с одной печатной формы или клише. При этом линии рисунка непрерывно переходят и от одного цвета в другой, точнее говоря – изменяются в цвете, не прерываясь, причем непрерывность линий рисунка, при переходе из одного тона в другой, всегда остается явным и легко отличимым признаком новой печати, особенно при сравнении с воспроизведениями подделок другим способом.
— Каким образом может быть применен способ Орлова к защите пятисотрублевых и сторублевых билетов?
— Двояким: на лицевой стороне и на обратной. Рассмотрим сначала лицевую сторону. На лицевой стороне напечатана предохранительная сетка, состоящая из перевязи цифр 500 или 100, переходящая введением двух тонов – красного и синего или зеленого или коричневого – в крупные цифры «100» на сторублевом билете и цифры и слова «500 рублей 500» на пятисотрублевом билете. Следует обратить внимание, что перевязочные цифры 100 или 500 постоянно изменяются в своих размерах, то укорачиваясь, то удлиняясь по всей площади билета. На той же лицевой стороне вся черная пропись и портреты напечатаны металлографским способом, подделка которого с помощью фотографии сейчас же сказалась бы бледностью и монотонностью рисунка, вместо той бархатности и рельефности, какие замечаются на настоящих билетах. Подделка же теми же способами, какими работают в Экспедиции, т. е. гравированием на стали, всегда сопровождалась бы несходством портретов по сравнению с оригиналами.
— А обратная сторона?
— Вся обратная сторона – сетка и пропись – отпечатана за один раз несколькими красками по тому же способу Орлова. Чистота исполнения, при такой тонкости линий и разнообразия их переплетения и резкий, но без пятен, переход одного цвета в другой одного и того же рисунка и особенно воспроизведение текста извлечений из закона белыми буквами на пятисотрублевом билете, на красном фоне, занимаемом синим гербом, – все это является недостижимым при других способах печати. Белые буквы текста образованы сохранением чистого фона бумаги и, при разглядывании билета на просвет, они кажутся светлыми и прозрачными. В случае же подделки их белой краской типографским способом, оне, при таком же рассматривании на просвет, показались бы черными. Кроме того, самое получение рисунка государственного герба синими линиями по красному фону, а также и отчетливое печатание бордюрной рамки со словами «пятьсот рублей» двумя красками, красной и синей, является в высшей степени затруднительным, пожалуй, даже невозможным, при других способах печати.
— В этом же роде, вероятно, скомпонована и защита новых 50-рублевых билетов?
— Да. Защита пятидесятирублевых билетов на лицевой стороне одинаковая с защитой билетов сторублевых и пятисотрублевых. На оборотной стороне – иначе. Там белые буквы – извлечение из закона о размене и наказании за подделку – на многоцветном фоне с проходящими через него буквами «ГКБ», окаймленными фиолетовой тенью, являются еще более трудными для подделки сравнительно с такой же комбинацией на пятисотрублевом билете. Такой же точно трудностью подделки отличается в виньетке на левой стороне билета пропись «пятьдесят рублей», расположенная на сетке красного тона, перекрытой сеткой синего цвета. Бордюрная линия, окаймляющая всю виньетку и кажущаяся темно-фиолетовой, состоит на самом деле из двух цветов – красного и синего. Бордюрная рамка по краям всего билета со словами «пятьдесят рублей» и с цифрами «50» в четырех ее углах образована из линий зеленого цвета и из маленьких синих точек, являясь, как и на билетах пятисотрублевого достоинства, прекрасной защитой от подделки всякими другими способами…
***
Так «защищает» кредитные билеты Экспедиция заготовления государственных бумаг.
Придумывая все эти сложнейшие комбинации для охраны наших же карманов, Экспедиция, в сущности, совершенно права, жалуясь на публику, что та постоянно твердит: «Ах, какие у нас некрасивые бумажные деньги!..»
Допустим – некрасивые, хотя и это неправда… А разве лучше было бы, если бы из трех изящных бумажек, циркулировавших в публике, одна была бы фальшивой? Говорят, нечто подобное происходило с последними красными десятирублевками: в Государственный банк, якобы, ежедневно доставлялись по несколько тысяч штук таких фальшивых «красненьких».
Нет, уж пусть лучше кредитные билеты будут некрасивыми, но верными. Это куда спокойней.

«Петербургская газета», 1900 г. № 225, 16 августа.


93
Выставка "Деньги, которых не было" работала до 30 декабря 2019 года. В настоящее время идет подготовка к следующей выставке, которая будет посвящена 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

По материалам выставки "Деньги, которых не было" готовится альбом, в котором будут опубликованы все экспонаты выставки и дополнительно другие эскизы и пробные оттиски банкнот, не выпущенных в обращение.

94
До конца работы выставки осталось меньше месяца. Поэтому 18 декабря (это среда) ваш покорный слуга будет проводить специальную экскурсию по ней для коллекционеров и исследователей-бонистов. Если хотите прийти и послушать, приходите в Дом фондовых капиталов петропавловской крепости. Вход - по билету в музей.

95
Будет ли опубликована статья А. Алямкина о защитных метках АБНЦ? Со второй конференции Гознака, я смотрю, статьи уже есть. Заранее спасибо за ответ.

А. Алямкин сотрудником нашего музея, увы, не является. Спросите его, - если он будет не против, я могу выложить pdf его статьи.

96
Конференция благополучно прошла, надеюсь, что все ее участники были довольны. Сборник поступил в музейную лавку.

Ниже - жетон конференции, выпущенный Санкт-Петербургским монетным двором в двух вариантах.

"Серебряный" жетон предназначался докладчикам, "золотой" - организаторам и ведущим секций. Кроме того, часть жетонов поступила в музейные собрания.

За основу для жетона был взят эскиз 10-рублевой банкноты, выполненный художником Адольфом Шарлеманем в 1890 году.

97
А доклады будут публиковаться потом?
Кое-чего не мешает почитать.

Сборник материалов конференции по традиции будет отпечатан к ее началу.

98
На всякий случай добавлю - если кто-то хочет поприсутствовать на заседаниях конференции, это нужно согласовать с оргкомитетом (8(812)324-14-00, доб. 1824 или по почте - konfmuseumgoznak@gmail.com).

99
Есть пробы с ирисовой печатью с номиналами, где ее быть не должно, - например, 10 рублей 1843 года, где красный цвет переходит в синий.

Вот это интересный факт, спасибо!
Он вполне может внесён в копилку доводов в пользу доморощенного изготовления обсуждаемого знака. Ведь на 15 р. как раз тоже подобие  "ирисового раската", который в выпущенных знаках не использовался на номиналах меньше сотенного билета. Видимо он в то время был сильно дороже в себестоимости.
А тут раз на десятке пробовали, то и на 15 вполне могли.

Пожалуйста.
при этом Николай I утвердил красную расцветку 10 рублей еще по эскизу (он сохранился). То есть пробы на "десятке" с "ирисом" чисто теоретически могли делаться и после начала выпуска обычных банкнот. К сожалению, никаких датирующих привязок, кроме даты на самой банкноте, пока нет.
100-рублевка с "ирисом" была для своего времени очень хорошо защищена, ее почти не подделывали. У нас в альбоме сохранилась лишь одна подделка этого номинала, а всего их было, кажется, 4 или 5 родов. Это гораздо меньше, чем остальных.

100
Пробных оттисков депозитных и кредитных билетов 1840-х - 1850-х годов вообще в Гознаке сохранилось немного, и все они (кроме обсуждаемых 15 рублей) представляют собой оттиски обычных по виду стереотипов, отличные или по бумаге, или по цвету печати. Есть пробы с ирисовой печатью с номиналами, где ее быть не должно, - например, 10 рублей 1843 года, где красный цвет переходит в синий. В 1851 году экспериментировали с бумагой и сделали много проб.
Поскольку никаких вопросов об изменении оформления кредитных билетов образца 1843 года до второй половины 1850-х годов не возникало, логично, что проб по оформлению нет. Общая концепция 15-рублевки не оставляет сомнений, что она должна была быть "встроена" в линейку кредитных билетов образца 1843 года. Необычный фон отражает тот "путь", который прошла эволюция технологии, "художественных вкусов", наконец, дизайна за период с 1843 по 1856 годы. Это как 500 рублей модификации 2011 и 1997 годов.

Цель выпуска 15 рублей нужно искать в документах. Возможно, дело действительно в польских делах, возможно это как-то связано с колебаниями курса кредитных билетов в военное время. Например, как показал В. В. Бартошевич, одной из причин возобновления чеканки 25-копеечных монет в 1827 году была их тождественность 1 ассигнационному рублю. Возможно, и тут было что-то подобное. Но пока это все гадание на кофейной гуще.

Что касается практики изготовления пробных монет за границей, - она действительно была. Но изготовление штемпеля для чеканки монет и изготовление инструмента для отлива бумаги и печати банкнот - вещи, мягко говоря, разные по трудоемкости и технологичности. К тому же пробные монеты, изготовленные на иностранном оборудовании, как правило, были с заведомо искаженными надписями и не напоминали российские монеты обычного образца. Тут же - все атрибуты бланка кредитного билета со всеми полагающимися текстами. Изготовление банкнот традиционно гораздо более охраняемое и засекреченное дело, чем изготовление монет, поэтому такое концептуальное копирование иностранной фирмой российской "кредитки", повторюсь, было бы с большим "душком".

101
В архивах документы о выпуске этого знака пока не найдены. Однако в собрании Гознака есть несколько оттисков в разных цветах.
Я думаю, что этот знак печатался в ЭЗГБ, и дата "1856" там стоит "авансом".
Как известно, в 1856 году печать кредитных билетов в ЭЗГБ была многократно усилена, что потребовало чрезвычайных мер. В ЦГИА СПб сохранилось объемное дело, из которого ясно видно, что Экспедиция в тот год стояла на ушах, и ей точно было не до разработки новых купюр - выполнить бы программу по печати старых. Что характерно, в этом деле нет ни слова об этом билете.
Что касается герба - если оттиски были сделаны до 1856 года, то тогда все тоже встает на свои места, т. к. окончательная версия герба еще не была утверждена. Как известно, композицию кредитных билетов разрабатывал Я. Я. Рейхель, который был не чужд коллекционированию, нумизматике, геральдике и подобным наукам и занятиям. Как раз в 1856 году он умер.
Есть мнение, что 15 рублей - это демонстрационная продукция иностранной фирмы, однако это сомнительно по трем причинам. Во-первых, в таком случае фирме пришлось бы повторить весь цикл и бумажного, и печатного производства российских кредитных билетов, а как известно, ЭЗГБ обращалась к фирмам, где эти две составляющие были разделены. Во-вторых, билет датирован 1856 годом, когда переговоры с иностранцами еще даже на начались. В-третьих, копировать (ну или скажем мягче - "цитировать") российские банкноты ради демонстрационного образца - затея сомнительная со всех точек зрения, в том числе - с политической.
Оттиски 15 рублей в разных вариантах расцветки будут опубликованы в альбоме "Деньги, которых не было", который выйдет, надеюсь, до конца текущего года.
Относительно Варшавы - вопрос хороший. В любом случае, Меркурий - сюжет распространенный для проектов кредитных билетов XIX  - начала XX века.

102
подтвердить зачистку того времени можно и косвенными. Это больше касаемо частников. Здесь другой уровень.

А Сокольников откуда этот билет получил?
Визуально не тянет поделка, конечно, на гознаковский вариант.
На пропананду как-то тоже не тянет, подделка с целью обогащения очень с натягом. Для периода того времени взоры обратились бы к червонцу, а не к падающему каждый день совзнаку. Опять же фантазийный номинал для до шадровской серии. Хотя поделку могли и сделать в краткий период, когда появилась шадровская серия. Возможно огпу само чего-то мутило против белоэмиграции, могли и документики нужные состряпать. Ох, не верю "красным" документам, сколько они нагло врали и умалчивали. А потом находились и другие документы, которые прятали.

Сокольников мог получить билет из того же Валютного управления,  из которого его прислали в Гознак.
По поводу подделки - она не могла появиться до 1 июля (дата записки Дзержинского). Следовательно, она появилась в тот краткий период, когда новую 1000 в обращение уже выпустили, а новые 5000 - еще нет.
Думаю, целью такого выпуска могла быть и нажива, и антисоветская пропаганда. В тот краткий период 10000 рублей - немалая сумма, хотя вскоре инфляция и пойдет на очередной круг.
После удачного обмена такой купюры она могла "гулять" до первого бдительного гражданина или сотрудника Госбанка, затем ее объявляли фальшивой, человек терял свои деньги, и тут уже в дело вступала антисоветская пропаганда.
Что же касается червонцев, то к ним, как известно, очень скоро "взоры" и обратились.

103
к общему пониманию вопроса хотелось бы добавить.
Не факт что кто-то не очканул и не пошел на подлог и не переложил бумажку из одного альбома в другой.
Время было такое.
Некоторые документы о выпусках своих денег были подчищены тогда, чтобы инициаторам не сесть.
А в гознаке каждый день чего-нибудь да рисуют. Работа у них такая.

Вообще не понятно чего Вас коробит звезда Давида, она есть на некоторых выпусках гражданской и ни у кого зубы не потеют. ВЗ на ЗС вас же не смущают. Да и о какой антисоветчине Вы говорите. Доля лиц еврейской национальности в организации революции и первых лет советской власти очень велика. Другой вопрос мало ли кто и на каких позициях стоял у разных аппаратов власти и как мог среагировать.
Время было такое. Одни люди: русские, евреи, немцы, прибалты развивали кооперацию, другие люди тех же национальностей душили частную кооперацию.
Так что не все так однозначно.


Ну если рассуждать, исходя из того, что все подчистили, что только могли, тогда "доказать" можно все, что угодно. Только никакими документами это подкреплено быть не может.
А вот документов, что билет фальшивый как минимум два.
Первый - письмо Дзержинского о том, что ему передал фальшивый билет Сокольников (не кто-нибудь, а нарком финансов Сокольников, который безусловно был в курсе работы Гознака по проектированию новых банкнот).
Второй - альбом Гознака. Если даже допустить, что банкноту "переложили" из альбома проб (которых, кстати, нет - пробные оттиски хранятся иначе), то надо признать, что доблестные сотрудники Гознака состарили банкноту и заклеили перфорацию "образец", которую ставили на все законченные пробы.

Кроме документов, есть анализ самой купюры в сравнении с выпущенными и невыпущенными бонами, относящимися к этой серии, который убеждает, что технологии, примененные при печати 10000 рублей, идут в разрез с технологиями, примененными при печати пробных оттисков и тиражных образцов.

А в пользу того, что бона делалась Гознаком, по сути, аргумент только один - внешняя схожесть. Ну, есть еще и предположение, что все всего испугались и подчистили все, что только могли, которое базируется на той же внешней схожести и установкой "власти скрывают". Ну да, есть еще отсылка к местным бонам времен Гражданской войны, когда ситуация была совершенно иная, чем на Гознаке в 1923 году.

104
На прошлой неделе я работал с образцами фальшивых купюр, которые в Гознаке аккуратно вклеивались или вкладывались в специальные альбомы. В одном из таких альбомов и была обнаружена обсуждаемая банкнота без надпечаток, доставленная из Валютного управления [НКФ] 1 августа 1923 года.
Полагаю, после этого вопрос о том, Гознак ли делал этот знак, можно считать закрытым.
На всякий случай: для переделок подлинных банкнот и гознаковских проб, случайно попавших в обращение (есть одна) был заведен специальный альбом, а эта банкнота именно в альбоме фальшивок.

Вот что действительно разрабатывалось в 1923 году и дошло до стадия печати проб - так это банкнота номиналом 3000 рублей. Надеюсь опубликовать ее в ближайшем "Коллекционере".

105
Позвольте, господа, вставить свои 5 копеек о билете с надпечаткой.

Во-первых, он отличается по внешнему виду от банкноты такого достоинства, действительно разрабатывавшейся на Гознаке, но не выпущенной в обращение. При этом никаких других вариантов 10000 рублей образца 1923 года, схожих с выпущенными банкнотами младших номиналов, в собрании Гознака нет. Вообще, все пробные оттиски денежных знаков образца 1923 года (не считая "шадровских") представляют собой лишь варианты выпущенных банкнот в разных цветах или по расположению текстов. При этом фигурные рамки остаются неизменными, не отличающимися от рамок на выпущенных банкнотах.
Во-вторых, странно отсутствие на банкноте купона, который был на всех пробных оттисках и готовых образцах банкноты предыдущего – 5000-го номинала.
В-третьих, орловская печать на бонах с шестиконечной звездой на оборотной стороне отсутствует вовсе, а на лицевой, насколько можно судить по опубликованному изображению, имитирована. Между тем, она является одним из основных защитных признаков денежных знаков образца 1923 года, присутствуя на оборотной стороне знаков всех номиналов.
В-четвертых, даже если оставить за скобками известный идеологический подтекст помещения на банкноте шестиконечной звезды, никаких причин помещать ее над названием боны не было, поскольку на этом месте и так расположен герб с упомянутой аббревиатурой, выполненный орловской печатью.
Недоумение вызывает только бумага, на которой напечатана бона.
Таким образом, можно предположить, что такие псевдобанкноты были выпущены с целью наживы и антисоветской пропаганды, возможно – с использованием подлинной бумаги.   

Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8