fox-notes.ru

Бонистика => Денежные знаки России => Тема начата: Al-r от Октябрь 29, 2018, 16:01:48

Название: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Октябрь 29, 2018, 16:01:48
Долгое время одной из главных загадок истории денежного обращения Империи оставался вопрос  - почему на 50 рублях 1899 года нет водяного знака? Ведь для ЭЗГБ это было совсем не характерно и полтинник остался единственным знаком имперского довоенного периода без подобной защиты.

Делались различные предположения, самое правдоподобным из которых считалось, что ЭЗГБ, внедрив орловскую печать, добилось настолько впечатляющих успехов в борьбе с фальшивомонетчиками, что филигрань становилась как бы уже и не нужна.
Однако действительность превзошла все наши умничанья.

Прослушав доклад А.Богданова на 1-й международной научной конференции "Деньги в Российской истории" я выяснил, что причина отсутствия  водяного знака на полтиннике была до гениальности банальна.

Дело в том, что на ЭЗГБ под реформу Витте планировали обновить весь ряд кредитных билетов, для чего даже выписали из Австрии художника Рудольфа Рёсслера. Однако к назначенному сроку гравировальщики не успевали - очень сложный планировался рисунок.
Тогда просто поменяли текст на существующих 1 - 25 рублях и экстренно начали подготавливать старшие номиналы достаточно простого рисунка 50, 100 и 500 рублей. Причем 50 рублей также планировали выпустить с купоном.

Однако для полтинника всё равно не успели подготовить водяной знак и поэтому у проекта просто отрезали купон (на котором этот водяной знак должен был быть), а сам знак вышел совсем без воды.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Landser от Октябрь 29, 2018, 16:07:57
Тогда возникает вопрос почему не использовали бумагу не с локальным водяным знаком, как планировали, а с общим водяным знаком по всему полю купюры. Уголками скажем.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Октябрь 29, 2018, 22:16:38
Полагаю, что причина та же - аврал.
Интереснее другое - почему, когда всё-таки сменили "модельный ряд", рубль и полтинник оставили в старом дизайне.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Landser от Октябрь 30, 2018, 07:51:03
Меняли то не все сразу, очередь наверное не дошла.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: ab2111 от Декабрь 04, 2018, 10:53:54
Полагаю, что причина та же - аврал.
Интереснее другое - почему, когда всё-таки сменили "модельный ряд", рубль и полтинник оставили в старом дизайне.

В смысле в 1905 - 1909 годах?
Я думаю, просто очередь не дошла - проекты и пробные оттиски были.
К тому же, к "разноголосице", которая началась с 1890-х годов уже все привыкли.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: ab2111 от Июнь 03, 2019, 17:25:16
Тут есть еще одно соображение.
Для крупных купюр 1898 - 1899 годов использовали портреты, награвированные ранее для "императорской" серии по эскизам Р. Рёсслера, которую не успели выпустить к реформе.
На эскизе 50 рублей 1897 года, который лег в основу банкноты образца 1899 г. - не Николай I, а Александр II. А на 50 рублях Рёсслера - Николай I, причем портрет по размеру гораздо больше Александра II.
Если предположить, что в какой-то момент, когда уже были готовы клише, портрет Александра II на 50 рублях был заменен на портрет Николая I, тогда все встает на свои места – «рёсслеровский» Николай просто не поместился в рамку, предназначенную для Александра, и портрет пришлось делать заново. Судя по первоначальному эскизу, для него тоже предполагался купон с локальным водяным знаком, но, как известно, от этого отказались, возможно – также из-за смены портрета.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Юрий63 от Январь 23, 2020, 08:12:58
Полагаю, что причина та же - аврал.
Интереснее другое - почему, когда всё-таки сменили "модельный ряд", рубль и полтинник оставили в старом дизайне.
Аврал понятие локальное по времени, он не мог продолжаться 18 лет. Тем более, что как мне кажется, для снабжения банкноты бумагой с водяным знаком, менять основные клише не требуется. На мой взгляд существовали какие-то более веские причины чем аврал, о которых мы пока не знаем. Можно предположить, что были некие технические ограничения непосредственно на печатной машине, не позволявшие установить дополнительные клише для водяного знака. То есть для печати банкноты 50 рублей с водяным знаком нужна была новая печатная машина, которую так и не успели приобрести?
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Январь 25, 2020, 18:21:34
[Можно предположить, что были некие технические ограничения непосредственно на печатной машине, не позволявшие установить дополнительные клише для водяного знака.
Изготовление бумаги и печать - разные технологические процессы.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: emercom от Январь 25, 2020, 21:50:10
[Можно предположить, что были некие технические ограничения непосредственно на печатной машине, не позволявшие установить дополнительные клише для водяного знака.
Изготовление бумаги и печать - разные технологические процессы.
И добавлю, расположенные в достаточно разнесённых местах...
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: magsib от Январь 26, 2020, 05:58:39
Тогда по Вашей логикедля печатного станка под лист размерами 1000 на 500 будем заготавливать бумагу 1200 на 800. Или с разной шириной, если используем бумагу в ролях. Пусть страдают.  ;D Режут сами и страдают.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Юрий63 от Январь 29, 2020, 15:59:36
Если водяной знак наносился на бумагу отдельной операцией, то выходит что не было никаких серьёзных препятствий для того, чтобы такую бумагу для банкноты 50 руб. изготовить. Операция эта, насколько я понимаю не особенно дорогая, делали даже для рубля. Значит была другая защита от подделки.
В литературе есть мнение, что многоцветная орловская печать на оборотной стороне банкноты играла роль такой защиты.
Может быть я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что 4-х цветная орловская печать присутствует только на банкноте 50 руб.   
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Ursus от Январь 29, 2020, 18:44:27
Если водяной знак наносился на бумагу отдельной операцией, то выходит что не было никаких серьёзных препятствий для того, чтобы такую бумагу для банкноты 50 руб. изготовить.

Видимо, нужно еще раз повторить сказанное в первом посте на эту тему.
В докладе А.А.Богданова было четко сказано о причине отсутствия водяного знака на 50 рублях. Планировалось выпустить 50 рублей с водяным знаком, расположенным на купоне, как у 100 руб и 500 руб. Но за 2 года работы так и не смогли изготовить четкий водяной знак с портретом Николая I. Тянуть дальше с выпуском 50-рублевого билета было невозможно. (Указ о выпуске билета появился 29 мая 1900г. и был опубликован 27 июня 1900г.) Поэтому выпустили в обращение билет без купона и без водяного знака.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: emercom от Январь 29, 2020, 21:25:06
Если водяной знак наносился на бумагу отдельной операцией, то выходит что не было никаких серьёзных препятствий для того, чтобы такую бумагу для банкноты 50 руб. изготовить. Операция эта, насколько я понимаю не особенно дорогая, делали даже для рубля. Значит была другая защита от подделки.
В литературе есть мнение, что многоцветная орловская печать на оборотной стороне банкноты играла роль такой защиты.
Может быть я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что 4-х цветная орловская печать присутствует только на банкноте 50 руб.   
Я бы Вам посоветовал сначала немного покопаться хотя бы в интернете, и понять как отливают бумагу с водяными знаками и как на ней потом печатают банкноты, что бы не выглядеть несколько смешным написав про "нанесение водяного знака отдельной операцией". Вот как то так примерно...
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Баранов Александр от Январь 30, 2020, 11:45:00
Тогда по Вашей логикедля печатного станка под лист размерами 1000 на 500 будем заготавливать бумагу 1200 на 800. Или с разной шириной, если используем бумагу в ролях. Пусть страдают.  ;D Режут сами и страдают.
Бумагу для царских банкнот перед революцией на ЭЗГБ изготавливали на бумагоделательной машине Дюпона не в рулоне, а отдельными листами. Такие же листы могли изготовляться вручную, используя черпальные формы. Размер этих форм был невелик.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Январь 30, 2020, 12:19:11
Любопытно, как описывали защиту новых 100, 500 и 50 рублей (образца 1898/99 гг) в рекламе ЭЗГБ на выставке 1900 года. Про купоны с вз на 100 и 500 упомянули, а про 50 сказали только о способе печати.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: ab2111 от Февраль 02, 2020, 11:27:48
За прошедшие после моего доклада полтора года мне удалось найти новые материалы по теме.
Поэтому сейчас я уже не уверен, что причина исчезновения купона и водяного знака на 50-рублевке - спешка.
К этой версии добавились еще две. Возможно, истина лежит где-то посередине, и на отсутствие водяного знака повлияло несколько факторов.

Первая: новая 50-рублевка была защищена достаточно хорошо и без водяного знака, поэтому, принимая во внимание ее номинал, его сочли лишним. В пользу этого говорит текст заметки, опубликованной в "Петербургской газете" в 1900 году, где содержится пространное интервью корреспондента с не назвавшим себя сотрудником ЭЗГБ (вероятно, Г. И. Франком). Там написано и про усложненную по сравнению с 100- и 500-рублевыми купюрами орловскую печать, и про особую тонкую бумагу. Текст заметки - ниже.

Вторая версия: новая 50-рублевка лишилась купона из-за требований Госбанка, которому были неудобны банкноты крупного размера. В 1909 году по требованию Госбанка началась работа над новыми банкнотами уменьшенного размера, т. к. банкноты, которые были в обращении и проектировались тогда, не были удобны. Подробно об этом - в статье вашего покорного слуги, опубликованной в последнем выпуске "Нумизматических чтений" ГИМ. Статья - во вложении.



В. Пр-ов.
 «Защита» кредитных билетов

С сегодняшнего дня начинают циркулировать новые кредитные билеты 50-рублевого достоинства. Они были заготовлены уже давно, и в отчетах Экспедиции заготовления государственных бумаг значатся «образца 1899 года». Я видел их в витрине Экспедиции, присланной на парижскую выставку, кажется, недели за две до ее открытия.
Выпуск новых кредитных билетов в публику для Экспедиции заготовления государственных бумаг – событие. Как-то их примут? Как к ним отнесутся? Как… начнут подделывать? Вот вопросы, которые волнуют Экспедицию при выпуске новых денег.
Конечно, такое волнение вполне понятно: каждому производителю, не абсолютно лишенному самолюбия, дорого его производство. Но для сильных волнений Экспедиции имеется еще особенная, специальная причина.
Это – отсутствие в массе публики правильной оценки достоинства бумажных денег.
Так сказала мне вчера сама Экспедиция.
Вот ее слова:
— К сожалению, русская публика до сих пор не может уяснить себе сущность достоинства кредитного билета. Она смотрит на него исключительно как на картинку. А это в высшей степени неправильно.
Здесь я должен остановиться: моя фраза «так сказала мне вчера сама Экспедиция», пожалуй, вызовет некоторое недоумение. Разговор с Экспедицией – это что-то новое… С кем же именно: со стенами, трубами, машинами?
Недоумение надо выяснить. Я обратился вчера в Экспедицию заготовления государственных бумаг к лицу, заведующему специальным отделом, и получил от него ответы на все интересовавшие меня вопросы.
— Прошу только об одном, – сказал мой собеседник, – не называйте моей фамилии.
— Почему?
— Потому что у нас здесь нет ни Иксев, ни Игреков, ни Зетов. Здесь – Экспедиция. Все мы работаем для Экспедиции, а сами по себе ничего не значим, ничего из себя не представляем. Мы крошечные пружины огромного, сложного механизма. Значит и надо говорить только об этом механизме и только от его имени.
Возразить что-нибудь против такого аргумента было трудно. Приходилось сознаться, что мой собеседник прав.
Тогда я забыл фамилию лица, сидевшего со мной в кабинете, увешанном чудными гравюрами, и решил, что я разговариваю с Экспедицией заготовления государственных бумаг.
***
— В чем же Вы обвиняете публику?
— В том, что она придает слишком много значения художественной стороне кредитного билета. Это, как я Вам уже сказал, совершенно неправильно: мы могли бы приготовлять кредитные билеты несравненно высшего достоинства в художественном отношении, но эти билеты, как деньги, никуда не годились бы.
— Это почему?
— Да потому, что достоинство кредитного билета, прежде всего, в том, чтобы он был хорошо защищен.
— Защищен? От кого или от чего?
— От подделки. В этом отношении мы можем похвастаться: с момента выпуска новых 25-рублевых, т. е. уже лет семь наши билеты совершенно перестали подделывать. Я говорю, конечно, не о подделках ручных, когда тому или другому субъекту удается с громадным трудом подделать одну бумажку: это пустяки. Опасны фотомеханические подделки, благодаря которым бывает наплыв в страну фальшивых бумажек. Такие подделки производились прежде за границей и присылались или привозились в Россию тысячами листов.
— Какие бумажные деньги подделывались у нас последние?
— Сторублевые старого образца. Они не менялись тридцать лет и, для того времени, были исполнены безукоризненно. Но в конце концов и их начали подделывать, а особенно удачно благодаря тому, что водяные знаки на этих бумажках были затемнены с обеих сторон печатью. Вот вам сторублевый билет старого образца: посмотрите его на свет, вы почти не различите водяных знаков.
Мне был передан сторублевый билет старого образца, вынутый из большого конверта, лежавшего в аккуратно завязанной папке.
Я посмотрел. Действительно, водяных знаков не было видно.
— А взгляните-ка на билеты пятисотрублевый и сторублевый, нового образца…
Из той же папки появилось… шестьсот рублей.
— Теперь Вы, конечно, понимаете, почему мы помещаем портреты Петра I и Екатерины II, сделанные водяными знаками, на совершенно чистых купонах. Они прекрасно видны каждому, а подделать их чрезвычайно трудно.
Все это я понял, но вместе с тем, каюсь, заподозрил Экспедицию заготовления государственных бумаг в слишком легкомысленном отношении к кредитным билетам высокого достоинства.
Однако мое подозрение было напрасно. Когда я стал внимательнее рассматривать пятисотрублевый билет, то увидал, что посреди его было выбито слово «образец».
***
— Итак, нынешние билеты пятисотрублевые и сторублевые защищены превосходно?
— Да. В этом не может быть сомнения. Их защита вполне может быть названа полной.
— А как она достигается?
— Следующими средствами: во-первых – изготовлением бумаги высшего качества, чисто пеньковой, во-вторых – водяным знаком, о котором уже шла речь, и в-третьих – особым способом типографской печати, изобретения техника Экспедиции И. И. Орлова.
— Что это за способ?
— Сущность способа Орлова состоит в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов или красок с одной печатной формы или клише. При этом линии рисунка непрерывно переходят и от одного цвета в другой, точнее говоря – изменяются в цвете, не прерываясь, причем непрерывность линий рисунка, при переходе из одного тона в другой, всегда остается явным и легко отличимым признаком новой печати, особенно при сравнении с воспроизведениями подделок другим способом.
— Каким образом может быть применен способ Орлова к защите пятисотрублевых и сторублевых билетов?
— Двояким: на лицевой стороне и на обратной. Рассмотрим сначала лицевую сторону. На лицевой стороне напечатана предохранительная сетка, состоящая из перевязи цифр 500 или 100, переходящая введением двух тонов – красного и синего или зеленого или коричневого – в крупные цифры «100» на сторублевом билете и цифры и слова «500 рублей 500» на пятисотрублевом билете. Следует обратить внимание, что перевязочные цифры 100 или 500 постоянно изменяются в своих размерах, то укорачиваясь, то удлиняясь по всей площади билета. На той же лицевой стороне вся черная пропись и портреты напечатаны металлографским способом, подделка которого с помощью фотографии сейчас же сказалась бы бледностью и монотонностью рисунка, вместо той бархатности и рельефности, какие замечаются на настоящих билетах. Подделка же теми же способами, какими работают в Экспедиции, т. е. гравированием на стали, всегда сопровождалась бы несходством портретов по сравнению с оригиналами.
— А обратная сторона?
— Вся обратная сторона – сетка и пропись – отпечатана за один раз несколькими красками по тому же способу Орлова. Чистота исполнения, при такой тонкости линий и разнообразия их переплетения и резкий, но без пятен, переход одного цвета в другой одного и того же рисунка и особенно воспроизведение текста извлечений из закона белыми буквами на пятисотрублевом билете, на красном фоне, занимаемом синим гербом, – все это является недостижимым при других способах печати. Белые буквы текста образованы сохранением чистого фона бумаги и, при разглядывании билета на просвет, они кажутся светлыми и прозрачными. В случае же подделки их белой краской типографским способом, оне, при таком же рассматривании на просвет, показались бы черными. Кроме того, самое получение рисунка государственного герба синими линиями по красному фону, а также и отчетливое печатание бордюрной рамки со словами «пятьсот рублей» двумя красками, красной и синей, является в высшей степени затруднительным, пожалуй, даже невозможным, при других способах печати.
— В этом же роде, вероятно, скомпонована и защита новых 50-рублевых билетов?
— Да. Защита пятидесятирублевых билетов на лицевой стороне одинаковая с защитой билетов сторублевых и пятисотрублевых. На оборотной стороне – иначе. Там белые буквы – извлечение из закона о размене и наказании за подделку – на многоцветном фоне с проходящими через него буквами «ГКБ», окаймленными фиолетовой тенью, являются еще более трудными для подделки сравнительно с такой же комбинацией на пятисотрублевом билете. Такой же точно трудностью подделки отличается в виньетке на левой стороне билета пропись «пятьдесят рублей», расположенная на сетке красного тона, перекрытой сеткой синего цвета. Бордюрная линия, окаймляющая всю виньетку и кажущаяся темно-фиолетовой, состоит на самом деле из двух цветов – красного и синего. Бордюрная рамка по краям всего билета со словами «пятьдесят рублей» и с цифрами «50» в четырех ее углах образована из линий зеленого цвета и из маленьких синих точек, являясь, как и на билетах пятисотрублевого достоинства, прекрасной защитой от подделки всякими другими способами…
***
Так «защищает» кредитные билеты Экспедиция заготовления государственных бумаг.
Придумывая все эти сложнейшие комбинации для охраны наших же карманов, Экспедиция, в сущности, совершенно права, жалуясь на публику, что та постоянно твердит: «Ах, какие у нас некрасивые бумажные деньги!..»
Допустим – некрасивые, хотя и это неправда… А разве лучше было бы, если бы из трех изящных бумажек, циркулировавших в публике, одна была бы фальшивой? Говорят, нечто подобное происходило с последними красными десятирублевками: в Государственный банк, якобы, ежедневно доставлялись по несколько тысяч штук таких фальшивых «красненьких».
Нет, уж пусть лучше кредитные билеты будут некрасивыми, но верными. Это куда спокойней.

«Петербургская газета», 1900 г. № 225, 16 августа.

Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Юрий63 от Февраль 02, 2020, 16:58:51
За прошедшие после моего доклада полтора года мне удалось найти новые материалы по теме.
Поэтому сейчас я уже не уверен, что причина исчезновения купона и водяного знака на 50-рублевке - спешка.
К этой версии добавились еще две. Возможно, истина лежит где-то посередине, и на отсутствие водяного знака повлияло несколько факторов.

Первая: новая 50-рублевка была защищена достаточно хорошо и без водяного знака ... его сочли лишним.

[/i]
Если рассматривать версии отсутствия водяного знака на банкноте 50 руб. образца 1899 г., то я бы "проголосовал" за "первую".
Кроме указанных в приведённой статье 1900 года степеней защиты банкноты 50 рублей, я бы отметил ещё две, которые на мой взгляд весьма трудны для подделки. Они возможно специально были опущены в интервью с сотрудником ЭЗГБ, чтобы не акцентировать внимание потенциальных фальшивомонетчиков:

1. выполненная многоцветной орловской печатью гильоширная композиция с наложенной поверх неё "полупрозрачной" цифрой "50", в левой нижней части оборотной стороны банкноты.
2. выполненная многоцветной орловской печатью гильоширная композиция в правой верхней части оборотной стороны банкноты.

Вероятно в последующие после 1900-го годы, статистика показывала отсутствие подделок этой банкноты, поэтому не было необходимости добавлять водяной знак.
 
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: ab2111 от Февраль 02, 2020, 19:17:08

Вероятно в последующие после 1900-го годы, статистика показывала отсутствие подделок этой банкноты, поэтому не было необходимости добавлять водяной знак.

Добавим к этому то, что 50-рублевые банкноты вообще не пользовались популярностью у Госбанка. В 1909 году Госбанк официально разрешил ЭЗГБ остановить проектирование нового 50-рублевого билета из-за отсутствия в нем надобности. Это потом, когда началась война, все поменялось.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Февраль 02, 2020, 19:47:33
За прошедшие после моего доклада полтора года мне удалось найти новые материалы по теме.
Поэтому сейчас я уже не уверен, что причина исчезновения купона и водяного знака на 50-рублевке - спешка.
К этой версии добавились еще две. Возможно, истина лежит где-то посередине, и на отсутствие водяного знака повлияло несколько факторов.

Первая: новая 50-рублевка была защищена достаточно хорошо и без водяного знака, поэтому, принимая во внимание ее номинал, его сочли лишним. В пользу этого говорит текст заметки, опубликованной в "Петербургской газете" в 1900 году, где содержится пространное интервью корреспондента с не назвавшим себя сотрудником ЭЗГБ (вероятно, Г. И. Франком). Там написано и про усложненную по сравнению с 100- и 500-рублевыми купюрами орловскую печать, и про особую тонкую бумагу. Текст заметки - ниже.

Вторая версия: новая 50-рублевка лишилась купона из-за требований Госбанка, которому были неудобны банкноты крупного размера. В 1909 году по требованию Госбанка началась работа над новыми банкнотами уменьшенного размера, т. к. банкноты, которые были в обращении и проектировались тогда, не были удобны.

Всё же Ваша первоначальная версия мне кажется более убедительной.
Интервью в газете и рекламное описание - это больше похоже на попытку оправдаться после выпуска. Дескать, наш знак настолько хорош, что не нужны ему никакие водяные знаки. Мол, мы так и задумали.
Хотя не то что тогда, а даже сейчас, в эпоху поголовной грамотности, народ в первую очередь смотрит при подозрениях на банкноте воду, а не носит с собой лупу, что бы разглядеть цветовые переходы и виньетки. Что уж говорить о тех временах, когда ещё не всё население умело читать.

Версия про уменьшение кажется мне ещё менее вероятной - никто не мешал сделать меньше с купоном, а не отрезать купон. Не говоря о том, что разработанные абсолютно заново 500 рублей вообще получились гигантскими. Хотели бы уменьшить размер - логично было начать с них.


Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Февраль 02, 2020, 20:23:41
Кстати, неудивительно, что работник Экспедиции остался анонимом.
Забавно наблюдать, как в начале статьи он распинается, что как это круто, когда вз виден на отдельном купоне, в отличии от старой сторублевки:

Сторублевые старого образца. Они не менялись тридцать лет и, для того времени, были исполнены безукоризненно. Но в конце концов и их начали подделывать, а особенно удачно благодаря тому, что водяные знаки на этих бумажках были затемнены с обеих сторон печатью. Вот вам сторублевый билет старого образца: посмотрите его на свет, вы почти не различите водяных знаков.
..........А взгляните-ка на билеты пятисотрублевый и сторублевый, нового образца…............мы помещаем портреты Петра I и Екатерины II, сделанные водяными знаками, на совершенно чистых купонах. Они прекрасно видны каждому, а подделать их чрезвычайно трудно.


А в конце про полтинник - только про линии, виньетки и точки. Ни слова о том, что там нет воды - ни "затемненной", вообще никакой.
То есть на сотке вода важна и нужна и причём на отдельном купоне, а на полтиннике получается что нет.
Нет, не похоже это на спланированное действо.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Юрий63 от Февраль 03, 2020, 07:06:38

 ... В 1909 году Госбанк официально разрешил ЭЗГБ остановить проектирование нового 50-рублевого билета из-за отсутствия в нем надобности ...

Это многое объясняет, вероятно у Госбанка в 1909 году, при управляющем Тимашёве, были планы убрать 50-ти рублёвый номинал из линейки номиналов используемых в обращении.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: magsib от Февраль 03, 2020, 07:39:07
Андрею Альбертовичу респект однако. Не стоит на месте. Двигается вперед и не умирает на первоначальной версии. Молодой, энергичный. Молодец одним словом.

А что касаемо полтинника, он традиционно пасынок "имперского" денежного обращения во все времена. За весь период выпуска 50 р обр 1899 года было выпущено что-то около 18 миллионов штук. Для населения в почти 150 миллионов человек это очень мало.  Возможно кто-то и топил за уменьшение размеров кредитных билетов, но время не стоит на месте и человек вышел в отставку, пришли иные люди на эту должность и у них были иные мысли.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: AlterRub от Апрель 01, 2020, 07:20:21
Мне кажется участники обсуждения не знакомы с изданием:
Экспедиция заготовления государственных бумаг 1818-2008. ФГУП "Гознак". М., 2008.
Между тем в этой книге на стр.76 имеется ясный ответ, привожу скан:
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Апрель 01, 2020, 12:50:43
Мне кажется участники обсуждения не знакомы с изданием:
Экспедиция заготовления государственных бумаг 1818-2008. ФГУП "Гознак". М., 2008.
Между тем в этой книге на стр.76 имеется ясный ответ, привожу скан:

Знакомы, знакомы...
Полагаю, что автор этого абзаца книги не вполне знаком с тем, что в период с 1893 по 1899 год года орловская печать применялась в 1894, 1895 и 1898 годах, как и было написано на 78 и т.д. страницах той же книги.
 В спорах Ленца с Орловым  1893 года была  поставлена была точка изготовлением знаков чисто по технологии Орлова уже в 1894 году - выпуском 10 рублей, когда стало понятно, что Рудометовская технология в тех условиях была неприменима.
 Потом уже были 5 р. в 1895,  100 и 500 р. в 1898 году. К 1899 году полагаю споры подобного рода не велись. И кажется, способ Рудометова до сих пор нигде не внедрён.

Кстати, в моём издании такой фразы про 50 рублей нет ни на 76 странице, ни на следующих.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: AlterRub от Апрель 01, 2020, 13:03:16
...Кстати, в моём издании такой фразы про 50 рублей нет ни на 76 странице, ни на следующих.
Как же так - на Гознаке даже книгу без брака не могут напечатать.
Куда катимся? ;)
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Апрель 01, 2020, 13:04:38
В любом случае, авторы книги высказывают своё мнение по поводу отсутствия воды на полтиннике, не подкреплённое документами.
 Оно логично и именно этого мнения, как я напомню свой первый пост,  придерживались все мы до известного доклада Андрея Богданова:

Делались различные предположения, самое правдоподобным из которых считалось, что ЭЗГБ, внедрив орловскую печать, добилось настолько впечатляющих успехов в борьбе с фальшивомонетчиками, что филигрань становилась как бы уже и не нужна.

Он привёл некие  документальные факты об истории того выпуска 50 рублей, которые очень красиво, не менее логично и ментально ложатся в альтернативную версию.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Arkon от Апрель 02, 2020, 15:29:51
...Кстати, в моём издании такой фразы про 50 рублей нет ни на 76 странице, ни на следующих.
Как же так - на Гознаке даже книгу без брака не могут напечатать.
Куда катимся? ;)
Подтверждаю,в моей то же нет таких строчек.
Но вряд ли это брак ,видимо разные книги (но почему-вопрос,может ещё чего написано по-другому?).
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Kellogg от Апрель 02, 2020, 15:48:03
Видимо у нашего коллеги AlterRub особое, первоапрельское издание.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: emercom от Апрель 02, 2020, 15:59:15
У меня в книге, как и у Al-r этого нет.
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: Al-r от Апрель 03, 2020, 11:22:36
Видимо у нашего коллеги AlterRub особое, первоапрельское издание.

Если это так, то получилось очень тонко и стильно.
Я, как говорится, "повёлся".
Название: Re: Главная загадка имперских знаков
Отправлено: magsib от Апрель 04, 2020, 09:31:07
судя по всему первоапрельская шутка.