Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - ab2111

Страницы: [1] 2
1
Будет ли опубликована статья А. Алямкина о защитных метках АБНЦ? Со второй конференции Гознака, я смотрю, статьи уже есть. Заранее спасибо за ответ.

А. Алямкин сотрудником нашего музея, увы, не является. Спросите его, - если он будет не против, я могу выложить pdf его статьи.

2
Конференция благополучно прошла, надеюсь, что все ее участники были довольны. Сборник поступил в музейную лавку.

Ниже - жетон конференции, выпущенный Санкт-Петербургским монетным двором в двух вариантах.

"Серебряный" жетон предназначался докладчикам, "золотой" - организаторам и ведущим секций. Кроме того, часть жетонов поступила в музейные собрания.

За основу для жетона был взят эскиз 10-рублевой банкноты, выполненный художником Адольфом Шарлеманем в 1890 году.

3
А доклады будут публиковаться потом?
Кое-чего не мешает почитать.

Сборник материалов конференции по традиции будет отпечатан к ее началу.

4
На всякий случай добавлю - если кто-то хочет поприсутствовать на заседаниях конференции, это нужно согласовать с оргкомитетом (8(812)324-14-00, доб. 1824 или по почте - konfmuseumgoznak@gmail.com).

5
Есть пробы с ирисовой печатью с номиналами, где ее быть не должно, - например, 10 рублей 1843 года, где красный цвет переходит в синий.

Вот это интересный факт, спасибо!
Он вполне может внесён в копилку доводов в пользу доморощенного изготовления обсуждаемого знака. Ведь на 15 р. как раз тоже подобие  "ирисового раската", который в выпущенных знаках не использовался на номиналах меньше сотенного билета. Видимо он в то время был сильно дороже в себестоимости.
А тут раз на десятке пробовали, то и на 15 вполне могли.

Пожалуйста.
при этом Николай I утвердил красную расцветку 10 рублей еще по эскизу (он сохранился). То есть пробы на "десятке" с "ирисом" чисто теоретически могли делаться и после начала выпуска обычных банкнот. К сожалению, никаких датирующих привязок, кроме даты на самой банкноте, пока нет.
100-рублевка с "ирисом" была для своего времени очень хорошо защищена, ее почти не подделывали. У нас в альбоме сохранилась лишь одна подделка этого номинала, а всего их было, кажется, 4 или 5 родов. Это гораздо меньше, чем остальных.

6
Пробных оттисков депозитных и кредитных билетов 1840-х - 1850-х годов вообще в Гознаке сохранилось немного, и все они (кроме обсуждаемых 15 рублей) представляют собой оттиски обычных по виду стереотипов, отличные или по бумаге, или по цвету печати. Есть пробы с ирисовой печатью с номиналами, где ее быть не должно, - например, 10 рублей 1843 года, где красный цвет переходит в синий. В 1851 году экспериментировали с бумагой и сделали много проб.
Поскольку никаких вопросов об изменении оформления кредитных билетов образца 1843 года до второй половины 1850-х годов не возникало, логично, что проб по оформлению нет. Общая концепция 15-рублевки не оставляет сомнений, что она должна была быть "встроена" в линейку кредитных билетов образца 1843 года. Необычный фон отражает тот "путь", который прошла эволюция технологии, "художественных вкусов", наконец, дизайна за период с 1843 по 1856 годы. Это как 500 рублей модификации 2011 и 1997 годов.

Цель выпуска 15 рублей нужно искать в документах. Возможно, дело действительно в польских делах, возможно это как-то связано с колебаниями курса кредитных билетов в военное время. Например, как показал В. В. Бартошевич, одной из причин возобновления чеканки 25-копеечных монет в 1827 году была их тождественность 1 ассигнационному рублю. Возможно, и тут было что-то подобное. Но пока это все гадание на кофейной гуще.

Что касается практики изготовления пробных монет за границей, - она действительно была. Но изготовление штемпеля для чеканки монет и изготовление инструмента для отлива бумаги и печати банкнот - вещи, мягко говоря, разные по трудоемкости и технологичности. К тому же пробные монеты, изготовленные на иностранном оборудовании, как правило, были с заведомо искаженными надписями и не напоминали российские монеты обычного образца. Тут же - все атрибуты бланка кредитного билета со всеми полагающимися текстами. Изготовление банкнот традиционно гораздо более охраняемое и засекреченное дело, чем изготовление монет, поэтому такое концептуальное копирование иностранной фирмой российской "кредитки", повторюсь, было бы с большим "душком".

7
В архивах документы о выпуске этого знака пока не найдены. Однако в собрании Гознака есть несколько оттисков в разных цветах.
Я думаю, что этот знак печатался в ЭЗГБ, и дата "1856" там стоит "авансом".
Как известно, в 1856 году печать кредитных билетов в ЭЗГБ была многократно усилена, что потребовало чрезвычайных мер. В ЦГИА СПб сохранилось объемное дело, из которого ясно видно, что Экспедиция в тот год стояла на ушах, и ей точно было не до разработки новых купюр - выполнить бы программу по печати старых. Что характерно, в этом деле нет ни слова об этом билете.
Что касается герба - если оттиски были сделаны до 1856 года, то тогда все тоже встает на свои места, т. к. окончательная версия герба еще не была утверждена. Как известно, композицию кредитных билетов разрабатывал Я. Я. Рейхель, который был не чужд коллекционированию, нумизматике, геральдике и подобным наукам и занятиям. Как раз в 1856 году он умер.
Есть мнение, что 15 рублей - это демонстрационная продукция иностранной фирмы, однако это сомнительно по трем причинам. Во-первых, в таком случае фирме пришлось бы повторить весь цикл и бумажного, и печатного производства российских кредитных билетов, а как известно, ЭЗГБ обращалась к фирмам, где эти две составляющие были разделены. Во-вторых, билет датирован 1856 годом, когда переговоры с иностранцами еще даже на начались. В-третьих, копировать (ну или скажем мягче - "цитировать") российские банкноты ради демонстрационного образца - затея сомнительная со всех точек зрения, в том числе - с политической.
Оттиски 15 рублей в разных вариантах расцветки будут опубликованы в альбоме "Деньги, которых не было", который выйдет, надеюсь, до конца текущего года.
Относительно Варшавы - вопрос хороший. В любом случае, Меркурий - сюжет распространенный для проектов кредитных билетов XIX  - начала XX века.

8
подтвердить зачистку того времени можно и косвенными. Это больше касаемо частников. Здесь другой уровень.

А Сокольников откуда этот билет получил?
Визуально не тянет поделка, конечно, на гознаковский вариант.
На пропананду как-то тоже не тянет, подделка с целью обогащения очень с натягом. Для периода того времени взоры обратились бы к червонцу, а не к падающему каждый день совзнаку. Опять же фантазийный номинал для до шадровской серии. Хотя поделку могли и сделать в краткий период, когда появилась шадровская серия. Возможно огпу само чего-то мутило против белоэмиграции, могли и документики нужные состряпать. Ох, не верю "красным" документам, сколько они нагло врали и умалчивали. А потом находились и другие документы, которые прятали.

Сокольников мог получить билет из того же Валютного управления,  из которого его прислали в Гознак.
По поводу подделки - она не могла появиться до 1 июля (дата записки Дзержинского). Следовательно, она появилась в тот краткий период, когда новую 1000 в обращение уже выпустили, а новые 5000 - еще нет.
Думаю, целью такого выпуска могла быть и нажива, и антисоветская пропаганда. В тот краткий период 10000 рублей - немалая сумма, хотя вскоре инфляция и пойдет на очередной круг.
После удачного обмена такой купюры она могла "гулять" до первого бдительного гражданина или сотрудника Госбанка, затем ее объявляли фальшивой, человек терял свои деньги, и тут уже в дело вступала антисоветская пропаганда.
Что же касается червонцев, то к ним, как известно, очень скоро "взоры" и обратились.

9
к общему пониманию вопроса хотелось бы добавить.
Не факт что кто-то не очканул и не пошел на подлог и не переложил бумажку из одного альбома в другой.
Время было такое.
Некоторые документы о выпусках своих денег были подчищены тогда, чтобы инициаторам не сесть.
А в гознаке каждый день чего-нибудь да рисуют. Работа у них такая.

Вообще не понятно чего Вас коробит звезда Давида, она есть на некоторых выпусках гражданской и ни у кого зубы не потеют. ВЗ на ЗС вас же не смущают. Да и о какой антисоветчине Вы говорите. Доля лиц еврейской национальности в организации революции и первых лет советской власти очень велика. Другой вопрос мало ли кто и на каких позициях стоял у разных аппаратов власти и как мог среагировать.
Время было такое. Одни люди: русские, евреи, немцы, прибалты развивали кооперацию, другие люди тех же национальностей душили частную кооперацию.
Так что не все так однозначно.


Ну если рассуждать, исходя из того, что все подчистили, что только могли, тогда "доказать" можно все, что угодно. Только никакими документами это подкреплено быть не может.
А вот документов, что билет фальшивый как минимум два.
Первый - письмо Дзержинского о том, что ему передал фальшивый билет Сокольников (не кто-нибудь, а нарком финансов Сокольников, который безусловно был в курсе работы Гознака по проектированию новых банкнот).
Второй - альбом Гознака. Если даже допустить, что банкноту "переложили" из альбома проб (которых, кстати, нет - пробные оттиски хранятся иначе), то надо признать, что доблестные сотрудники Гознака состарили банкноту и заклеили перфорацию "образец", которую ставили на все законченные пробы.

Кроме документов, есть анализ самой купюры в сравнении с выпущенными и невыпущенными бонами, относящимися к этой серии, который убеждает, что технологии, примененные при печати 10000 рублей, идут в разрез с технологиями, примененными при печати пробных оттисков и тиражных образцов.

А в пользу того, что бона делалась Гознаком, по сути, аргумент только один - внешняя схожесть. Ну, есть еще и предположение, что все всего испугались и подчистили все, что только могли, которое базируется на той же внешней схожести и установкой "власти скрывают". Ну да, есть еще отсылка к местным бонам времен Гражданской войны, когда ситуация была совершенно иная, чем на Гознаке в 1923 году.

10
На прошлой неделе я работал с образцами фальшивых купюр, которые в Гознаке аккуратно вклеивались или вкладывались в специальные альбомы. В одном из таких альбомов и была обнаружена обсуждаемая банкнота без надпечаток, доставленная из Валютного управления [НКФ] 1 августа 1923 года.
Полагаю, после этого вопрос о том, Гознак ли делал этот знак, можно считать закрытым.
На всякий случай: для переделок подлинных банкнот и гознаковских проб, случайно попавших в обращение (есть одна) был заведен специальный альбом, а эта банкнота именно в альбоме фальшивок.

Вот что действительно разрабатывалось в 1923 году и дошло до стадия печати проб - так это банкнота номиналом 3000 рублей. Надеюсь опубликовать ее в ближайшем "Коллекционере".

11
Позвольте, господа, вставить свои 5 копеек о билете с надпечаткой.

Во-первых, он отличается по внешнему виду от банкноты такого достоинства, действительно разрабатывавшейся на Гознаке, но не выпущенной в обращение. При этом никаких других вариантов 10000 рублей образца 1923 года, схожих с выпущенными банкнотами младших номиналов, в собрании Гознака нет. Вообще, все пробные оттиски денежных знаков образца 1923 года (не считая "шадровских") представляют собой лишь варианты выпущенных банкнот в разных цветах или по расположению текстов. При этом фигурные рамки остаются неизменными, не отличающимися от рамок на выпущенных банкнотах.
Во-вторых, странно отсутствие на банкноте купона, который был на всех пробных оттисках и готовых образцах банкноты предыдущего – 5000-го номинала.
В-третьих, орловская печать на бонах с шестиконечной звездой на оборотной стороне отсутствует вовсе, а на лицевой, насколько можно судить по опубликованному изображению, имитирована. Между тем, она является одним из основных защитных признаков денежных знаков образца 1923 года, присутствуя на оборотной стороне знаков всех номиналов.
В-четвертых, даже если оставить за скобками известный идеологический подтекст помещения на банкноте шестиконечной звезды, никаких причин помещать ее над названием боны не было, поскольку на этом месте и так расположен герб с упомянутой аббревиатурой, выполненный орловской печатью.
Недоумение вызывает только бумага, на которой напечатана бона.
Таким образом, можно предположить, что такие псевдобанкноты были выпущены с целью наживы и антисоветской пропаганды, возможно – с использованием подлинной бумаги.   

12
Тут есть еще одно соображение.
Для крупных купюр 1898 - 1899 годов использовали портреты, награвированные ранее для "императорской" серии по эскизам Р. Рёсслера, которую не успели выпустить к реформе.
На эскизе 50 рублей 1897 года, который лег в основу банкноты образца 1899 г. - не Николай I, а Александр II. А на 50 рублях Рёсслера - Николай I, причем портрет по размеру гораздо больше Александра II.
Если предположить, что в какой-то момент, когда уже были готовы клише, портрет Александра II на 50 рублях был заменен на портрет Николая I, тогда все встает на свои места – «рёсслеровский» Николай просто не поместился в рамку, предназначенную для Александра, и портрет пришлось делать заново. Судя по первоначальному эскизу, для него тоже предполагался купон с локальным водяным знаком, но, как известно, от этого отказались, возможно – также из-за смены портрета.

13
Рад сообщить, что сборник конференции "Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования" 2018 года выложен на сайте нашего музея в формате pdf:
https://museum.goznak.ru/upload/pdf/Деньги_в_российской_истории_2018.pdf

Там же - буклет-путеводитель по выставке "От керенки до совзнака" и путеводитель по выставке "1818+. Двести лет истории Гознака":

https://museum.goznak.ru/upload/pdf/От_керенки_до_совзнака_выставка_2017.pdf  и
https://museum.goznak.ru/upload/pdf/1818_выставка_2018.pdf

14
Рад сообщить, что буклет-путеводитель по выставке "От керенки до совзнака" выложен на сайте нашего музея в формате pdf: upload/pdf/От_керенки_до_совзнака_выставка_2017.pdf
Там же - путеводитель по выставке "1818+. Двести лет истории Гознака" и сборник конференции "Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования" 2018 года:
https://museum.goznak.ru/upload/pdf/1818_выставка_2018.pdf
https://museum.goznak.ru/upload/pdf/Деньги_в_российской_истории_2018.pdf

15
Вот он же в открытке. Автор жетона - художник А. Д. Щаблыкин, автор открытки - О. А. Янченко. Использован эскиз 5 рублей, выполненный в 1912 - 1914 гг. художником Р. Г. Зарриным с использованием "орла", выполненного в 1894 г. Н. С. Самокишем.

Страницы: [1] 2