История города  Анжеро-Судженск началась в 19 веке. Незадолго до прохождения Транссиба на месте 
будущего Анжеро-Судженска был найден уголь. 
     Одно из первых предприятий города – станция Анжерская. В год окончания строительства – 1895 – 
это был маленький разъезд. При станции со времени открытия движения образовалось поселение.
     Ближайшая от Анжерской станция – Судженка, а в девяти верстах от нее – село Судженское, 
где жили 1600 человек.
     В 1896 году на Судженском месторождении начата проходка нескольких крупных 
по тому времени шахт. Три года спустя единоличным хозяином копи становится Лев Александрович 
Михельсон – молодой и удачливый адвокат.    
  С течением времени прекращали деятельность отработанные шахты, появлялись 
новые. Последняя, пущенная в эксплуатацию до Октябрьской революции, значилась 
под №11.
     Анжерские угольные копи, в отличие от Судженских, были государственными. 
Промышленная разработка началась здесь в 1898 году с 8,3 тысяч тонн. Перед первой 
мировой войной добыча велась на четырех шахтах, еще на трех шли подготовительные 
работы. 
    В 1915 году Анжерские и Судженские выдавали на-гора 92% от всей добычи угольных предприятий края.     
  На шахтах работали артелями по 50-200 человек, во главе стоял артельщик – мелкий подрядчик. 
Труд был немыслимо тяжел. В месяц у шахтера выходило по 45-48 смен, 
каждая по 8 часов.    
  В 1901 году началось строительство Центральной электрической станции. 
   Война 1914 года заставила промышленность работать с повышенной нагрузкой. 
В 1915 году впервые был преодолен миллионный рубеж, на-гора выдано 1058,2 тыс. 
тонн угля.    
 Известие о падении царского режима дошло до анжерских земель 3 марта 1917 года. 
В этот день и в Анжерке, и в Судженке состоялись митинги рабочих.     
При общем изменении политического строя менялась обстановка и в поселениях. 
11 мая 1918 года В.И. Лениным был подписан декрет «О национализации Судженских 
копей».
Более подробно в:Рогов Г.И. Денежные знаки Анжеро-Судженска