Справочная > По книжной полке
Полтиники Штоля (КоммерсантЪ)
Landser:
Происшествия Номер 051 от 25-03-98
Полоса 006
Фальшивые деньги
Фальшивые банкноты везли в Россию мешками
Следственный комитет МВД России завершил расследование дела группы фальшивомонетчиков из Санкт-Петербурга, которые в 1995-1996 годах ввезли из Польши более 40 тысяч поддельных купюр достоинством 50 тысяч рублей. Это самая крупная партия фальшивок, которая когда-либо была импортирована в Россию.
Семейный бизнес
В 1995 году в Петербурге сотрудники вневедомственной охраны Юрий Палладий и Александр Штоль занялись перепродажей валюты около Гостиного двора. Спустя несколько месяцев, когда Штоль уволился из органов, они познакомились с поляком из Варшавы, который предложил менялам организовать реализацию в России поддельных 50-тысячных банкнот.
Александр Штоль мечтал перебраться на постоянное жительство в Германию (там у него были родственники), но уезжать без денег не хотел. Поэтому он сразу согласился с предложением, решив "заработать по-крупному". Немного поразмыслив, Палладий поддержал приятеля. Обсудив с новым знакомым все детали, "на разведку" в Варшаву отправились Александр Штоль и привлеченный к делу брат Юрия Палладия Сергей. Прибыв на место, они встретились с посредником, у которого купили тысячу банкнот по $4,5 за штуку. Фальшивые деньги были изготовлены очень качественно. Они были напечатаны на эмиссионной бумаге с водяными знаками, сделанной на одном из полиграфических комбинатов Германии. Невооруженным глазом отличить фальшивую купюру от подлинной было практически невозможно.
Для начала сообщники решили в Москве обменять с рук подделки на доллары. Тогда еще незаконный обмен валюты преследовался по УК, и они посчитали, что обманутые продавцы в случае обнаружения подлога не будут обращаться в милицию.
Однако москвичи неохотно меняли свои доллары. В итоге мошенники реализовали всего 400 банкнот. В этом им помог брат Малюкова Александр, живущий в Москве.
Не добившись особого успеха, приятели решили поменять 50-тысячные купюры на рынках. Для этого они стали покупать в киосках сигареты, получая сдачу настоящими деньгами. Но у многих продавцов банкноты вызывали недоверие, и они отказывались продавать товар, заявляя, что "нет сдачи".
Поняв, что в розницу большие партии фальшивых денег сбыть не удастся, компаньоны решили найти оптовых покупателей. Но поскольку единого мнения о том, как это делать, не было, они разбились на конкурирующие группы.
"Сесть всегда успеешь!"
В августе 1995 года Валерий Малюков и Сергей Палладий поехали в Варшаву. Там они приобрели тысячу купюр, но первого же их оптового покупателя — жителя Петербурга Андрея Ефимова — в сентябре 1995 года арестовали. Он попытался продать 1000 купюр предпринимателю из Ленинградской области. Но тот оказался законопослушным и донес на Ефимова в милицию. Также арестовали брата Палладия Юрия, активно помогавшего при доставке денег. Самим же организаторам преступления, Валерию Малюкову и Сергею Палладию, тогда удалось скрыться, после чего первый был объявлен в розыск.
В какой-то момент Малюков испугался и решил пойти в милицию с повинной. Но Александр Штоль, узнав об этом, отговорил его. "Сесть ты всегда успеешь,— сказал Штоль приятелю.— Лучше держись меня и заработаешь себе на жизнь".
К этому времени через Белоруссию возить контрабанду стало опасно (на границе с Польшей усилился контроль), и Штоль решил наладить обходной путь — через Калининград. Там он познакомился с таксистом Геннадием Калашниковым, который отвез его на своей машине в Варшаву. Приобретя тысячу поддельных купюр, Штоль вернулся в Петербург, где, по его словам, реализовал деньги через знакомого менялу Олега Туманова. Стоит заметить, что в этих вояжах его часто сопровождал Валерий Малюков. Но вскоре сообщникам пришлось налаживать новые каналы сбыта: в конце 1995 года Туманов был убит.
Тогда по поручению Валерия Малюкова его брат Александр наладил сбыт фальшивых купюр через своих знакомых в Москве. Но в марте 1996 года один из них попался на краже автомобиля, и компания распалась.
Другую группу сбытчиков подыскал сам Александр Штоль. В конце 1995 года он связался со своим двоюродным братом, живущим в Казахстане (его, кстати, тоже зовут Александр Штоль), и предложил заняться продажей фальшивок. Тот согласился и вместе с двумя приятелями до апреля 1996 года реализовал несколько тысяч купюр в Казахстане и в Сибири.
Вскоре оперативники вышли на след преступников. 24 апреля 1996 года троица была задержана в Новосибирске. Против них возбудили уголовное дело, а в ходе допросов оперативники впервые узнали о причастности петербургского родственника Штоля к распространению поддельной наличности. Однако задержать его и Малюкова удалось лишь через полгода.
Арест
Фальшивомонетчиков подвела самонадеянность. Во время посещения одного из посредников в Шлиссельбурге Штоль решил разменять 50 тысяч рублей в местной коммерческой палатке. Однако продавец через некоторое время выяснил, что деньги поддельные, и сообщил об этом милиционерам. Заодно он подробно описал внешность фальшивомонетчика и его автомобиль.
Трасса на Петербург была перекрыта, и автомобиль Александра Штоля задержали. Кроме него в машине оказались Валерий Малюков и их знакомый Сергей Коткин. При обыске у них нашли около сотни поддельных 50-тысячных купюр. Всех их арестовали и обвинили в сбыте фальшивой наличности. А вскоре удалось задержать и их сообщников: Александра Малюкова, Валерия Штоля, Геннадия Калашникова и четырех сбытчиков. Всего по делу сейчас проходит десять человек. В настоящий момент обвиняемые знакомятся с материалами дела. Затем оно будет передано в суд, который и установит степень виновности каждого из обвиняемых.
Кстати, на следствии выяснилось, что сообщники пытались наладить производство 100-тысячных купюр. Для этого Штоль приобрел у неустановленного лица за $5,6 тыс. 50 листов эмиссионной бумаги производства Петербургской бумажной фабрики. Штоль сперва попытался договориться об изготовлении денег в Польше, но не сошелся с поляками в цене. Потом через знакомых он вышел на москвичей, специализировавшихся на подделке проездных билетов. Но и с ними не договорился. В итоге листы так и остались невостребованными. Следователи полагают, что большую часть эмиссионной бумаги Штоль припрятал.
Не удалось выяснить, и кто ее украл на предприятии, а затем продал фальшивомонетчику. Когда следователи поинтересовались у руководства Петербургской бумажной фабрики о пропаже листов, там ответили, что фактов хищения на предприятии не зарегистрировано.
Следователи МВД России направили в Польшу поручение о допросе посредника из Варшавы, продававшего россиянам поддельные купюры (его описание и имя известно). Кстати, местная полиция не сидит сложа руки. Летом 1996 года, за несколько месяцев до ареста Штоля, в предместье Варшавы был обнаружен печатный станок и арестована группа фальшивомонетчиков. Однако установить их причастность к делу петербуржцев пока не удалось.
АЛЕКСЕЙ Ъ-ГЕРАСИМОВ
http://www.kommersant.ru/doc/195109/print
Landser:
Газета "Коммерсантъ", №149 (1552), 15.08.1998
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Происшествия Номер 149 от 15-08-98
Полоса 006
Приговор фальшивомонетчикам
Фальшивомонетчиков потянуло на родину
В России их заразили туберкулезом и плохо кормят
В Новосибирском областном суде завершился процесс над преступниками, которые в 1995-1996 годах буквально наводнили страну фальшивыми пятидесятитысячными купюрами (Ъ сообщал о ходе этого дела). Печатали их в польских типографиях, а в Россию завозили мешками. Схватить удалось всех 13 распространителей фальшивок. Трем из них, Александру Штолю, Куату Маженову и Ренару Матрузиеву, на днях был вынесен приговор. За распространение подделок на 130 млн рублей они проведут в лагерях от 4,5 до 6 лет. Всего же группа успела сбыть более 2 млрд польских рублей.
В 1995 году уроженец Талды-Кургана (Казахстан) 30-летний Александр Штоль организовал собственное крестьянское хозяйство "Виктор". Но дела у фермера не пошли, и он задолжал крупную сумму денег. В поисках заработка Штоль отправился к своему двоюродному брату Александру в Санкт-Петербург. Тот уже около года вместе с неким Малюковым и братьями Палладий, Сергеем и Юрием, организовал и возглавил группу мошенников. Всего в нее входило 13 человек из разных регионов страны.
В свое время петербуржцы познакомились с жителями Польши — некими Кручковским и Яцеком — и договорились с ними о поставках в Россию фальшивых купюр достоинством 50 тыс. рублей образца 1993 года. За одну банкноту поляки просили у русских $5,5. Кручковский и Яцек изготавливали фальшивки методом плоской офсетной печати. От настоящих денег они отличались только неустойчивой краской — на местах сгибов она быстро стиралась.
Александру Штолю предложили заняться распространением фальшивок на территории Северного Казахстана, Алтайского края и Новосибирской области. Недолго думая, Штоль согласился. Первую партию фальшивок (1052 купюры) он спокойно поменял на валюту у частных менял у себя на родине в Талды-Кургане.
Дальше Штоль решил сам не рисковать и привлек к сбыту фальшивок своих школьных друзей — 31-летних Куата Маженова и Ренара Матрузиева. За это он купил товарищам две пары новых туфель и выдал по $500. Сообщникам он сообщил, что потерял свой паспорт и за новой партией поддельных денег должен поехать кто-то из них. Роль курьера выполнил Маженов. Через некоторое время он в специально подготовленных поясах доставил из Санкт-Петербурга в Казахстан еще 960 банкнот.
Весной 1996 года Штоль, Маженов и Матрузиев, узнав из местных газет о том, что в Казахстане разыскиваются сбытчики поддельных денег, решили перебраться в Алтайский край. Фальшивки они разменивали в коммерческих киосках и магазинах.
24 апреля троица приехала в Новосибирск. Поселившись в гостинице "Северная", мошенники тут же отправились на дело. Но их подвела беспечность: в одном коммерческом киоске они дважды расплатились фальшивками. Хозяину ларька новенькие банкноты показались подозрительными, и он вызвал милицию. Через полчаса всех трех арестовали в гостинице. При обыске у них обнаружили 400 фальшивых купюр, $3,7 тыс. и около 3 млн настоящих рублей.
На допросе Штоль, Маженов и Матрузиев рассказали о других участниках группировки. В дальнейшем дело расследовалось следственным комитетом МВД, сотрудники которого арестовали в Санкт-Петербурге еще 10 распространителей. Они, кстати, уже сделали своим польским партнерам заказ на изготовление 100-тысячных купюр, но отправить образцы спецбумаги и красок не успели. Поляки, которых взять под стражу так и не удалось, по некоторым данным, продолжают делать бизнес на фальшивых деньгах. Но печатают не рубли, а валюту прибалтийских республик и доллары.
Эпизоды преступной деятельности Штоля, Маженова и Матрузиева были выделены в отдельное производство, а их уголовное дело, по рекомендации Верховного суда, решили рассматривать в Новосибирске. В полном составе группировку не судили только потому, что в октябре этого года у трех первых арестантов истекал срок содержания под стражей.
Процесс над фальшивомонетчиками затянулся на три месяца. За это время суд допросил 200 свидетелей и столько же потерпевших. Многие на процесс не приехали, поскольку у них не было денег на дорогу из Казахстана в Россию.
Штоль и Маженов свою вину признавали частично, утверждая, что только распространяли фальшивки. По их словам, деньги они получали через посредников. Изготовителей ни разу не видели. А потому участниками международной преступной группировки их назвать нельзя.
Подельник фальшивомонетчиков Матрузиев избрал другой путь. С самого начала он утверждал, что в компании с преступниками оказался случайно, а о фальшивых деньгах ничего не знал (хотя взяли его с поличным — польские рубли лежали и в его номере). В отличие от Штоля и Маженова, Матрузиев грубил свидетелям и гособвинителю, когда те пытались вывести его на чистую воду. Оскорблял он и судью, не раз призывавшую его к порядку.
Но когда дело дошло до оглашения приговора, Матрузиева словно подменили: "Граждане судьи, я был не прав. Врал, изворачивался, нарушал закон. Обещаю исправиться и прошу меня простить". Судья его простила: Матрузиеву дали меньше всех — 4,5 года. Да и остальные получили не много: Штоль как лидер тройки — 6 лет лагерей, а Маженов — 5.
Сразу же после завершения процесса мошенники написали ходатайства с просьбой отправить их в какую-нибудь казахскую колонию. Двое подсудимых заболели туберкулезом и, как они отмечали в жалобе, нуждаются в улучшенном питании. А в Россию к ним родственники из Казахстана не наездятся.
Интересно, что через несколько месяцев Штолю, Матрузиеву и Маженову предстоит выступить свидетелями на процессе в Санкт-Петербурге, где будет рассматриваться дело их сообщников.
Ъ вернется к этому делу после вынесения приговора.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск; АЛЕКСЕЙ Ъ-ГЕРАСИМОВ
http://kommersant.ru/doc/203478/print
Landser:
Газета "Коммерсантъ", №94 (1497), 28.05.1998
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Происшествия Номер 094 от 28-05-98
Полоса 006
Фальшивомонетчики
Мошенники ввезли в Россию самую крупную партию фальшивых денег
В Новосибирском областном суде начался процесс по делу группы международных фальшивомонетчиков, которые в 1995-1996 годах ввезли из Польши и распространили поддельные 50-тысячные купюры более чем на 800 млн рублей. Это самая крупная партия фальшивых денег, ввезенных в Россию. На скамье подсудимых трое участников группировки: Александр Штоль, Куат Маженов и Ренар Матрузиев. Суд над еще 13 активными членами группы скоро состоится в Москве.
Как установили сотрудники следственного комитета управления по расследованию организованной преступной деятельности МВД России, организовали и возглавили группу мошенников санкт-петербуржцы Анатолий Штоль и братья Палладий — Сергей и Юрий. В октябре 1995 года к ним присоединились Александр Штоль (двоюродный брат Анатолия), Куат Маженов и Ренар Матрузиев.
К тому времени братья Палладий познакомились с жителями Варшавы Кручковским и Яцеком. Оба польских партнера, как выяснилось в дальнейшем, уже давно привлекли к себе внимание польской полиции, которая подозревала их в махинациях с ценными бумагами. Братья Палладий договорились с поляками о поставках в Россию фальшивых купюр достоинством 50 тыс. рублей образца 1993 года. За одну банкноту Кручковский и Яцек просили у русских $5,5. Первую партию подделок — 960 купюр — братья Палладий провезли в Санкт-Петербург в специально приготовленных поясах. Александр Штоль, Маженов и Матрузиев должны были заняться сбытом фальшивок в Казахстане, Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях. В случае успеха операции они получали 15% от выручки, а братья Палладий брали на себя доставку новой партии подделок.
Фальшивки разменивали в коммерческих киосках и магазинах Алма-Аты, Рубцовска, Кемерова и Барнаула. В короткие сроки мошенникам удалось сбыть большую часть поддельных банкнот, и Маженов отправился к оптовикам в Санкт-Петербург. Рассчитавшись за первую партию, он получил на реализацию еще 1052 купюры.
В конце апреля 1996 года Штоль, Маженов и Матрузиев приехали в Новосибирск. Примерно тогда же сотрудники уголовного розыска получили информацию, что в городе может появиться огромная партия поддельных банкнот. К тому времени аналогичные подделки разошлись уже по всей стране. Поселившись в гостинице "Северная", мошенники отправились на дело, но тут же были задержаны. При обыске у них нашли около тысячи фальшивых купюр.
Через несколько дней преступников доставили в Москву. Как выяснилось, всего в состав международной группировки мошенников, к которой принадлежали задержанные, входило 16 человек. Остальных фальшивомонетчиков сыщики задержали в течение нескольких недель. Расследование было поручено следственному комитету управления по расследованию ОПД МВД России.
Установить, где изготовлялись поддельные банкноты, так и не удалось. Эксперты лишь определили, что они выполнены методом плоской офсетной печати. Эпизоды преступной деятельности Штоля, Маженова и Матрузиева Верховный суд решил выделить в отдельное судопроизводство. В январе 35 томов уголовного дела поступили в Новосибирский областной суд, который в нынешнюю среду приступил к его рассмотрению.
Процесс над фальшивомонетчиками, по мнению их адвокатов, затянется не на один месяц. Суду понадобится допросить около 200 свидетелей и столько же потерпевших. Как удалось выяснить, сразу после оглашения приговора Штоль, Маженов и Матрузиев будут этапированы в Москву. Там им предстоит выступить в качестве свидетелей по делу их сообщников.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск
http://kommersant.ru/doc/199097/print
Landser:
Фальшивомонетчика вернули с украинской границы
в российскую тюрьму
Бутырский суд Москвы приговорил к 9,5 годам заключения фальшивомонетчика Сергея Палладия. Он принадлежал к международной группе аферистов, которые в 1995 году ввезли из Польши в Россию поддельные банкноты на 100 млн неденоминированных рублей и распространили их в Сибири и Казахстане. (Ъ писал об этом деле в 1998 году.)
Группа фальшивомонетчиков была организована в 1995 году санкт-петербуржцами Александром Штолем и братьями Палладий — Сергеем и Юрием. Они стремились поскорее разбогатеть (Штоль, например, мечтал эмигрировать в Германию) и в выборе средств не стеснялись.
Штоль и братья Палладий познакомились с жителем Варшавы Яцеком Кручковским, который предложил им заняться сбытом в России поддельных 50-рублевых купюр образца 1993 года. Петербуржцы согласились и вскоре привезли из Польши в родной город пробную партию из 960 купюр. Но сбывать подделки в петербургских торговых точках было трудно: продавцы были достаточно осторожны и часто отказывались брать подозрительные банкноты. Тогда мошенники решили наладить сбыт фальшивок в провинции.
По их замыслу деньги из Польши должны были поступать в Петербург, а оттуда отправляться для распространения в Сибирь и Казахстан. Для реализации этого плана Штоль привлек своего двоюродного брата и тезку — уроженца Казахстана Александра Штоля, а также его земляков Куата Маженова и Ренара Матрузиева. Согласно договоренности, они получали 15% от выручки, а братья Палладий брали на себя доставку новых партий подделок.
В апреле 1996 года казахстанская группа — Штоль, Маженов и Матрузиев — были задержаны в Новосибирске. Еще раньше был арестован Юрий Палладий, который не оставлял попыток наладить сбыт фальшивок в Петербурге. Милиция буквально шла по пятам аферистов, и к концу 1996 года по делу о фальшивомонетничестве были арестованы еще 16 человек. Всех их позже осудили в Петербурге и Новосибирске, приговорив к различным срокам заключения. На свободе остались лишь Сергей Палладий и Яцек Кручковский, которые скрылись от следствия.
По данным следственного комитета при МВД России, объявленный в международный и федеральный розыск Кручковский в настоящий момент находится в Канаде, где получил вид на жительство. У России с Канадой не заключен договор о взаимной выдаче преступников, поэтому вопрос о привлечении Кручковского к уголовной ответственности остается открытым, а его дело выведено в отдельное производство.
Сергей Палладий до недавних пор скрывался на Украине, а в прошлом году решил перебраться через Румынию на Запад. Это его и сгубило. Как только он предъявил на украинском контрольном пункте в Измаиле свой паспорт, его сразу же арестовали. Вскоре его экстрадировали в Россию, где предъявили обвинение в фальшивомонетничестве.
По окончании следствия дело передали на рассмотрение в Бутырский суд Москвы. На процессе в качестве свидетелей выступали бывшие сообщники подсудимого — Юрий Палладий, Александр Штоль и др. В итоге суд признал Сергея Палладия виновным и приговорил к 9,5 годам заключения с конфискацией имущества. С учетом того, что под следствием фальшивомонетчик пробыл всего год, из тюрьмы он выйдет не скоро.
АЛЕКСЕЙ Ъ-ГЕРАСИМОВ
http://www.kommersant.ru/doc/254093/print
Landser:
Образец продукции
Навигация
Перейти к полной версии