Новости > Реклама
«От керенки до совзнака: деньги и революция»
Fox Notes:
Экспонат выставки
Fox Notes:
Экспонат выставки
Fox Notes:
Экспонат выставки
Fox Notes:
Экспонат выставки
Fox Notes:
Рихард Заррин (Rihards Zari??): «звезда» ЭЗГБ начала XX века
Рихард Заррин – один из самых известных художников, трудившихся в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). Среди его работ - знаменитые дореволюционные банкноты «катеньки» и «петеньки», первая советская почтовая марка, государственный герб Латвийской республики и эмблемы ЭЗГБ, ставшие основой современного логотипа Гознака.
Крестьянин по происхождению, Рихард Заррин родился в 1869 году в Лифляндии. Талант художника обнаружился впервые ещё в школьные годы. В 1887 году отправился учиться в Петербург в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. После окончания училища с отличием он обучался разным техниками рисования в Европе, где познакомился со своей будущей женой Евой – шведкой по происхождению.
В 1899 году Заррин поступил на службу в ЭЗГБ и в том же году занялся оформлением рекламного буклета Экспедиции для Всемирной выставки в Париже. Постепенно он стал фактически «художественным руководителем» предприятия, отдав работе в ЭЗГБ два самых плодотворных десятилетия своей творческой жизни.
В конце XIX – начале XX века важной продукцией ЭЗГБ были богато иллюстрированные книги, календари и открытки. Рихард Заррин являлся автором многих из них. В 1902 году к столетию министерства финансов Экспедицией был издан иллюстрированный сборник, все художественные заставки и часть рисунков которого были выполнены Зарриным.
В оформлении главной продукции ЭЗГБ – денежных знаков – художник также принимал значительное участие. Кроме работы над «катенькой» и «петенькой» (банкнотами с портретами Екатерины II и Петра I), Заррин участвовал в проектировании практически всех банкнот того времени, а также создал множество проектов банкнот, которые не были выпущены в обращение. Заррин продолжал заниматься разработкой оформления банкнот и после начала Первой мировой войны. Интересно, что некоторые его эскизы сильно отличаются от разменных знаков тех лет, выпущенных в обращение. На них можно видеть сложные композиции, например – античного бога торговли Гермеса.
В 1917 году после Февральской революции художник занимался разработкой банкнот Временного правительства. На них появилась эмблема Временного правительства – орёл без царских регалий с опущенными крыльями, и здание Таврического дворца в Петрограде, где заседала Государственная дума. В том же году Заррин участвовал в разработке «революционного кредита» – серии новых российских денег, которая так и не была выпущена в обращение.
В 1919 году художник уехал в Латвию, ставшую независимым государством. Там вместе с Вилисом Круминьшем он создал изображение государственного герба республики, утвержденного в 1921 году.
Рихард Заррин занимался также разработкой дизайна латышских монет, в том числе – знаменитой серебряной монеты достоинством в пять латов с изображением Милды – молодой девушки в национальном костюме, ставшей одним из символов Латвии. Сейчас ее можно увидеть на монетах Латвии достоинством 1 и 2 евро.
Творческое наследие художника обширно: он трудился не только над денежными знаками, но и над почтовыми марками, календарями, открытками, плакатами, оформлением книг и созданием экслибрисов. Без сомнения, Рихард Заррин – художник, внесший огромный вклад в историю Экспедиции заготовления государственных бумаг начала XX века.
Нина Чернышёва, Выставочный комплекс АО «Гознак»
Навигация
Перейти к полной версии