Бонистика > Основной форум

Музей денег Гознака

<< < (13/275) > >>

Fox Notes:
Экспонат Музея денег Гознака



Экспедиция заготовления государственных бумаг (от момента создания которой ведет свою историю Гознак) в числе прочего занималась выпуском календарей. Календари в то время были не просто предметом обихода – они представляли собой настоящие произведения искусства.

Самые первые календари появились в России еще при Петре I и пользовались успехом у всех сословий. Расцвет календарей пришелся на вторую половину XIX века. В это время календари выпускали различные издательства и типографии, среди которых была и Экспедиция заготовления государственных бумаг.

Свои первые календари Экспедиция выпустила в 1892 году. В собрании Гознака сохранились эскизы этих календарей, выполненные художником Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Творчество Шарлеманя – очень богато. В разное время он создавал картины, проекты кредитных билетов, иллюстрации, эскизы костюмов, оформлял меню и дипломы. Самой известной его работой стали «атласные» игральные карты, пользующиеся популярностью уже полтора века.

В собрании Гознака сохранились эскизы как минимум двух календарей работы Шарлеманя. На одном из них, датированном 1892 годом, изображены сцены крестьянского труда в разные времена года. Другой эскиз календаря на 1893 год украшен символическими изображениями знаков зодиака.

К сожалению, пока не удалось найти календари, отпечатанные в Экспедиции по эскизам Шарлеманя. С середины 1890-х годов их печатали по эскизам другого известного художника – Николая Васильевича Набокова.

Fox Notes:
Экспонат Музея денег Гознака


В 1947 году в СССР прошла денежная реформа, и в обращение были выпущены новые банкноты. Самая крупная банкнота имела номинал 100 рублей. Однако специалисты Гознака готовили также 250- и 500-рублевые банкноты. Дело дошло до изготовления печатных проектов, но они не были утверждены к выпуску.
Интересно, что сохранились проекты 250 и 500 рублей в одинаковом оформлении – с портретом Ленина и гербом СССР в центре. Видимо, 250-рублевые купюры готовили на тот случай, если 500 рублей будет решено не выпускать. Тогда в любом случае герб СССР был бы на самой крупной купюре. Если бы было решено выпустить купюры обоих номиналов, 250 рублей получили бы более простое оформление.
К сожалению, эти красивые банкноты не были выпущены, и сохранились только их эскизы и печатные проекты.

Fox Notes:
Экспонат Музея денег Гознака

Представляем вам печатный проект 100-рублевой купюры, выполненный в 1923 году. Тогда готовили к выпуску новую серию денежных знаков с изображениями знаменитых скульптур работы И. Д. Шадра.
Эскиз банкноты выполнен В. К. Куприяновым, гравюру на дереве выполнил А. П. Троицкий. Впоследствии оформление купюры было изменено: в начале после образования СССР потребовалось переделать оборотную сторону, добавив названия и номиналы на языках союзных республик, а потом вслед за инфляцией номинал купюры увеличился со 100 рублей до 15 тысяч.

Fox Notes:
Экспонат Музея денег Гознака

Еще один экспонат, с которым мы вас знакомим в рамках интернет-марафона «Сокровища Гознака», – это эскизный проект облигации Государственного займа Третьей пятилетки (выпуск четвертого года), выполненный в начале 1941 года.
Государственные займы со второй половины 1920-х годов стали ежегодными. В рамках каждого займа выпускались облигации разных номиналов. Они разрабатывались и печатались на Гознаке.
Со второй половины 1930-х годов на облигациях не было сюжетных изображений – только разноцветные рамки и виньетки. Однако облигации займа 1941 года решили сделать более нарядными, чем предыдущие, поместив на них изображения советских людей. Были сделаны эскизы облигаций, но они не получили развитие из-за проблем с нумерационными аппаратами. Поэтому в итоге облигации займа 1941 года – последнего мирного займа – были скомпонованы из рамок и виньеток.

Fox Notes:
Экспонат Музея денег Гознака


В годы Первой мировой войны в России были выпущены высокохудожественные почтово-благотворительные марки. В фондах Гознака хранятся эскизы таких марок серии «В пользу воинов и их семейств». Их проект подготовил художник Экспедиции заготовления государственных бумаг Рихард Заррин, работавший также и над первой серией благотворительных марок 1904 года.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии