Санкт-Петербургский монетный двор 12 декабря 2017 г. отметил свой 293-й день рождения. История сохранила только год основания Монетного двора – 1724 г., именно в этот год Указом Петра I был основан СПМД. Хотя закладка Монетного двора в Петербурге планировалась Петром уже с рубежа 1720-х г.г.27 февраля 1721 года «Его царское величество, будучи в Сенате, указал: «А чтоб в денежном деле прибыльнее было и для лучшего усмотрения порядочной модели, золотую монету в С.-Петербурге делать в крепости».
Но для того, чтобы многие поколения гознаковцев – сотрудников СПМД - могли отмечать день рождения Монетного двора, 19 ноября 1991 года был подписан приказ № 240 «Об установлении дня Санкт-Петербургского монетного двора». С тех пор каждый год в декабре в Петербурге отмечается двойной праздник День рождения Санкт-Петербургского монетного двора и День монетчика — главный профессиональный праздник работников Монетного двора, - сообщается официальный сайт АО «Гознак».
Каждый год знатоки и коллекционеры с нетерпением ждут, когда раскроется интрига и СПМД покажет два очередных жетона, традиционно с 1994 года выпускаемых к своему дню рождения.
Многие до сих пор помнят жетон, выпущенный по этому случаю в 2007 году – с вращающейся вставкой – Ангелом-Хранителем Петербурга. Для создания фигуры ангела была выполнена двухсторонняя лепка, на основе которой разработаны две компьютерных программы, с помощью которых создана мастер-модель для ювелирного производства.
Автором жетонов на протяжении многих лет является Начальник художественного бюро СПМД Сергей Александрович Корнилов. В 2015 и 2016 годах эскизы жетонов создавал художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Андрей Анатольевич Брынза.
В 2017 году СПМД отчеканил по эскизам Заслуженного художника РСФСР Сергея Корнилова два жетона, которые отличаются друг от друга уникальной и столь присущей Петербургу деталью – художественной решеткой. На одном из жетонов на лицевой стороне изображено здание Монетного двора на территории Петропавловской крепости, а на другом это же здание, в этом же ракурсе, однако его закрывает стилизованная ограда «перед царским подъездом», созданная в 1904-1906 годах архитектором Л.Н. Бенуа по образцу решетки Летнего сада. Ворота решетки выполнены методом литья и являются подвижным элементом – могут открываться и закрываться.
В верхней части жетонов расположены рельефные изображения памятных монет, отчеканенных Санкт-Петербургским монетным двором в 2017 году и посвященных проведению в России Кубка конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
На оборотной стороне жетонов расположено рельефное изображение реплики с «полтинника» 1924 года, логотипа Гознака и Ангела Петропавловского Собора.
Жетоны диаметром 60 мм изготовлены из медно-никелевого сплава. Вставка на одном из жетонов – из медно-цинкового сплава.
Сергей Корнилов рассказал, что обдумывание идеи ежегодных жетонов начинается еще летом, осенью идея обсуждается с технологами, а затем начинается ее воплощение в металле:
-Наши жетоны изначально задумывались и по сей день остаются экспериментальными изделиями, на которых мы оттачиваем новые технологические приемы.
Жетоны СПМД – сложные в изготовлении изделия и даже на стадии создания эскиза начинается совместная с технологами работа.
Именно на жетонах ко Дню рождения Монетного двора мы отрабатывали вставки из различных металлов, сквозные вставки и многие другие технологии, чтобы затем применить их в тиражных изделиях. Так было, например, с биколорными монетами – их технологическими предшественниками были именно жетоны.
В этом году итогом нашего эксперимента стало совмещение чеканки и литья. Получился интересный жетон со сложной, многоуровневой чеканкой и с прочным креплением ограды к жетону. Наши технологи отлично справились со всеми технологическими сложностями, в том числе с очень тонким литьем – этим ювелирным способом выполнена решетка ограды.
При создании эскизов жетонов 2017 года хотелось подчеркнуть принадлежность Монетного двора к истории Петербурга, истории Петропавловской крепости. Так родилась идея показать вид Санкт-Петербургского монетного двора со стороны царской усыпальницы, через знаменитую решетку Бенуа. Много раз переделывались эскизы – все элементы такого изделия должны очень точно располагаться в композиции, чтобы родилось гармоничное восприятие такого архитектурно-театрального действа, какое представляет собой жетон с накладной решеткой.
В процессе производства пришлось искать консенсус с технологами, для которых важно было уменьшить высоту рельефа. А мне важно было ее сохранить. Но мы всегда находим общий язык, общее решение, так получилось и в этот раз – где-то высоту рельефа уменьшили, где-то сохранили, и целостность художественного образа осталась.