Получил недавно первый том. Издание прекрасное, столь полное собрание российских ценных бумаг
со сканами высокого качества появилось впервые. В моём экземпляре (№330, то есть все пронумерованы,
приятно!) обнаружил лишь один мелкий изъян: в конце книги десяток страниц недопрошиты, но это не
подарочное издание, в наше время, как мне кажется, требуются титанические усилия для подготовки
такого труда, поэтому автора и всех скрипофилов можно поздравить с этим знаменательным событием.
Несколько слов об алфавитном порядке содержания, принятом автором. Этот порядок соответствует точному
названию эмитента. Не совсем обычно, но мне понравилось. При этом напрашивается (скажем в конце тома)
дополнительный алфавитный перечень собственных имён и названий фирм с перекрёстными ссылками.
В скрипофилии существует традиционная проблема: к какой отрасли отнести эмитента? Например такого:
Русское акционерное общество для производства и продажи смазочных материалов и других химических
продуктов "Вакуум-Ойль-Компания". Можно к химической, можно к нефтяной и даже к торговле. Поэтому
в заключительном томе издания хотелось бы видеть полный перечень всех предприятий, это облегчит поиск.
Включение в 1-й том пая Бердянского кооперативного товарищества (стр.95) для меня было несколько
неожиданным. Отмечу, что стандртная фраза о дате утверждения устава здесь не нужна, уставы таких
обществ были типовые, поэтому утверждение не требовалось. Но главный вопрос не в этом: а правильно
ли вообще объединять документы кооперативных организаций и ценные бумаги акционерных обществ?
Теперь позволю себе остановиться на некоторых особенностях книги. Автор по понятным причинам избегает
слова каталог. Вместе с тем в предисловии сказано, что (далее цитирую):
"Включены туда будут все известные на данный момент ценные бумаги с конца XVIII века по 1960 год.
Существование каждой из них будет подтверждено реальным изображением".
Нетрудно убедиться, что первое предложение противоречит второму. Формат издания требует наличия у
автора скана каждой бумаги, причем нужного разрешения, цвета и т.д. Это означает, что декларируемый
принцип полноты не может быть реализован при подобном подходе. Ниже в качестве иллюстрации я привожу
список ценных бумаг, отсутствующих в 1-ом томе, сканы которых имеются в общедоступной литературе.
Никаких сомнений, что И.М.Горянов знаком с данными бумагами, у меня нет. Следовательно это принципиальная
позиция автора, на которую он, как обладатель крупнейшей коллекции российских ценных бумаг, безусловно
имеет право. Если я (не приведи господь) начну составлять какой-нибудь каталог, то вообще выброшу из него
к чёртовой матери всё, кроме своих бон. Но это я отвлёкся...
Свой труд автор поэтому определяет как Корпус российских ценных бумаг. Ко многому обязывающее название,
сразу вспоминается другой всем коллекционерам известный "Корпус"! Расставленные автором приоритеты
бумаг по видам деятельности конечно субъективны, но в этом деле каждый собиратель сам волен выбирать
"ценовую политику".
В книге я насчитал 51 эмитента, отмеченного знаком "У" (из 181) - к таким автор относит предприятия,
для которых известен единственный экземпляр, самих бумаг "уникумов" отмечено примерно вдвое больше.
Ниже в списке я отметил четыре бумаги, которые судя по сканам не идентичны представленным в книге,
но сути это не меняет, в любом случае уникумов очень много. В связи с этим думаю следует лишний раз
напомнить, что ситуация с российскими ценными бумагами частных эмитентов уникальна в силу исторических
причин. Хранить дореволюционные бумаги, а тем более собирать, уже в 20-х годах и особенно в 30-х было
очень опасно. Толку "в хозяйстве" от них никакого (в торгсин не понесёшь), а если обнаружат, владелец
немедленно будет зачислен в неблагонадёжные со всеми вытекающими последствиями. Поэтому в подавляющем
большинстве уцелели экземпляры, оказавшиеся по разным причинам за рубежом. Больше повезло некоторым
образцам, пробам и т.п. материалу, который коллекционеры всё-таки сумели сохранить. Для примера могу
привести историю собственной подборки образцов из архива питерской типографии Шумахера. Их около тридцати,
все они лежали в одной папке (я в альбом переложил, теперь есть альбомы такого размера). После революции
типография была национализирована и передана в ведение Академии Художеств, а архив был ликвидирован.
К счастью пропало не всё, нашлись люди, сумевшие спасти часть архива. Мою папку приобрел в конце 20-х
годов студент, учившийся в то время в Ленинграде и впоследствии уехавший по распределению в Иркутск.
Есть и противоположные примеры. На одном из аукционов продавался редчайший образец страховой компании.
Весь он был исписан чернилами "шутниками" в начале 60-х годов. Я смог идентифицировать по именам
компанию шутников. Оказалось, что это были члены Союза писателей, фамилии в то время известные!
Наверное причисляли себя к интеллигенции...
Резюмируя вышесказанное, считаю, что оптимальным вариантом для скрипофила-практика будет наличие в личной
библиотеке двух источников: многотомника И.М.Горянова и "сборника" каталогов Ф.Ф.Иванкина.
Сам я к скрипофилам имею косвенное отношение, интересуюсь в основном темой Гражданской войны, поэтому в заключение
привожу скан недавно приобретенного экземпляра временного свидетельства киевского издательства "Поселок" 1918 года.