РЕФОРМА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
(От нашего специального корреспондента)
Газета «Новая Россия» №79 22.08.1919г.
Я беседовал с начальником управления финансов профессором М.В.Бернацким, затронул ряд вопросов в области реформы денежного обращения.
К коренной реформе, - говорит М.В.Бернацкий, - мы приступим только после занятия Москвы и Петрограда и соединения с адм. Колчаком. Однако уже сейчас необходимо провести в жизнь некоторые мероприятия, которые позволили бы нам дожить до желанного момента.
Будущая реформа представляется мне в таком виде: из всего громадного наследия бумажного обращения войны и междоусобицы, примерно миллиардов в сто, надо будет оставлять в обороте не более 5-й части. Остальные 4/5 следует принудительным образом превратить в долговые государственные облигации, оплачиваемые невысоким процентом и не получающие права заклада.
Конечно, для производства этой операции необходимо будет все старые денежные знаки заменить новыми. Меры к изготовлению этих знаков уже теперь принимаются. Такой способ исправления валюты казался бы наиболее справедливым. Но, к сожалению, осуществление этого метода предполагает более или менее устойчивый
правопорядок в стране и восстановлению ей хозяйственной жизни. Быть может, в виду трудности, придется избрать другой путь девальвации существующих бумажных знаков, т.е. замену их новыми по определенному курсу. Оба варианта реформы обдумываются министерством финансов; решение может быть выбрано лишь после соединения фронтов адм. Колчака и ген. Деникина и организации единого российского правительства.
Сейчас стоят задачи более скромные. Первая – устранение крайнего разнообразия денежных знаков. Принимаются меры к тому, чтобы по возможности, свести на юге России типы бумажных знаков к трем основным: так называемым «николаевским», донским и особым денежным знакам главного командования, выпуск которых через новые экспедиции в Новороссийске и Симферополе и, может быть, в Одессе предстоит в ближайшее время.
При всяком изъятии тех или иных знаков из обращения, за исключением, конечно, аннулированных «пятаковских», будут приняты все меры к обеспечению интересов населения. Но, во всяком случае, настойчиво можно рекомендовать держателям остатков знаков помещать их в сберегательные кассы, на текущие счета в частные банки, кредитные кооперативы и отделения государственного банка.
Вторая задача: обеспечить юг России от наплыва советских и прочих фальшивых денег. Так как процесс штемпелевания обычного характера не может дать ощутительных результатов, я склоняюсь к мысли употребить метод, примененный в Чехии, т.е. регистрацию наличных денег посредством наклейки особых марок, регистрацию сопряженную с известным налогом. Оклеенные этими марками денежные знаки будут иметь беспрепятственное хождение по всей территории России…
На основной ваш вопрос – будет ли восстановлена в России золотая валюта – я дам такой ответ: - вопрос о золотой валюте в последнее время и в науке, и в практике подвергли сильным изменениям. Вполне доказана возможность правильного функционирования бумажной валюты, если надлежащим образом ее регулировать. По всей вероятности, большинство культурных стран вернется к принципу золотой валюты, но не к золотому обращению. Золотые фонды будут являться только опорой бумажных знаков и основанием к международным расчетам.
Если судьба нам поможет то и в России можно, на основании более чем миллиардного по паритету золотого запаса собранного адм. Колчаком в золоте, после возведения количества бумажек до 1/2 - 3/4 части их нынешнего оборота, построить нормально функционирующую бумажно-денежную систему.
Во всяком случае, я твердо убежден, - говорит М.В.Бернацкий, что Россия, излечившись от большевистской заразы, и восстановив свои производительные силы, отделается от бумажно-денежной инфляции гораздо легче, чем, например , наши союзники Франция с ее 40-миллиардным бумажным долгом.
Рекомендуемый многими переход уже ныне, к свободным сделкам на золотую валюту я считаю несвоевременным, нереальным и нелепым.
Все усилия я направляю к тому, чтобы путем освобождения денежного обращения, от излишних бликов, поддержать на устойчивой высоте курс бумажного рубля…
По вопросу об организации петроградского эмиссионного банка и должен определенно сказать, что если бы не мешала разрозненность государственных образований на юге России, то центральное управление банка должно бы было создано. На почве обособления в кредитной области могут выростать лишь совершенно неприемлемые проекты объединения, например, Донской, от осуществления которых я решительно отказываюсь и потому собираю отделения Государственного банка на территории Главного Командования, независимо от упомянутых проектов. Через Особое Совещание уже прошел проект центрального управления Государственного банка и на-днях будет назначен управляющий Государственного банка, который будет руководить деятельностью двух-трех десятков контор и отделений. С отделениями пока входящими в общую сеть (а такое вхождение я считаю обязательным) мы будем держаться прежнего пути соглашения относительно взаимных переходов и пр. Я убежден, однако, что руководители финансов краевых образований сами пойдут на передачу в организуемое мною, центральное управление заведывания краевыми конторами, ибо денежно-кредитная система должна быть едина.
Делаю маленькую прибавку. Называя Государственный банк эмиссионным, мы склонны вводить в заблуждение. При неразменных бумажных деньгах, выпускаемых в подавляющей части для нужд государственного казначейства, ни о какой нормальной эмиссии банка речи быть не может.
По вопросу об устранении внутренних таможенных перегородок могу вам сказать, - продолжал профессор, - что они решительно и бесповоротно осуждены на всех международных съездах. Их падение есть вопрос дня и связано с конструкцией общей южно-русской власти.
Что касается таможенной системы, то им уже известна замена ее системой изыскания пошлин со стоимости товара. Я стараюсь военный товарообмен облегчить до последней возможности, даже иногда с ущербом для фискальных интересов в ближайшее время.
Что касается porto-traero, то состояние ресурсов казначейства не позволяет нам остановиться на этой системе, да она при нынешнем состоянии нашей валюты не может сулить особенных благ потребителю. (Товары, все-таки, будут дорогие и количество их ограничено, пока мы не двинем заграницу большой массы сырья и не исправим своих путей сообщения). Для устранения товарного голода не столько нужны сейчас изменения в таможенной системе, сколько кредит заграницей, государственный и частный. Для получения этого кредита я предлагаю всяческие условия. Эти условия идут в двух направлениях: с одной стороны я стараюсь получить валюту для казенных надобностей путем соглашения с правительственными союзными органами. С другой стороны, я стараюсь, совместно с другими ведомствами, образовать у нас солидную импортно-экспортную компанию, которая могла бы располагать значительными кредитами у образовавшихся уже в Англии и Франции банковско-промышленных объединений.
Только при осуществлении этого задания можно надеяться, что внешний товарообмен примет хоть какое-нибудь удовлетворительное выражение.
Злоупотреблять печатаным станком до бесконечности, само собой разумеется, нельзя, и министерство финансов старается извлечь доходы путем полного напряжения налоговых источников, преимущественно, косвенных. Если производительность хозяйства повысится, и пути сообщения хоть несколько исправятся, мы будем иметь от налогов до конца года не менее 3-х миллиардов рублей. При самом скромном расчете, один сахар прошлого производства даст не менее 1,5 миллиардов рублей, - заключил нашу продолжительную беседу начальник управления финансов.
В.Шостенко
Ростов-на-Дону