Государственные кредитные билеты образца 1910 и 1912 годов номиналом 100 и 500 рублей общепризнанно – самые красивые российские банкноты дореволюционного периода. Их можно долго рассматривать, восхищаясь изяществом линий металлографской и орловской печати, портретами Екатерины II и Петра I, из-за которых эти купюры прозвали «катенька» и «петенька».
Наших современников поражает также огромный, по нынешним меркам, размер этих купюр. Он кажется соответствующим их ценности: когда-то за «катеньку» можно было получить 77,8 г., а за «петеньку» – 389 г. чистого золота.
Но на самом деле такими большими эти банкноты стали поневоле. Их эскизы были разработаны еще в 90-е годы XIX века художником Рудольфом Рёсслером. Рисунок нарочно сделали очень сложным, чтобы максимально затруднить подделку. Однако со временем стало ясно, что только сложности рисунка недостаточно. Требовались и другие защитные признаки – в частности, локальный водяной знак. Поскольку изначально он не был предусмотрен, а клише для металлографской печати уже гравировались по изначальным эскизам, решили добавить сбоку белое поле («купон»), на который и поместить локальный водяной знак – портрет, видимый только на просвет. В итоге «катенька» и «петенька» получили дополнительную защиту от подделки, но стали непропорционально длинными.
Интересно, что их исполинский размер доставлял неудобство Государственному банку, так как порождал трудности при подсчете денег и их хранении. В 1910-х годах приступили к разработке новых кредитных билетов уменьшенного размера, но до конца эту работу не довели – помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.