История города Анжеро-Судженск началась в 19 веке. Незадолго до прохождения Транссиба на месте
будущего Анжеро-Судженска был найден уголь.
Одно из первых предприятий города – станция Анжерская. В год окончания строительства – 1895 –
это был маленький разъезд. При станции со времени открытия движения образовалось поселение.
Ближайшая от Анжерской станция – Судженка, а в девяти верстах от нее – село Судженское,
где жили 1600 человек.
В 1896 году на Судженском месторождении начата проходка нескольких крупных
по тому времени шахт. Три года спустя единоличным хозяином копи становится Лев Александрович
Михельсон – молодой и удачливый адвокат.
С течением времени прекращали деятельность отработанные шахты, появлялись
новые. Последняя, пущенная в эксплуатацию до Октябрьской революции, значилась
под №11.
Анжерские угольные копи, в отличие от Судженских, были государственными.
Промышленная разработка началась здесь в 1898 году с 8,3 тысяч тонн. Перед первой
мировой войной добыча велась на четырех шахтах, еще на трех шли подготовительные
работы.
В 1915 году Анжерские и Судженские выдавали на-гора 92% от всей добычи угольных предприятий края.
На шахтах работали артелями по 50-200 человек, во главе стоял артельщик – мелкий подрядчик.
Труд был немыслимо тяжел. В месяц у шахтера выходило по 45-48 смен,
каждая по 8 часов.
В 1901 году началось строительство Центральной электрической станции.
Война 1914 года заставила промышленность работать с повышенной нагрузкой.
В 1915 году впервые был преодолен миллионный рубеж, на-гора выдано 1058,2 тыс.
тонн угля.
Известие о падении царского режима дошло до анжерских земель 3 марта 1917 года.
В этот день и в Анжерке, и в Судженке состоялись митинги рабочих.
При общем изменении политического строя менялась обстановка и в поселениях.
11 мая 1918 года В.И. Лениным был подписан декрет «О национализации Судженских
копей».
Более подробно в:Рогов Г.И. Денежные знаки Анжеро-Судженска