Ставрополь (в 1777—1935 гг. — Ставрополь-Кавказский, в 1935—1943 гг. — Ворошиловск) — город краевого подчинения на юге России, административный центр Ставропольского края (в 1918 г. столица Ставропольской Советской Республики), также культурный, деловой и промышленный (машиностроение, приборостроение) центр края.
Ставрополь возник как форпост. Он вырос из крепости, основанной в 1777 г. на Азово-Моздокской оборонительной линии, входившей в зону Новороссии. В короткий срок приобрёл значение важного экономического центра Северного Кавказа. Строение крепости города имело форму вытянутого многоугольника, основой которого являлись две пересекающиеся оси. Такое пересечение напоминало крест. По другой версии, во время закладки фундамента крепости, строители выкопали большой каменный крест, непонятно как попавший в эту, тогда ещё не густо населенную местность. Это отражено не только в названии города, но и на его флаге и гербе. По третьей же версии, при определении мест под строительство крепостей Азово-Моздокской линии, Ставропольская крепость была отмечена на карте не точкой, как все остальные крепости, а крестиком. Самый первый из известных к настоящему времени план Ставрополя-Кавказского, датированный 1778 г., показывает, что крепость строилась по всем правилам того времени. Она занимала площадь около 10 гектаров и имела форму многоугольника, вытянутого с юго-запада на северо-восток. Длина его продольной оси равнялась 700, а поперечной — 320 метрам. Крепость была окружена валом и рвом. Высота вала составляла 1,8 метра, ров имел глубину около 3,5 метра и ширину от 6 до 9 метров.
В стратегическом отношении выбор был удачен. Гора, занимающая господствующее положение на окружающей местности, с севера была ограничена глубокой балкой реки Ташлы. Она круто обрывалась на востоке к выровненной площади, где располагалась Ставропольская станица. С южной, наиболее опасной в то время стороны крепость защищали вытянутые с запада на восток речные балки Мамайки, Мутнянки, Желобовки. Один из ручейков, проходивший вблизи крепостных рвов, начинался от родников внутри квартала, ограниченного современными улицами: Советской, Дзержинского, Маршала Жукова и проспекта Октябрьской Революции. Через них и нижележащие кварталы он протекает и теперь, но уже в закрытом каменном русле. Второй, более южный, ручеек начинался на участке, где теперь находится стадион «Динамо». Глубокий овраг, который находится между современными улицами Интернациональной и Кавалерийской, с запада ограничивал территорию, занятую постройками крепости, но расположенными вне её стен.
Практически повсеместно параллельно с возведением крепостей происходило строительство казачьих станиц. Так, уже в 1778 г. в станице Ставропольской, где разместился штаб Хоперского полка, насчитывалось 197 домов казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки и ещё несколько строений.
В Ставрополе бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский и А. И. Одоевский. В 1843—1847 годах в первом на Кавказе военном госпитале работал Пирогов Н. И.
Город Ставрополь, основанный в XVIII в. как крепость, в XIX в. превратился в ворота Кавказа. Через него проходила главная дорога на Кавказ и в Закавказье. Город быстро стал транспортным и купеческим центром.
Бурное железнодорожное строительство второй половины 19 и начала 20 вв. не обошло и Северный Кавказ. Однако основная линия железной дороги Ростов — Кавказская — Армавир — Минеральные Воды — Владикавказ обошла Ставрополь стороной. Губерния остро нуждалась в возможности вывоза сельхоз продуктов в промышленные центры и черноморские порты. Поэтому в 1897 г. была проложена ветка Кавказская — Ставрополь, но из-за установленных монопольно высоких цен она только сдерживала развитие Ставрополья. Выходом из данной ситуации стало строительство «Ставрополь-Туапсинской железной дороги».
С 1916 г. Ставрополь перестает быть железнодорожным тупиком, в нём работает 2 вокзала, первый тупиковый построенный АО «Владикавказские железные дороги» в 1897 г. Ставрополь-Ростовский железнодорожный вокзал и второй построенный в 1916 г. АО «Армавир-Туапсинской железной дорогой» Ставрополь-Туапсинский железнодорожный вокзал являющейся транзитным на участке Туапсе — Элиста.
В период Гражданской войны участок Армавир — Ставрополь очень пострадал, и Советское руководство сочло нецелесообразным его восстановление, так как железнодорожная развязка между этими двумя железными дорогами была построена в черте города, и всем поездам двигавшемся с Петровского села приходилось ехать через город. В связи с этим был запущен участок Михайловск-Старомарьевская, после чего второй вокзал оказался в стороне от основной дороги. Город вновь стал тупиком, в связи с этим тормозится его экономическое и культурное развитие, поэтому на многих уровнях все эти годы поднимается вопрос о соединении города железнодорожной веткой с Армавиром. О существовании железной дороги напоминают мосты, насыпи а также название целого района — Туапсинка.