Происшествия    Номер 051 от 25-03-98
Полоса 006 
 Фальшивые деньги
Фальшивые банкноты везли в Россию мешками
       Следственный комитет МВД России завершил расследование дела группы фальшивомонетчиков из Санкт-Петербурга, которые в 1995-1996 годах ввезли из Польши более 40 тысяч поддельных купюр достоинством 50 тысяч рублей. Это самая крупная партия фальшивок, которая когда-либо была импортирована в Россию.         
Семейный бизнес
        В 1995 году в Петербурге сотрудники вневедомственной охраны Юрий Палладий и Александр Штоль занялись перепродажей валюты около Гостиного двора. Спустя несколько месяцев, когда Штоль уволился из органов, они познакомились с поляком из Варшавы, который предложил менялам организовать реализацию в России поддельных 50-тысячных банкнот. 
        Александр Штоль мечтал перебраться на постоянное жительство в Германию (там у него были родственники), но уезжать без денег не хотел. Поэтому он сразу согласился с предложением, решив "заработать по-крупному". Немного поразмыслив, Палладий поддержал приятеля. Обсудив с новым знакомым все детали, "на разведку" в Варшаву отправились Александр Штоль и привлеченный к делу брат Юрия Палладия Сергей. Прибыв на место, они встретились с посредником, у которого купили тысячу банкнот по $4,5 за штуку. Фальшивые деньги были изготовлены очень качественно. Они были напечатаны на эмиссионной бумаге с водяными знаками, сделанной на одном из полиграфических комбинатов Германии. Невооруженным глазом отличить фальшивую купюру от подлинной было практически невозможно. 
        Для начала сообщники решили в Москве обменять с рук подделки на доллары. Тогда еще незаконный обмен валюты преследовался по УК, и они посчитали, что обманутые продавцы в случае обнаружения подлога не будут обращаться в милицию. 
        Однако москвичи неохотно меняли свои доллары. В итоге мошенники реализовали всего 400 банкнот. В этом им помог брат Малюкова Александр, живущий в Москве. 
        Не добившись особого успеха, приятели решили поменять 50-тысячные купюры на рынках. Для этого они стали покупать в киосках сигареты, получая сдачу настоящими деньгами. Но у многих продавцов банкноты вызывали недоверие, и они отказывались продавать товар, заявляя, что "нет сдачи". 
        Поняв, что в розницу большие партии фальшивых денег сбыть не удастся, компаньоны решили найти оптовых покупателей. Но поскольку единого мнения о том, как это делать, не было, они разбились на конкурирующие группы.          
"Сесть всегда успеешь!"
        В августе 1995 года Валерий Малюков и Сергей Палладий поехали в Варшаву. Там они приобрели тысячу купюр, но первого же их оптового покупателя — жителя Петербурга Андрея Ефимова — в сентябре 1995 года арестовали. Он попытался продать 1000 купюр предпринимателю из Ленинградской области. Но тот оказался законопослушным и донес на Ефимова в милицию. Также арестовали брата Палладия Юрия, активно помогавшего при доставке денег. Самим же организаторам преступления, Валерию Малюкову и Сергею Палладию, тогда удалось скрыться, после чего первый был объявлен в розыск. 
        В какой-то момент Малюков испугался и решил пойти в милицию с повинной. Но Александр Штоль, узнав об этом, отговорил его. "Сесть ты всегда успеешь,— сказал Штоль приятелю.— Лучше держись меня и заработаешь себе на жизнь". 
        К этому времени через Белоруссию возить контрабанду стало опасно (на границе с Польшей усилился контроль), и Штоль решил наладить обходной путь — через Калининград. Там он познакомился с таксистом Геннадием Калашниковым, который отвез его на своей машине в Варшаву. Приобретя тысячу поддельных купюр, Штоль вернулся в Петербург, где, по его словам, реализовал деньги через знакомого менялу Олега Туманова. Стоит заметить, что в этих вояжах его часто сопровождал Валерий Малюков. Но вскоре сообщникам пришлось налаживать новые каналы сбыта: в конце 1995 года Туманов был убит. 
        Тогда по поручению Валерия Малюкова его брат Александр наладил сбыт фальшивых купюр через своих знакомых в Москве. Но в марте 1996 года один из них попался на краже автомобиля, и компания распалась. 
        Другую группу сбытчиков подыскал сам Александр Штоль. В конце 1995 года он связался со своим двоюродным братом, живущим в Казахстане (его, кстати, тоже зовут Александр Штоль), и предложил заняться продажей фальшивок. Тот согласился и вместе с двумя приятелями до апреля 1996 года реализовал несколько тысяч купюр в Казахстане и в Сибири. 
        Вскоре оперативники вышли на след преступников. 24 апреля 1996 года троица была задержана в Новосибирске. Против них возбудили уголовное дело, а в ходе допросов оперативники впервые узнали о причастности петербургского родственника Штоля к распространению поддельной наличности. Однако задержать его и Малюкова удалось лишь через полгода.          
Арест
        Фальшивомонетчиков подвела самонадеянность. Во время посещения одного из посредников в Шлиссельбурге Штоль решил разменять 50 тысяч рублей в местной коммерческой палатке. Однако продавец через некоторое время выяснил, что деньги поддельные, и сообщил об этом милиционерам. Заодно он подробно описал внешность фальшивомонетчика и его автомобиль. 
        Трасса на Петербург была перекрыта, и автомобиль Александра Штоля задержали. Кроме него в машине оказались Валерий Малюков и их знакомый Сергей Коткин. При обыске у них нашли около сотни поддельных 50-тысячных купюр. Всех их арестовали и обвинили в сбыте фальшивой наличности. А вскоре удалось задержать и их сообщников: Александра Малюкова, Валерия Штоля, Геннадия Калашникова и четырех сбытчиков. Всего по делу сейчас проходит десять человек. В настоящий момент обвиняемые знакомятся с материалами дела. Затем оно будет передано в суд, который и установит степень виновности каждого из обвиняемых. 
        Кстати, на следствии выяснилось, что сообщники пытались наладить производство 100-тысячных купюр. Для этого Штоль приобрел у неустановленного лица за $5,6 тыс. 50 листов эмиссионной бумаги производства Петербургской бумажной фабрики. Штоль сперва попытался договориться об изготовлении денег в Польше, но не сошелся с поляками в цене. Потом через знакомых он вышел на москвичей, специализировавшихся на подделке проездных билетов. Но и с ними не договорился. В итоге листы так и остались невостребованными. Следователи полагают, что большую часть эмиссионной бумаги Штоль припрятал. 
        Не удалось выяснить, и кто ее украл на предприятии, а затем продал фальшивомонетчику. Когда следователи поинтересовались у руководства Петербургской бумажной фабрики о пропаже листов, там ответили, что фактов хищения на предприятии не зарегистрировано. 
        Следователи МВД России направили в Польшу поручение о допросе посредника из Варшавы, продававшего россиянам поддельные купюры (его описание и имя известно). Кстати, местная полиция не сидит сложа руки. Летом 1996 года, за несколько месяцев до ареста Штоля, в предместье Варшавы был обнаружен печатный станок и арестована группа фальшивомонетчиков. Однако установить их причастность к делу петербуржцев пока не удалось.          
        АЛЕКСЕЙ Ъ-ГЕРАСИМОВ
http://www.kommersant.ru/doc/195109/print